Елена Догадкина
Проект «Моя малая Родина»
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ «ДЕТСКИЙ САД №16»
Проект
«Моя малая Родина»
для воспитанников старшей-подготовительной группы
Подготовила:
воспитатель Догадкина Е. Н.
2016-2017 гг.
Введение
«Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов» - так записано в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».
Публикация «Проект „Моя малая Родина“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социальной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу, к своей земле, воспринимаемым в качестве родной, естественной и привычной среды обитания человека.
Патриотизм в современных условиях - это с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, - сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.
Любовь маленького ребёнка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям, с любви к своему дому, улице, на которой он живёт, детскому саду, селу.
Трудно переоценить в этой связи целенаправленную работу с детьми по начальному формированию чувства гражданственности и патриотизма во взаимодействии с семьёй.
Знакомя дошкольников с историей родного села, защитниками Отечества, трудовыми достижениями односельчан, с новыми объектами строительства, мы зарождаем в них чувства гордости и любви к родному краю.
Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой
странице нашей отечественной истории. Трудно объяснить и перечислить все
причины и проявления любви к родному краю, селу. Невозможно любить то, что не знаешь. В связи с этим главная задача проекта — познакомить дошколят с малой Родиной, открыть им страницы истории, культуры, познакомить с людьми, которые отдали этому краю частицу своей души, раскрыли здесь свой талант, работали и продолжают работать на благо своего родного края.
Актуальность данного проекта заключается в том, что знания способствуют воспитанию патриотизма, любви к родному краю, формированию общественного сознания. Поэтому знание своего края, его прошлого и настоящего необходимо для непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной край - живая частица великого мира. Такая обучающая деятельность рождает чувство патриотизма - глубокой любви к Родине.
Особенность проекта :
-Создание условий для активной самореализации, креативности воспитанников,
интеграции занятий;
-Работа с родителями, сотрудничество с социумом.
Цели:
-Формирование у детей старшего дошкольного возраста гуманитарных ценностей посредством краеведения;
-Воспитание патриота и гражданина Отечества.
Задачи:
-Дать общее представление о качественном своеобразии своего села, его природы, историко-культурной, хозяйственной ценности;
-Обогащать представление дошкольников об окружающем его мире посредством знакомства с историей родного края, природными и культурно-историческими памятниками, народными традициями;
-Формировать географическую культуру как составную часть общечеловеческой ценности.
Ожидаемый результат:
1. Заинтересовать детей процессом исторического познания;
2. Формирование устойчивого интереса к окружающему миру;
3. Воспитать патриота и гражданина своего родного края и Отечества;
4. Развивать наблюдательные и познавательные способности;
5. Приобрести знания об истории Запорожского сельского поселения: появление первых жителей, фамилий, архитектурно-бытовых построек;
6. Расширить представление о труде людей родного края.
Реализация проекта предполагает воспитание любви к малой Родине и России;
развитие познавательных интересов детей, их творчества, способностей; формирование эстетических чувств, трудовых изобретательных умений, навыков и в конечном итоге — формирование начал национального самосознания дошкольников.
Проект Моя малая Родина»
Малая Родина-островок Земли
Под окном смородина, вишни расцвели.
Яблоня кудрявая, а под ней скамья.
Ласковая, малая Родина моя!
Роднее всех и всех дороже,
Нужнее всех и всех милей,
На свете лучше быть не может
Запорожской земли моей!
Вид проекта : долгосрочный - 1 год.
Участники проекта : дети старшей, подготовительной группы, родители, воспитатели.
В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного села и его влияние на патриотическое воспитание дошкольников. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным селом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Проблема:
Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным селом, его достопримечательностями, с известными людьми, улицами, на которых проживают дети.
Родители имеют недостаточно знаний о своем селе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном селе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.
Следовательно, мы считаем данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.
Актуальность проекта :
Дошкольное детство – важный этап в становлении облика человека. В эти годы закладываются основы нравственности, формируется первоначальное представление об окружающем, этические представления, воспитываются патриотические чувства. Именно в дошкольном возрасте у детей, по мнению ученых, отмечается высокий темп умственного развития. Старшие дошкольники обладают определенным количеством знаний, а их интересы связаны не только с настоящим, но и с прошлым и будущим. Они проявляют живой интерес к проблемам происшедшим и происходящим в большом. взрослом мире. У старших дошкольников появляется стремление больше узнать о своем родном крае, об его историческом прошлом.
Концептуальные основы проекта :
«Знать – значит любить» говорится в русской поговорке. Поэтому мы и начинаем знакомить детей с нашей малой Родиной – посёлком Запорожское в дошкольном возрасте. Эти знания, а значит и чувство гордости за свой край, народ, помогут ребенку правильно распоряжаться, владеть, сохранять и приумножать наследие, полученное от предшествующих поколений.
Освоение этих знаний возможно при целенаправленном систематичном участии в образовательном процессе педагогов, сотрудников ДОУ, родителей воспитанников.
Таким образом, исходя из вышесказанного, мы сформулировали цель, задачи, предполагаемый результат, критерии оценки результативности проекта.
Цель проекта :
• создание условий для гражданско-патриотического воспитания дошкольника с использованием регионального компонента;
• осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма;
• приобщение дошкольников к истории и культуре родного села, местным
достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.
Задачи проекта :
• способствовать становлению понятия «малая Родина – мой дом»;
• вызвать интерес к познанию истории родного посёлка Запорожское;
• уточнить имеющиеся знания детей о жизни в селе;
• пробудить уважение к сельским труженикам, интерес к их труду;
•приобщать родителей к активному участию, воспитанию у детей любви к родным местам, проявлению уважения и интереса к труженикам села;
• развивать бережное отношение к селу, его достопримечательностям, культурным ценностям;
• воспитание толерантности.
Прогнозируемый результат.
Сформировать у детей представления о родном крае и родном селе, об основных архитектурных сооружениях, памятниках, определяющих облик села; знание названий улиц села и значение этих названий. Умение видеть красоту родного края и села, радоваться ей.
Реализация проекта осуществляется в 3 этапа.
I этап – подготовительный, включает в себя:
1. Изучение методической литературы;
2. Составление перспективного плана;
3. Создание развивающей среды;
4. Подбор игр и оборудования;
5. Создание условий для изобразительной и продуктивной деятельности;
6. Анкетирование родителей о родном селе, его истории, достопримечательностях;
7. Диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного села.
II этап – основной, включает в себя:
1. Тематический план работы по ознакомлению детей с родным краем;
2. Занятия с детьми в соответствии с перспективным планом;
3. Совместные мероприятия с семьями воспитанников;
4. Совместные мероприятия с детьми;
5. Экскурсии по социально-значимым, культурно-бытовым местам
родного села.
Перспективный план работы по ознакомлению с родным селом.
Запорожское – историческое:
-Исторические данные;
-Папка-передвижка «Изучаем край родной» для родителей;
-Рисование, аппликация и ручной труд на тему: «Ветка в вазе»;
Запорожское – достопримечательное:
-Скульптурные и архитектурные здания, церковь и памятники.
-Памятник славы «Павшим воинам-односельчанам».
-Целевая прогулка на братское кладбище.
-Экскурсия в школьный музей «Боевой Славы».
-Знакомство с досуговым центром: кинозалом, библиотекой,
-Встреча с ветеранами В. О. В.
-Участие в патриотической акции «Бессмертный полк».
Запорожское – спортивное:
-Беседы о спорте и спортсменах посё лка Запорожское: «Спорт - это жизнь, это движение, это здоровье!», «Мы гордимся нашими спортсменами».
-Экскурсия в спортивный зал школы и на физкультурно-оздоровительную площадку.
-Участие в сельском празднике «День здоровья».
-Выставка детского рисунка «Мы любим спорт».
Запорожское – современное:
-Экскурсия по посёлку.
-Экскурсия на животноводческий комплекс АОЗТ ПЗ «Гражданский»
-Рассматривание карты Приозерского района и посёлка Запорожское.
-Экологическая игра-путешествие «Мой край родной».
-Дидактическая игра «Где эта улица, где этот дом?».
-Презентация «Село родное – наш отчий дом».
-Рассматривание буклетов «Запорожское теперь и прежде».
-Конструирование «Дома на моей улице».
- Словотворчество с родителями «Сочини частушку о крае, селе».
Запорожское – многонациональное:
- Беседа «Мы в селе своем родном очень дружно живем».
- Чтение стихов:
- «Малая Родина-островок Земли.»,
- «Небо, солнце и земля - это Родина моя».
- «Родина-какое слово дорогое!»
- Православные праздники: «Рождество», «Масленица», «Пасха».
- «Мы играем в оркестр народных инструментов».
- Изготовление праздничных открыток.
- Народные игры и гуляния.
- Оформление альбома «Милее места на свете нет».
- Презентация проекта.
- Подведение итогов, обмен мнениями по реализации проекта.
Достигнутые результаты.
Систематическая и планомерная работа по воспитанию у детей патриотических чувств, с помощью проектной деятельности, способствовала обогащению знаний дошкольников. Дети узнали много нового о селе, о его достопримечательностях, о жизни жителей, об их обычаях и традициях. Пополнение активного и пассивного словаря детей, способствовало формированию наглядно-образного мышления. В игре и труде между детьми улучшились дружеские взаимоотношения.
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта :
Альбомы с фотографиями достопримечательностей посёлка Запорожское, фотоснимки с комментариями из семейных альбомов воспитанников группы, карты Приозерского района и посёлка Запорожское, символика, серия книг о посёлке.
Список литературы:
1. Дошкольникам о защитниках Отечества / Под ред. Л. А. Кондрыкинской. – М. : ТЦ Сфера, 2006
2. Жуковская Р. И., Виноградова Н. Ф., Козлова С. А. Родной край. – М. : Просвещение, 1990
3. Ильчук Н. Ребенок в детском саду, №4, №5, 2005
4. Казакова И. Особенности патриотического воспитания дошкольников // Обруч. – 2003. №6.
5. Ковалева Г. А. Воспитывая маленького гражданина. – М. :АРКТИ, 2005
6. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. - М. : ТЦ Сфера, 2006. - 64с.
7. Морозова Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ : от теории к практике. - М. : ТЦ Сфера, 2010. – 128с.
8. Морозова Л. Д. Что такое «детское проектирование» // Ребенок в детском саду, №5, 200, 9 стр. 9-11
Поделки из природного материала «Ветка в вазе».
Поездка на братское кладбище.
Знакомство с досуговым центром, кинозалом, библиотекой.
Участие в сельском празднике «День здоровья».
День посёлка Запорожское.
Ознакомление с достижениями АОЗТ ПЗ «Гражданский».
Экскурсия на животноводческий комплекс.
Спасибо за экскурсию!
Нам очень понравилось!.
Яблочный спас.
Мы хотим, чтобы наш участок был чистый.
Наш сельский зоопарк.
Встречаем Масленицу.