Алла Гурина
Проект «Моя малая Родина — Мордовия»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Моя малая Родина»
Гурина А. Ш., воспитатель
Структурное подразделение «Детский сад №9 комбинированного вида»
Актуальность:
Что такое патриотизм? В чем проявляются патриотические чувства у детей? Совокупность таких качеств человека, как преданность, любовь к своей Родине, желание беречь и нести ответственность за её судьбу, даёт право считать его патриотом своей страны. Фундаментом патриотизма является целенаправленное ознакомление детей с родным краем.
Публикация «Проект „Моя малая Родина — Мордовия“» размещена в разделах
- Мордовия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2018
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей семье, дому, городу, республике. Ребенок, как картинку начинает собирать образ малой Родины; накапливает социальный образ жизни, взаимоотношения, приобщается к культуре, промышленной направленности, изучает прошлое, знакомится с известными земляками и начинает восхищаться и гордиться родным городом, республикой, страной.
Информация, которую получает ребёнок, должна вызывать не только чувства, но и стремление к познанию, действию. Широкую возможность для познавательно-исследовательской деятельности даёт проектный метод. Он позволяет расширять горизонты познаваемого.
Хочу предложить увлекательное путешествие по Мордовии.
Мордовия – самобытная республика с красочным народным колоритом.
Я уверена в том, что дети и взрослые узнают много неожиданного, интересного.
Вид проекта – исследовательский. Осуществляется в старшей или подготовительной к школе группах, в контакте с семьями воспитанников.
Участники проекта.
Педагоги, дети старшей или подготовительной групп, родители. Проект реализуется в сотрудничестве с музеями, библиотекой, выставочным залом, учреждениями культуры.
Цель проекта.
Формирование у детей чувства любви к своей малой Родине. Обогащение знаний детей об истории, культуре, национальных обычаях, костюмах, традициях и знаменитых земляках, проживавших на территории Мордовии.
Основные задачи.
Закреплять знания детей об историческом и настоящем родной республики на материале легенд, преданий, музеев, интернет-материалов, научной литературы.
Воспитывать чувство гордости за земляков, уроженцев Мордовии. Развивать бережное и созидательное отношение к республике.
- формирование у детей понятия «малая родина»;
Гипотеза
Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни на специальных занятиях по ознакомлению с окружающим. Наличие таких занятий, на мой взгляд, является непременным условием полноценного патриотического воспитания, осуществляемого в системе.
Проживая в России, на берегах великой русской реки Волга, мы и наши дети должны лучше знать традиции своего народа, а также традиции и культуру народов Поволжья. В ходе реализации проекта дети получают знания о традициях, истории, культуре, обычаях мордовского народа. Дети также узнают о национальном костюме, о традиционной вышивке, орнаменте, а также о народных сказках Мордвы. В процессе такой работы дети начнут проявлять интерес к национальной культуре народов Поволжья.
План реализации проекта.
1. Постановка проблемы: Что мы знаем о Мордовии? Что хотим узнать?
2. Определение предстоящей деятельности: Как нам найти ответы на вопросы?
3. Планирование деятельности детьми совместно с взрослыми, определение средств и способов реализации проекта.
4. Выполнение проекта детьми и взрослыми.
5. Обсуждение результатов.
6. Определение перспектив проектирования.
Предполагаемый результат:
Cформированные знания о природе Мордовии, Государственных символах, изобразительном искусстве, народных промыслах, фольклоре. Обогащение словарного запаса детей, расширение кругозора.
Этапы проекта
I этап. Подготовительный этап
Подбор и изучение методической литературы, интернет ресурсов по вопросам организации проектной деятельности, поликультурного образования.
Подготовка материалов для организации творческой и познавательно-исследовательской деятельности:
• Подбор национальной мордовской одежды (мужской, женской)
• Предметы быта (посуда, полотенца, ухват и т. д.)
• Альбомы «Элементы мордовского народного костюма», «Национальный мордовский орнамент», «Столица Мордовии – Саранск».
Оформление презентаций:
• «Народы Поволжья», «Быт мордовского народа», «Мордовская народная игрушка», «Мордовское жилище» «Знаменитые земляки».
• Оформление картотек «Мордовские народные игры», «Мифы и легенды мордовского народа», «Произведения Якова Пинясова».
• Разработка конспектов НОД.
• Анкетирование родителей : «Поликультурное воспитание в семье», «Знаете ли вы мордовскую литературу?».
• Консультация для родителей «Мордовская народная игрушка».
II этап. Продуктивный этап.
Непосредственно – образовательная деятельность.
«Ознакомление с укладом жизни мордовского народа», «Особенности мордовского жилища»,
Просмотр презентаций, знакомство с историей республики на основе фотоальбомов, экскурсии в музеи и выставочные залы.
Встречи с интересными людьми, викторины – «Знатоки родного края»,
Праздники – «Фестиваль национальной культуры».
Оформление альбомов: «Мы в Мордовии живем», «Знаменитые земляки».
Дидактические игры: «Угощение для гостей», «Найди предметы мордовского быта», «Узнай орнамент», «Одень куклу Алдунью», «Собери узор».
Чтение произведений мордовского народа : сказки, легенды, рассказы.
Слушание музыкальных произведений, песен. Разучивание элементов мордовских народных танцев.
Рисование «Памятные места родного города»,
Аппликация «Валенки, валенки», «Укрась мордовское платье, полотенце, фартук».
Лепка скульптур малых форм.
Подвижные игры: «
Определение перспектив проектирования.
В процессе реализации подобных проектов педагогами накапливается богатый материал, обогащается развивающая среда. Происходит интеграция все разделов программы, которые объединяет единая тема проекта. Взрослые (родители, педагоги) выступают в роли партнера и создают ситуации для проявления самостоятельности, творчества, и других важных качеств ребенка.
В процессе поисковой деятельности дети узнают историю своей малой Родины. Познакомятся с архитектурными постройками. Узнают о первом герое Советского Союза из Мордовии, о великом скульпторе Степане Эрьзе, художнике Сычкове, адмирале Ф. Ушакове и других знаменитостях Мордовии.
Что дает реализация данного проекта детям, родителям, воспитателям:
- формирование и совершенствование знаний о Мордовии, её истории, культуре;
- обмен впечатлениями по теме;
- проявление интереса родителей к сохранению народных традиций;
- формирование у детей понятия «малая родина»;
- обмен педагогическим опытом, рост профессиональной компетентности педагогов;
- создание условий для эффективного осуществления педагогической работы по приобщению детей к истории, культуре малой родины.
- оформление и обогащение методической базы, развивающей среды ДОУ.
Дети должны знать и называть:
место проживания: республику, город; свою нацию, мордовскую культуру, традиции.
национальный костюм своего народа, элементы одежды; мордовскую вышивку и элементы мордовской вышивки.
III этап. Заключительный.
Праздник «Цвети Мордовия моя».