Эльмира Хамидуллина
Проект «Моя малая Родина»
▼ Скачать + Заказать документы
Выполнила воспитатель
Хамидуллина Эльмира Рафкатовна
Буинский район, д. Мещеряково
2017 год.
СОДЕРЖАНИЕ:
Актуальность проекта….3
Цели и задачи, срок реализации, участники проекта, образовательные области и программы, содержание которых включено в проект….…. 7-9
План реализации проекта. …10– 16 Результаты реализации проекта…. 17
Заключение….18
Литература….….20-21
Приложения…22-38
Публикация «Проект „Моя малая Родина“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
Актуальность.
"Малая Родина, малая Родина,
Наша весна и любовь,
Горечь рябины и сладость смородины,
Осени хмурая бровь.
Сколько бы ни было читано - пройдено
Лет, километров и строк,
С нами всегда наша малая Родина -
Наш благодатный исток. "
Родина - это Россия, но у каждого из нас есть место, где он родился, где все кажется особенным, прекрасным и родным. Ничто на земле не может быть ближе, милее, чем малая родина.
Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а живя в селе, постоянно, с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве своего родного края? В этом – выражение глубокой любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, знание того, чем знаменит родной край, какова его природа, каким трудом заняты люди, взрослые передают детям.
Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытал на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.
Все мы - дети Природы. И с малых лет человек должен познавать её и непременно учиться любить, оберегать. Природа способствует умственному развитию детей, их логическому мышлению и речи. Природа полна необыкновенных чудес, она никогда не повторяется, и нам, педагогам, следует учить детей искать и находить новое уже в известном, виденном. Любой край, любой город, любая деревня неповторимы. У каждого своя природа, свои традиции, свой быт. А малая Родина-это природа, которая его окружает, семья, дом, детсад. Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости.
В современных условиях нет задачи важнее, чем формирование патриотизма. Вместе с тем нет задачи и сложнее. Но сложно не означает невозможно, поэтому каждому педагогу, важно продумать собственную идеологию воспитания чувства любви к Родине. По нашему мнению, сам педагог должен быть искренне убежденным патриотом и уметь не проповедовать любовь к Родине, а увлекательно исповедовать и доказывать ее своими делами, полными энергии и преданности иной, поэтому, не будучи патриотом, сам педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине.
Огромное значение имеет формирование интереса у детей к явлениям традициям, праздникам. Дети всегда должны быть участниками всех событий родного края. Это рождает прекрасные чувства к своей Родине. Чувства любви к Родине «вырастают» из любви и привязанности к близким людям, к семье, где ребенок окружен заботой, вниманием, лаской.
Перенимая особенности поведения взрослых, дети усваивают тон, манеру, представления, которые бытуют в семье. Они чутко понимают особенности, характер отношений между людьми. Игры детей в дочки-матери дают воспитателю богатый материал для понимания характера отношений между взрослыми в семьях. Задача заключается в том, чтобы сделать чувство любви и привязанности к людям, более осмысленным действительным. Педагог рассказывает дошкольникам о значимости труда родителей, подчеркивая их заботу о детях. Для этой цели он использует беседы, художественную литературу, показывает картины, проводит экскурсии по примечательным местам.
Дошкольное учреждение – вторая семья ребенка, где он окружен вниманием, любовью и заботой работников детского сада. У детей воспитывается уважение к труду тех, кто их воспитывает, лечит, кормит, заботится о чистоте помещений. Организуя наблюдения за трудом няни, прачки, повара, дворника и других работников, воспитатель раскрывает детям смысл их действий, направленных на создание в детском саду чистоты, уюта, обеспечение детей вкусной едой, заполнение их жизни содержательной, интересной деятельностью. Дети должны стремиться беречь результаты туда взрослых и по возможности помогать им, вместе создавать красоту окружающего быта.
Надо развивать у детей интерес к своим сверстникам, желание идти в детский сад, чтобы играть с друзьями. Интересные занятия и игры, веселье и радости, пережитые в коллективе сверстников, делают для ребенка детский сад вторым домом (Л. С. Выготский, В. А. Сластенин, К. Д. Ушинский).
Воспитывать у детей любовь к родной природе, способность чувствовать ее красоту, стремление сохранять, беречь и приумножать ее богатства – такова другая сложная задача воспитателя. Чувство любви к природе будет устойчивым, если воспитатель осуществляет эту работу начиная с младшей группы. Воспитатель учит детей воспринимать красоту родной природы, испытывать радость общения с нею. Представления и впечатления о родной природе осмысливаются и углубляются при использовании в работе с детьми произведений художественной литературы и искусства. На прогулке дети любуются красотой природы, учатся бережно относиться к ней.
Таким образом, патриотическое чувство не возникает у детей само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитания. Дошкольные образовательные учреждения призваны формировать у детей первые представления об окружающем мире, отношение к действительности и дать возможность почувствовать себя с ранних лет гражданином своего Отечества, любви к Родине, к речи.
Мы живём в Республике Татарстан, селе Мещеряково. Природа нашего края поражает своим великолепием и красотой. Наша природа красива в любое время года. В нашей дошкольной группе ведётся целенаправленная деятельность по формированию ценностного отношения к родному краю. Воспитывая у детей любовь к родной деревне необходимо подвести к пониманию, что надо бережно относиться и к природе родного края. Воспитывая у детей любовь к малой Родине, самое главное - необходимо подвести к пониманию, что наше село – частица большой Родины - России. Важно показать уникальность села, помочь увидеть его неповторимость и красоту. Что здесь в Мещеряков, как и в других сёлах, городах страны трудятся люди - это их близкие и родные, они живут дружно, берегут и охраняют природу и т. п. Следует понимать, что мир ребёнка отличается от мировоззрений взрослого человека. Мир ребёнка, в первую очередь - это его дом, семья, улица, ближайшая территория: двор, игровая площадка, лес, река - всё-то, что окружает его и самым непосредственным образом влияет на его жизнь.
Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле. Формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступному ребенку явлениям общественной жизни.
Раздел Содержание
Цель проекта - создание оптимальных условий для развития нравственно – патриотических чувств у дошкольников старшего возраста через построение педагогического процесса в ДОУ.
- воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.
Задачи проекта
Формировать у детей:
- обучение и расширение доступных знаний о стране, городе и родном селе: его истории, культуре, географии, традициях, достопримечательностях, народных промыслах, архитектуре, выдающихся земляках, природе и т. д. ;
- чувство любви к родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
- умение анализировать свое поведение и отношение к окружающим;
- стимулировать детскую активность через народные подвижные игры.
Воспитывать у детей:
- стремление к познанию культурных традиций (родного края, села) через творческую, познавательно – исследовательскую деятельность;
- уважительное отношение к членам своей семьи;
- гражданско-патриотические чувства через изучение родного края, села (достопримечательности, символика);
- воспитывать уважение к традициям и праздникам народов, проживающих в Республики Татарстан.
Развивать у детей:
- познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление) посредством специальных игр и упражнений;
- представления о национальной культуре, об образе жизни людей, проживающих в Республике Татарстан.
Методы проекта Наглядные : фотографии, мультимедийные презентации, открытки, книги., экскурсии.
Словесные: беседы, чтение художественной литературы.
Игровые: дидактические игры, сюжетно-ролевые, игры-сотрудничества
Практические: (игра, труд)
Этапы реализации проекта
Этапы проекта Содержание этапа Результат
1
Организационно-подготовительный - Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора, определение цели и задач проекта, подбор литературы, пособий, атрибутов, наличие у участников проекта четкого представления о необходимости внесения изменений в воспитательно – образовательный процесс. Проект по созданию развивающей среды по нравственно-патриотическому воспитанию. Анализ ресурсов ДОУ, разработка плана действий для реализации проекта.
2 Практический Осуществление плана мероприятий по реализации проекта.
Организация и проведение циклов занятий, совместных экскурсий и мероприятий, проведение конкурсов и викторин, создание уголков краеведения в группах. Проведение запланированных мероприятий.
3 Рефлексивно-диагностический Внесение необходимых изменений в план мероприятий в свете проделанной работы. Выполнение коррекционных мероприятий.
4 Заключительный Обобщение результатов работы, анализ деятельности, удовлетворенность всех участников результатами, сопоставление имеющихся результатов с прогнозируемыми. Мини-музей
Раздел Содержание
Тип проекта Групповой.
Участники проекта Дети старшей группы, педагоги, родители.
Вид проекта Познавательно – творческий.
Сроки проведения Долгосрочный на один год.
Образовательные области программы, содержание которых включено в проект «Коммуникация», «Социализация», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Музыка».
Предполагаемый результат
Сформированное правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы родного края, умения видеть красоту родного края и города, радоваться ей; знание истории и культуры своего края, родного села, его достопримечательности;
Формирование чувства национального достоинства, ответственности, чувства гордости за свою Родину. Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по ознакомлению с историческими ценностями нашей культуры, традициями, достопримечательностями, памятниками.
Вся работа по проекту состоит из 9 блоков :
№ п/п Содережание
1 Моя семья
2 Я люблю свой детский сад и село, где я живу.
3 Моя малая родина - город Буинск.
4 Татарстан – моя Республика.
5 Орнамент татарского народа.
6 Казань – столица нашей Республики.
7 Душевные узоры татарского народа
8 Творчество Г. Тукая.
9 Народы Поволжья.
План реализации проекта :
Месяц Блок Содержание работы с детьми Содержание работы с родителями Итоговое мероприятие
Сентябрь Моя семья - Беседа на тему «Я горжусь трудом своих родителей».
- Дидактические игры «Для чего человеку имя», «Как тебя зовут по-другому».
-. Рисование на тему «Я и моя семья».
- Работа над понятиями: семья, фамилия, имя, отчество.
- Рассказывание на тему: «Дом, в котором я живу».
- Рисование: «Мой дом».
- «Уж небо осенью дышало»
- Экскурсия в осенний лес.
- Игра: «Назови деревья, нашей местности». - Анкетирование «Знаете ли вы своего ребёнка?»
- Работа с родителями : тематическая беседа «Семейные традиции»
- Оформление альбома «Моя семья»;
Праздник «День знаний»
Октябрь «Я люблю свой детский сад и село, где я живу». - Экскурсия «Мое село - Мещеряково»
- Беседа на тему «Наши добрые дела»
- Экскурсия в дом культуры в мини-музей «Сельская изба»
- Рисование на тему «Там, где я живу, красиво»
- Оформление папки-передвижки «Мое любимое село»
- Беседа «Люди нашего села». - Оформление альбома «Наше село»
- Консультация «Главные условия воспитания детей в семье».
- Изготовление плана безопасного движения от дома до детского сада.
- Изготовление плана села Мещеряково. Татарский праздник «Смбел»
Ноябрь Моя малая родина - город Буинск. - Презентация для детей на тему: «История города».
- Беседа и рассматривание иллюстраций с видами родного края.
- Аппликация на тему: «Мой город».
-• Прослушивание песен на русском и татарских языках «Город мой Буинск», “Буа- бхет бишегем” Р. Рахматуллина.
-Игра – путешествие «Я живу на земле Буинской»
- Беседа на тему «Красная книга области» - Посещение музея города Буинска.
Фоторепортаж «Наш город».
Экскурсии «Достопримечательности города Буинска». Развлечение на тему: «Ловкие и смелые».
Декабрь Татарстан - моя Республика - Игра – путешествие по карте Татарстана.
-Знакомство с городами республики Татарстан и ее столицей.
- Беседа на тему «Я люблю тебя, Татарстан»
- Дидактическая игра «Кто живёт в нашей республике»
- Пословицы и поговорки о родном крае. Объяснение значений пословиц о Родине
- Просмотр слайдов «Достопримечательности города Казани».
- Разучивание стихотворений о родном крае на русском и татарском языках. Выставка рисунков на тему: «Моя Республика Татарстан».
- Домашнее задание: изготовление самодельной книги с детьми о Республике Татарстан Татарский праздник «Нардуган»
Январь Орнамент татарского народа.
- Рассказывание татарских народных сказок «Соловей», «Добрый совет».
- Рисование на тему: «Татарская красавица». - Разучивание элементов татарского народного танца.
- Рассматривание иллюстраций альбома «Национальные блюда».
- Драматизация татарской народной сказки «Три дочери». - Папка- передвижка на тему: «Татарские народные праздники».
- Выставка «Национальные блюда».
Февраль Казань – столица нашей Республики. -Просмотр презентации «Символика Татарстана».
Рассматривание альбома «Казань – столица нашей Республики»
- Чтение стихотворений А. Анисимова «Татарстан», Р. Миннуллина «Над Казанью», С. Малышева «Наш город» и др.
-Рассматривание альбома «Военная техника на боевом посту»
- Беседа на тему: «Наши земляки-защитники Отечества - Выставка рисунков на тему: «Моя Родина - Татарстан».
- Домашнее задание: изготовление самодельной книги с детьми о Республике Татарстан Праздник «День Защитника Отечества»
Конкурс чтецов «И туган тел- и матур тел!»
Март Душевные узоры татарского народа Просмотр слайдов «Татарские народные узоры».
Беседа на тему: «Национальные костюмы, украшения татар».
Лепка «Угощение для гостей».
Просмотр слайдов «Татарские национальные праздники - Науруз, Сабантуй».
НОД «Птицы в гости к нам спешат».
Экскурсия на почту.
Разучивание стихотворений и песен к празднику. Анкетирование «Трудовое воспитание»
Изготовление скворечников. Татарский праздник «Карга боткасы»
Праздник «Сердце матери лучше солнца греет».
Апрель Творчество Г. Тукая - Просмотр слайдов «Жизнь и творчество Габдуллы Тукая».
- Беседа на тему: «Г. Тукай — детский писатель».
- Рассказывание сказки Г. Тукая «Коза и Баран». -Драматизация сказки «Водяная».
- Разучивание песни на слова Г. Тукая «Родной язык».
-Рассматривание видеофрагментов из постановки балета «Шурале» (Либбретто Ахмата Файзи, музыка Фарида Яруллина)
-Конструирование из природного материала (коллективная работа) «Шурале». Папка- передвижка: «Г. Тукай - известный детский сказочник,
любимый писатель и поэт».
- Конкурс игрушек: «Любимые герои»
- Выставка рисунков по сказкам Г. Тукая.
- Изготовление костюмов к празднику.
Совместное с родителями изготовление декораций.
Праздник с участием родителей «Тукай — в наших сердцах».
Май Народы Поволжья - Просмотр слайдов «Мы дружный народ».
- Просмотр альбомов «Русские и чувашские народные костюмы, узоры».
-Разучивание национальных игр народов Поволжья.
Рассматривание фотоальбома «Одежда и быт народов Поволжья». - Разучивание песни «Сабантуй» - Анкетирование «Знаете ли вы традиции своего народа».
- Выставка рисунков на тему: «Национальные костюмы моего народа». Праздник «Сабантуй»
Результаты реализации проекта :
№ п/п Содержание
1 Изготовлен план безопасного движения от дома до детского сада
2 Изготовление плана села Мещеряково
3 Оформление папки-передвижки «Мое любимое село»
4 Оформлен альбом «Моя семья»
5 Папка- передвижка на тему: «Татарские народные праздники»
6 Изготовление самодельной книги с детьми о Республике Татарстан
7 Выставка рисунков на тему: «Национальные костюмы моего народа»
8 Проведение конкурса по творчеству Г. Тукая «И туган тел, и матур тел»
9 Проведение праздника «Габдулла Тукай в наших сердцах»
10 Составление фоторепортаж «Наш город»
11 Ппроведение национального праздника «Сабантуй»
12 Участие в муниципальном конкурсе «Живая нить традиции»
13 Участие в республиканском конкурсе «Путешествие в страну Г. Тукая»
14 Участие в муниципальном конкурсе чтецов «Илебезд, телебезд, кнеллэрд Тукай теле!»
15 Участие в муниципальном конкурсе «Международный день родного языка»
Заключение
Решение задач патриотического воспитания во многом зависит от воспитателя и родителей. Если взрослые поистине любят свою Родину, преданы ей, умеют наряду с критикой замечать и показывать ребенку привлекательные стороны, можно надеяться на эффективность воспитательно-образовательной работы. В противном случае одно неосторожное слово может разрушить многое. Поэтому родителям стоит задуматься над собственным чувством любви к Родине. Важнейшим условием эффективности работы по воспитанию патриотизма у дошкольников является понимание родителей необходимости патриотического воспитания, их помощь педагогам в этой работе.
Ко всему прочему патриотическое воспитание формирует в будущем человеке любовь к другим людям, учит помогать людям, воспитывает в человеке благородство. Поэтому сегодня первоочередная задача всех педагогов воспитывать в детях любовь к родине, к своему городу, к своей семье и друзьям, учить помогать друг – другу, в общем, воспитать настоящего достойного человека – гражданина Российской Федерации.
Таким образом, можно сделать вывод, что только систематическая, планомерная работа и совместное воздействие таких факторов, как семья, ближайшее окружение, детский сад, объединенных в одну образовательную систему, позволяет воспитать у ребенка чувства патриотизма, гражданственности, толерантного отношения к другим нациям и народам.
Ведь воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный, требующий от нас большой личной убежденности и вдохновения.
На примере нашего небольшого села можно проследить всю историю нашей большой страны. Много и проблем у современного российского села. К сожалению, села постепенно вымирают, и наше село не исключение, но очень хочется надеется, что оно выживет в это сложное время (были времена и хуже). Ведь в нашем селе есть мечеть, который собирает вокруг себя людей. Так хочется верить в то, что те, кто сейчас учится и живёт в нашем селе не забудут своей малой Родины, не предадут её, когда вырастут. Не даром говорится, что где родился, там и сгодился, а земля-матушка уж позаботится о нас.
В этом исследовательском проекте изучена лишь небольшая часть истории нашего села, города Буинска и Республики Татарстан тем для исследования много. Мы очень любим свое село, мы счастливы, что родились и живем в нем, это наша Родина!
Список используемой литературы:
1. «Буинские просторы», «Буа ягым-тау ягым» Казань : Идел-Пресс, 2000
2. «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
3. К. В. Закирова, Л. Р. Мортазина “Балачак-уйнап-клеп ср чак”, Балалар бакчасында уеннар. Казан, 2012.
4. Статьи об истории села Мещеряково.
5. Мой родной дом» /под ред. Араповой-Пискаревой Н. А. М. : Просвещение, 2009
6. Как знакомить дошкольников с природой. Под ред. П. Г. Са- моруковой. - М., Просвещение, 1978. - 223с.
7. Логинова Л. В. Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников // Справочник «Старшего воспитателя дошкольного учреждения». – 2007. - № 1. – С. 38 – 48.
8. Харисова Л. Н. «Культура народов Татарстана», Казань, «Магариф» 2000.
9. Администрация Буинского района Республики Татарстан и города Буинска «Буинская энциклопедия», Казань -2010.
10. Андреева, Н. Ф. «Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ» Управление ДОУ. – 2005. - № 1. – С. 16.
11. Бакиров М. Х. «Татарский фольклор», Казань, издательство «Магариф», 2008.
12. Закирова К. В. «На поляне детства», Казань -2011.
13. Иванов В. П. «Чуваши» история и культур», Чебоксары -2009.
14. Исаева Р. И. «Музыкально - эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей дошкольного возраста», Казань-2004.
15. Тукай Г. М. «Шурале», Ленинград- 1967.
16. Тукай Г. М. «Водяная», Казань-2011.
17. Тукай Г. М. «Сказка про Козу и Барана», Казань-2005.
18. Фахрутдинов Р. Г. «История Татарского народа и Татарстана» Казань, «Магариф», 2000.
19. Харисова Л. Н. «Культура народов Татарстана», Казань, «Магариф» 2000.
20. Интернет ресурсы.
Приложение 1
Анкета для родителей
"Знаете ли вы своего ребенка?"
Уважаемые родители!
С целью организации эффективного взаимодействия с педагогами дошкольной образовательной организации по вопросам воспитания и развития вашего ребенка предлагаем ответить на вопросы данной анкеты.
1. Заполняет анкету:
• мама;
• папа;
• другой член семьи ___ .
2. Возраст ребенка (полный) ___ .
3. С кем живет ребенок? (состав семьи) ___
4. Какие заболевания перенес ребенок, имеются ли у него хронические заболевания? ___
5. Кто в вашей семье занимается воспитанием ребенка? ___
6. Кому из членов семьи ребенок отдает предпочтение в процессе общения? ___
7. Чем ребенок любит заниматься дома (играть, рисовать, ухаживать за домашними животными, др.? ___
8. Нравится ли вашему ребенку:
• рисовать;
• заниматься физической культурой;
• петь, музицировать;
• играть в подвижные игры;
• слушать рассказы, сказки;
• выполнять различные задания самостоятельно и совместно с взрослыми;
• играть вместе с другими детьми;
• убирать игрушки;
• ходить на прогулку;
• наблюдать за растениями, животными, насекомыми;
• ходить в магазин за продуктами;
• участвовать в драматизациях, публичных выступлениях.
9. Есть ли у ребенка любимые игрушки? Какие? ___
10. Почему, на ваш взгляд, ребенок выделяет именно эти игрушки? ___
11. Вы играете вместе с ребенком? ___
12. В процессе игры вы принимаете правила, которые предлагает ребенок, или диктуете свои? ___
13. Проводятся ли с ребенком развивающие занятия дома? Какие? ___
14. Как вы называете своего ребенка в повседневной жизни? ___
15. Часто ли вы хвалите своего ребенка? За что?___
16. Как часто вы наказываете ребенка? За что? ___
17. Какие положительные качества вашего ребенка вы можете назвать? ___
18. Какие черты характера вашего ребенка вас беспокоят? ___
19. Есть ли у вашего ребенка страхи? Какие? ___
20. Вы считаете своего ребенка способным? ___
21. Какие именно способности он проявляет? ___
22. Как себя ведет ребенок в домашней обстановке и вне дома? ___
23. Интересуетесь ли вы, чем занимался ребенок в детском саду? ___
24. Испытываете ли вы трудности в процессе воспитания ребенка? ___
25. Помощь каких специалистов дошкольной образовательной организации вы хотели бы получить:
• воспитателя;
• педагога-психолога;
• учителя-логопеда;
• музыкального руководителя;
• инструктора по физической культуре;
• другого специалиста (указать).
Спасибо за сотрудничество!