Ячмень Татьяна Яковлевна
Проект «Город Волгодонск — моя малая Родина»
▼ Скачать + Заказать документы
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём!
Вид проекта :
Информационно – практико - ориентированный, творческий:
дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на
социальные интересы (оформление в группе мини музея -
казачьего уголка, игр и др., среднесрочный.
Участники проекта :
Дети старшей группы, родители,воспитатели.
Публикация «Проект „Город Волгодонск — моя малая Родина“» размещена в разделах
- Мой город. Проекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
Актуальность темы: российское общество на современном этапе характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Процесс приобщения к общечеловеческим ценностям и патриотизму начинается с детства.
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе, культуре и быту своего народа.
Любовь маленького ребёнка к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, бабушке, дедушке, с любви к своему дому, к улице, на которой он живёт, к детскому саду, городу. Это требует от педагогов дошкольных образовательных учреждений использовать в своей работе инновационные технологии.
Наблюдая за детьми, мы увидели, что они с любопытством рассматривают открытки, фотографии о родном городе, делятся впечатлениями. Но, беседуя с детьми, мы убедились в том, что у детей поверхностные представления об истории родного города и природе Донского края.
Модель 3-х вопросов.
Что мы знаем про это? Что мы хотим узнать? Как мы узнаем?
В нашем городе красивые дома. Ярик Г.
Раньше в городе не было церквей. С Коля.
По судоходному каналу плывут баржи. Ростислав Ф.
В городе Волгодонске есть много памятников Женя Д.
В Волгодонск приезжал В. В. Путин. Никита Р.
В городе есть заводы. Ярик К.
Сколько лет нашему городу? Р. Никита.
Почему наш город называется Волгодонск? Д. Женя.
Что было раньше на месте города? Коля С.
Кто построил нашу набережную? Лёша З.
Какая главная достопримечательность в Волгодонске? Кирилл Д.
А есть в нашем городе музеи? Максим А.
Кто такие казаки? Сева Г.
Спрошу у взрослых.
Спрошу у воспитателя.
Спрошу у мамы.
Спрошу у папы.
Спрошу у мамы.
Спрошу у папы.
Спрошу у воспитателя.
Вывод:
У детей имеются представления о родном городе, но знаний о его возникновении недостаточно. Родители мало рассказывают детям об истории города, о его достопримечательностях, недостаточно обращают внимание на красоту родного города, его непохожесть на другие города.
Данный проект, основываясь на интегрированном методе обучения, что является для дошкольников инновационным, направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Все разделы проекта объединены одной проблемой. Темы разделов решают общую задачу, которая реализуется через различные формы и методы работы с дошкольниками.
Проект включает региональный компонент и учитывает реальные условия и возможности детского сада. При его реализации задействованы все виды детской деятельности, способствующие развитию познавательной активности, творческих способностей, мышления, воображения.
Цель: приобщение детей к историческим и культурным ценностям родного города. Воспитание интереса к историческому и культурному наследию казачества, уважение к предкам, привязанности к родным местам.
Задачи:
Обучающие:
• расширять представление детей о малой Родине (городе Волгодонске) и ее достопримечательностях;
• формировать предпосылки поисковой деятельности: исследовать информацию об истории и символике родного города, культуре казаков, своих предках, людях прославивших родной город Волгодонск.
Развивающие:
• развивать речь детей, обогащать и активизировать словарь, способствовать повышению выразительности речи.
• развитие познавательного интереса к миру природы родного края, умение отражать это в художественно-продуктивной деятельности.
Воспитательные:
• воспитывать любознательность, эмоционально – ценностное отношение к родным местам города Волгодонска.
• воспитывать уважительное отношение к историческим личностям, участвовавших в создании города.
• воспитывать бережное отношение к историческому наследию нашего города и природе Донского края, личной ответственности за её сохранность.
Методы и приемы:
• Словесные: чтение художественной литературы, беседа, объяснение.
• Наглядные: наблюдение, демонстрация, использование ИКТ.
• Практические: упражнения, элементарные опыты, моделирование.
• Игровые.
Ожидаемые результаты:
Для детей:
- пробуждение в детях интереса к истории родного города Волгодонска и культуре Донского края;
- знать символику, достопримечательности города Волгодонска, людей прославивших наш родной край, многообразие родной природы, основы культуры, истории и традиций;
- знать о истории строительства Волгодонского судоходного канала, он является важным событием в истории создания нашего города;
- знать о строительстве атомной электростанции;
- знать о том, что сделано руками русских людей на донской земле, что представляет собой национальное достояние и гордость России;
- знать о памятниках и достопримечательностях города Волгодонска, рассказывать о его возникновении и развитии.
- использовать полученные в ходе реализации проекта знания в повседневной жизни, сюжетно – ролевых, дидактических, подвижных играх.
Для родителей :
• Привлечение к сотрудничеству родителей по созданию в детском саду предметно – развивающей среды;
• Повышение педагогической грамотности родителей.
Проект включает в себя 3 этапа:
Подготовительный этап,основной, заключительный этап.
Подготовительный этап.
• Анкетирование родителей с целью выявления знаний о казачестве, осведомленности о родном городе Волгодонске, о истории и культуре донских казаков.
• Беседа с детьми с целью выявления уровня элементарных знаний о родном городе, казаках.
• Планирование основного этапа.
• Разработка и стратегия реализации проекта с учётом интеграции образовательных областей.
• Подбор методической литературы.
• Составление конспектов по теме проекта.
• Подбор литературных произведений о Родине, о Донском крае, о казаках.
• Подбор социально - коммуникативных игр.
• Создание благоприятных условий для реализации проекта.
• Привлечение родителей к текущему проекту.
• Заручится поддержкой в том, что родители будут помогать на всех этапах проекта.
Основной этап включает в себя: работу с детьми по пяти направлениям:
Речевое развитие:
Непосредственно-образовательная деятельность:
«История создания Судоходного канала имени В. И. Ленина»
«История возникновения родного города»
«Мой любимый город»
«Памятники и архитектура города Волгодонска»
• Рассказ воспитателя о строительстве атомной электростанции.
• Рассматривание фотографий и беседа на тему «Старый и новый город».
• Беседа «Волгодонск, в творчестве поэтов и художников».
• Беседа об исторических названиях улиц.
• Беседа «Кто такие казаки?»
• Рассказ воспитателя и показ иллюстраций «Жилище казаков».
-Чтение стихов о Родине; о Донском крае;о казаках.
-Чтение художественной литературы: Д. Доменский «Птички-странички»; Н. Костарев «У нас на Дону»; сказка «Казак и лиса».
Познавательное развитие:
Знакомство с красной книгой Донского края:
-Растения, занесённые в красную книгу Ростовской области.
-Животные, занесённые в красную книгу Ростовской области.
-Птицы,занесённые в красную книгу Донского края.
-Лекарственные растения нашего края.
- Экскурсия на прогулке: «Экологическая тропа осенью»
- Экскурсия на прогулке: «Экологическая тропа зимой»
Д/и «Выложи герб Волгодонска из геометрических фигур».
-Д/и «Мы по городу шагаем, всё что видим, посчитаем».
Д/и «Что рядом?»
Художественно-эстетическое развитие.
Лепка.
«Флаг города Волгодонска»- рисование пластилином.
«Деревья осенью»-рисование пластилином.
Рисование.
«Герб города» (рисунки).
«Моя улица»», «Мой город Волгодонск».
«Береза — символ России»
Аппликация и конструирование из бумаги
«Одежда казака и казачки».
«Деревья в снегу» Аппликация.
Социально-коммуникативное развитие.
Сюжетно-ролевые игры:
«Я водитель», «Я строитель», «Моя семья», «Путешествие по городу на автобусе», «Парикмахерская».
Дидактическая игры.
- «Подбери одежду для казака и казачки»;
-«Узнай по фото»; «С какого дерева листочек»; «Назови дерево», «Кто живёт в реке Дон?»; «Найди животное нашего края».
- Д/и «Домашние животные», Дикие животные», «Фруктовый сад», «Огород», из фетра.
Физическое развитие:
Пальчиковые игры, физминутки, подвижные игры «К дереву беги», «Жмурки», «Всадники», «Казаки разбойники».
Заключительный этап:
Создание предметно – развивающей среды.
- Изготовление «Казачьего куреня»
Подборка книг иллюстраций картин о жизни и быте казаков.
- «Оружие казака»,
- «Казачья одежда», - «Казачий уклад»,
- «Природа донского края».
- Оформление альбома.
«Растительный и животный мир нашего края».
- Оформление альбома. «Город Волгодонск».
- Оформление альбома.
«Памятники города Волгодонска»
- Оформление альбома. «Животные и растения Ростовской области».
Составление стенгазеты
- «Сохраним природу вместе»
Памятка. «Правила друзей природы»
- Детско-родительский конкурс «Дары осени»- поделки из овощей и фруктов.
- Совместный труд с родителями по благоустройству детского сада (посадка кустарников, уборка территории).
- Создание презентации.
Воспитатель высшей категории Ячмень Т. Я