Екатерина Лисова
Проект «Моя малая Родина — Шушенский район»
▼ Скачать + Заказать документы
Оглавление
1. Паспорт проекта…. …. 2
2. Актуальность и обоснованность проекта «Моя малая Родина – Шушенский район»….…3
3. Цели и задачи…4
4. Ожидаемые результаты….…4
5. Этапы реализации проекта …. …5
6. Формы взаимодействия с детьми и родителями….5
7. Распределение содержания по разделам:
«Мой дом моя семья – это Родина моя» …. …. …6
«Мой детский сад – это Родина моя» ….…7
«Моя улица, моё село – это Родина моя»…. 8
Публикация «Проект „Моя малая Родина — Шушенский район“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2018
«Моя малая Родина – Шушенский район»…. 8
8. Литература, интернет ресурс….…. ….9
9. Приложения….….
ПРОЕКТ
«Моя малая Родина – Шушенский район»
Патриотическое воспитание детей
старшего дошкольного возраста
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
1. Вид проекта Творческо-информационный
2. Продолжительность Средней продолжительности 4 месяца
3. Участники проекта : • Дети старшей группы
• Родители (законные представители)
• Воспитатели
• Социальные партнеры:
РМБУК «Шушенская библиотечная система» Казанцевская библиотека филиал №6;
Историко-этнографический музей «Шушенский»;
МАОУ Казанцевская СОШ – школьный музей.
4. Общая характеристика проекта Проект состоит из четырех взаимосвязанных разделов:
1. «Мой дом моя семья»
2. «Мой детский сад»
3. «Моя улица, моё село»
4. «Мой Шушенский район»
5. Итоговое мероприятие «С чего начинается Родина»
7. Презентация проекта
Планирование деятельности осуществлялось по основным направлениям дошкольного образования:
- Познавательное развитие
- Речевое развитие
- Художественно-эстетическое развитие
- Физическое развитие
- Социально - коммуникативное развитие
Актуальность и обоснованность
проекта «Моя малая Родина – Шушенский район»
Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству
Д. С. Лихачев
В беседе с детьми, о родном селе и районе, возникла проблема. У детей мало сформированы знания об истории родного села и района, об их достопримечательностях, кто основал и прославил село. У детей нет представления о символике района. Снижен уровень речевого развития, словарный запас мал. Особенно этой теме мало удаляется внимания дома со стороны родителей. Поэтому, в нашей группе был разработан проект по теме «Моя малая Родина – Шушенский район».
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Исторически сложилось, так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном селе, районе, крае, стране, особенностях русских традиций. Недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.
В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким ему людям — матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям и сестрам.
Развитие любви и привязанности к родному дому в первоначальном значении служит первой ступенью патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
«Родной дом» — сложное, многогранное понятие. Оно включает отношение к себе как к личности, отношение к своей семье, включенность в семейные традиции. Первые друзья малыша, детский сад, куда он ходит, улица, на которой стоит его дом, — все это включается в представления ребенка о родном доме, о своей «изначальной» родине.
Постепенно эти представления расширяются. Родина уже ассоциируется не только с домом и с улицей, но с родным селом, районом, с окружающей природой. Позже приходит осознание причастности к краю и к России, огромной многонациональной стране, гражданином которой предстоит стать ребенку.
Цель проекта : воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через систематизацию знаний о своей семье, о детском саде, об улице на которой ребенок живет, родном селе, районе, о своей стране.
Задачи:
образовательные:
• Продолжать формировать у детей представления о семье, доме, детском саде, районе и селе в котором они живут.
• Познакомить детей с писателями, поэтами и художниками Шушенского района.
• Познакомить с достопримечательностями села и Шушенского района.
развивающие:
• Развивать личность дошкольника, его творческие способности, формировать желание и умение к познанию.
• Развивать любознательность, наблюдательность, коммуникативную компетентность.
• Развивать связную диалогическую и монологическую речь дошкольников.
• Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу.
воспитательные:
• Воспитывать нравственно-эстетические чувства, эмоционально-ценностное позитивное отношение к себе и окружающему миру.
• Формировать нравственно-патриотические чувства посредством ознакомления детей с произведениями пейзажной живописи, народного декоративно-прикладного искусства, архитектуры и музыкальными произведениями.
• Воспитывать эстетическое восприятие окружающего мира, чувство уважения к культуре, труду, традициям тружеников села и района.
Предполагаемый результат:
1. Сформированные представления у детей об истории, культуре, природе родного края.
2. Умение обобщать собственный опыт исследовательской работы в творческой деятельности.
3. Любовь к Родине, уважение к труженикам села.
4. Повысятся знания по следующим разделам проекта : «Мой дом, моя семья», «Мой детский сад», «Моя улица, село», «Мой Шушенский район».
5. Обладать ценностно-нравственные качествами, являющимися фундаментом для дальнейшего воспитания гуманной, духовно-нравственной и социально-активной личности, будущих достойных граждан России.
6. Повысится познавательная активность, общая культура и компетентность всех участников проекта.
7. Укрепится взаимосвязь между детьми, родителями (законными представителями) и педагогами.
8. Будет создана предметно-развивающая среда, способствующая нравственно-патриотическому воспитанию детей.
Этапы реализации проекта
Этап Мероприятия Сроки
1 этап
Изучение опыта других дошкольных образовательных учреждений
Подбор методического материала, художественной литературы, музыкального репертуара, наглядности
Январь
2 этап Реализации проекта согласно плану мероприятий с детьми и родителями.
Январь - май
3 этап Анализ деятельности по реализации проекта
май
4 этап Презентация результатов деятельности
май
Формы взаимодействия с детьми и родителями
Формы взаимодействия с детьми:
• Непосредственная образовательная деятельность;
• Совместная деятельность детей и педагогов;
• Чтение художественной литературы;
• Беседы, ситуативные разговоры;
• Слушание музыки;
• Игры (дидактические, ролевые, хороводные, подвижные и коммуникативные)
• Презентации
• Встречи с писателями и поэтами Шушенского района.
• Экскурсии по селу.
• Экскурсия в Шушенский музей.
• Экскурсии в национальный парк.
Формы взаимодействия с родителями :
• Консультации по проблемам патриотического воспитания детей;
• Сотворчество детей и родителей.
Последовательность работы
1. «Мой дом моя семья – это Родина моя»
2. «Мой детский сад – это Родина моя»
3. «Моя улица, моё село – это Родина моя»
4. «Моя малая Родина – Шушенский район»
Итоговое мероприятие
Формы и методы реализации проекта
1. «Мой дом моя семья – это Родина моя»
Основные направления дошкольного образования Форма работы
Познавательное развитие • Познавательное занятие «Я и моя семья»
• Экскурсия по фотовыставке «Моя семья»
• Решение проблемных ситуаций «Что такое хорошо, и что такое плохо…»
Речевое развитие • Беседа «Мой дом»
• Составление рассказов на тему: «Моя семья»
• Заучивание стихотворения Я. Акима «Моя родня»
Художественно-эстетическое
развитие • Рисование: «Нет на свете краше мамочек наших» (портреты) выставка детского рисунка; «Мой папа - самый лучший»
• Рассматривание семейных фотографий.
• Прослушивание аудиозаписей:
«Разноцветная семья», «Вся моя семья»
Физическое развитие • Подвижная игра "Змейка-папа, змейка-мама, змейка вся моя семья"
• Пальчиковая гимнастика «Семья»
Социально - коммуникативное развитие • Сюжетно-ролевая игра "Дочки-матери"
• Чтение сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"
• Психогимнастика «Эмоции моей семьи»
• Дидактическая игра "Кто больше назовет ласковых слов для своих родных"?
• Просмотр сказки «Три поросёнка»
Взаимодействие с родителями • Сотворчество детей с родителями : «Родословное древо нашей семьи»
2. «Мой детский сад – это Родина моя»
Основные направления дошкольного образования Форма работы
Познавательное развитие • Экскурсия по детскому саду
Речевое развитие • Словотворчество на тему: «Представь, что ты волшебник. Что бы ты изменил в детском саду? или «Представь, что было бы, если бы исчезли детские сады? Как ты думаешь, хорошо это или плохо?»
• Чтение стихотворения И. Гуриной «Мой любимый детский сад»
Художественно-эстетическое
развитие • Рисование: «Моя любимая игра в детском саду»
• Прослушивание аудиозаписей: «Динь-динь детский сад», «Наш детский сад», «Чудеса в саду»
Физическое развитие • Хороводная игра «Каравай»
• Подвижная игра «Дружба»
Социально - коммуникативное развитие • Коммуникативная игра «Кто в домике живет?»
• Проблемная ситуация «Мишка порвал коробку от настольной игры…»
• Коллективное дело: ремонт порванных книг, коробок
• Сюжетно-ролевая игра «Детский сад»
Взаимодействие с родителями • Анкетирование «Отношение родителей к детскому саду»
3. «Моя улица, моё село – это Родина моя»
Основные направления дошкольного образования Форма работы
Познавательное развитие • Рассматривание схем безопасного маршрута от дома до детского сада
• Знакомство с творчеством поэта Л. А. Башкировой, Л. В. Зырянова.
• Встреча с поэтом Л. А. Башкировой «Сказки бабушки Ариши».
• Знакомство с местными художниками И. К. Шутов, В. И. Сафрыгин.
• Конструирование «Дома на нашей улице»
Речевое развитие • Составление рассказов на тему: «Село родное»
• НОД ««История с. Казанцево»
• Беседы о жизни односельчан.
Художественно-эстетическое
развитие • Работа с фотоальбомом «с. Казанцево».
• Аппликация «Моя улица»
• Лепка «Машины нашего села»
• Рисование «Моё село»
Физическое развитие • Малоподвижная игра «Колечко»
• П/И «Автобусы»
Социально – коммуникативное развитие • Экскурсии по улицам села: - в Дом культуры, в библиотеку, к памятнику героев ВОВ.
• Экскурсия в школьный исторический музей.
• Сюжетно-ролевая игра «Почта»
• Д/И «Улица, на которой я живу»
• Игра – аттракцион «Внимание, пешеход!»
• Экологическая акция «Сделаем село - чистым» :
Взаимодействие с родителями • Оказание помощи в проведении экологической акции.
• Участие в создании альбома «Наше село – Казанцево»
4. «Моя малая Родина – Шушенский район»
Основные направления дошкольного образования Форма работы
Познавательное развитие • Виртуальная экскурсия «Район, в котором мы живем» (Презентация)
• Презентация «Символы района»
• Беседы о труде людей в прошлом, необходимых орудиях труда.
• Рассматривание кукол в народных костюмах
• Презентация «Русский народный костюм»
• Познавательное занятие «Шушенский район – моя малая Родина»
• Беседы о природном окружении «Лес и его обитатели», «Обитатели реки Енисей»,
• Итоговое занятие «С чего начинается Родина»
Речевое развитие • Чтение стихотворений и рассказов о Шушенском;
• Рассматривание иллюстраций и фотографий о достопримечательностях Шушенского;
• Беседа о символике Шушенского района
Художественно-эстетическое
развитие • Рисование: «Люблю березу русскую»
• Прослушивание: народных песен
• Выставка рисунка «С чего начинается Родина»
Физическое развитие • Русские народные игры: «Гуси лебеди», «Карусель», «Колпачок», «У медведя во бору», «Гори, гори ясно»;
• Игры бабушек и дедушек
Социально - коммуникативное развитие • Д/И «Народные промыслы»
• Режиссерская игра «Армия»
• Просмотр мультфильма «Мы живём в России»
• Чтение русских народных сказок: «Ночь на Ивана Купалу», «По щучьему веленью»
• Экскурсия в национальный парк «Берендей».
• Экскурсия в историко-этнографический музей «Шушенский».
Взаимодействие с родителями • Консультация для родителей «Как воспитать маленького патриота»
• Создание фотоколлажа «Достопримечательности Шушенского района»
Литература
1. Бурмистрова И. К., Евдокимова Е. С. «Воспитание маленького гражданина»
2. Виноградова Н. Ф., Жуковская Р. И. «Родной край»
3. Виноградова Н. Ф. «Страна Россия»
4. Виноградова Н. Ф. «О родной стране»
5. Блинова Г. М. «Познавательное развитие детей 5-7 лет»
6. Кондрыкинская Л. А. «Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду»
7. Казаков А. П., Шорыгина Т. А. «Детям о Великой Победе»
Интернет-ресурс
1. https://zanimatika.narod.ru Знаем и любим Россию
2. https://www.portal-slovo.ru/ Образовательный портал «Слово»
3. https://archives.ru Портал «Архив»
4. https:// 1september.ru Образовательный портал «Первое сентября»
5. https://u209.48.spylog.com Патриарший центр Духовно нравственного воспитания детей и молодежи России
6. https://www.sisp.nkras.ru/ Электронный научный журнал «Современные исследования социальных проблем»
7. nsportal.ru Социальная сеть педагогических работников