Надежда Ильина
Работа по духовно-нравственному воспитанию детей в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Вот уже много лет я работаю в детском саду и пришла к выводу, что современные дети более шумные, крикливые, неусидчивые, быстро вступают в конфликты, неуступчивы, драчливы. С ними трудно справиться, они часто бывают жестоки, не слушаются ни родителей, ни воспитателей. В стремлении достичь своей цели они манипулируют своими родителями. И мы с педагогами часто задаём вопрос, а что же делать? Как нам правильно воспитать ребёнка, чтобы он вырос добрым к окружающим. И почему же одни дети вырастают добрыми и отзывчивыми, способными к состраданию, а другие жестокими, злобными и мстительными? И что нужно делать, чтобы малыш вырос человеком в полном смысле этого слова? Как писал А. В. Луначарский “ маленького ребенка можно лепить, старшего приходится уже гнуть, взрослого ломать”. И чтобы нам не пришлось ни ломать и не гнуть, мы должны воспитывать ребёнка с самого раннего детства в семье и в детском саду и воспитывать, в первую очередь, такие нравственные качества как душа, совесть, доброта, сочувствие, любовь, честь, патриотизм, то есть самые ценные, самые главные качества.
Публикация «Работа по духовно-нравственному воспитанию детей в ДОУ» размещена в разделах
Наша работа по духовно-нравственному воспитанию детей, основывается на программе «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте в дошкольном образовании», которая помогает воспитывать лучшие душевные качества ребёнка, начиная с самых ранних лет на доступном, понятном и близком для него материале. Программа даёт представление о самом важном в жизни человека, таких как «Семья», «Родина», «милосердие», «добро», «благодарность», воспитывает послушание, почитание родителей, заботу о ближнем, терпение, доброту, сострадание.
Цели и задачи духовно-нравственного воспитания в ДОУ :
Основной целью духовно-нравственного воспитания является создание в ДОУ системы духовно-нравственного воспитания на отечественных традициях с учётом современного опыта.
Основные задачи:
- Создание внешних и внутренних условий для реализации системы духовно-нравственного воспитания в детском саду, дома.
- Продолжать использовать различные формы работы с детьми по проблеме духовно-нравственного воспитания.
- Организация профессионального воздействия с другими организациями, работающими в данном направлении.
- Вовлечь родителей в данную работу посредством совместных мероприятий.
- Обеспечение научно-методической помощи педагогам, распространение накопленного опыта.
Работа по духовно-нравственному воспитанию в ДОУ ведётся в четырёх направлениях
Педагоги – дети – родители -общественные организации
Формы работы с педагогами : педсовет, семинары, консультации, семинары- практикумы, открытые просмотры образовательной деятельности,самообразование.
Формы организации детей : организованная образовательная деятельность, совместная деятельность детей и взрослых, самостоятельная деятельность.
Методы, используемые в работе : открытые занятия, беседы с детьми, встречи с родителями, чтение тематической литературы, сказок, преданий, игры драматизации, а также конкурсы, викторины, художественный труд, наблюдения, музыкальные занятия, посещение музеев, экскурсии различной направленности, знакомство с народными ремеслами, декоративно-прикладным искусством, организация выставок (совместная деятельность детей и родителей);
Формы работы с родителями : родительские собрания на духовно-нравственные темы, открытые показы воспитательно-образовательного процесса, факультативные занятия совместно с родителями, анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса воспитания в семье, наглядные виды работы : информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
Работа с общественными организациями: музей им. Янтемирова, ЦДТ, детская библиотека
Результаты проведённой работы.
Работа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников ведётся в пяти образовательных областях.
Социально-коммуникативное развитие. Направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых. В процессе организованной деятельности ставятся проблемные ситуации, что позволяет детям лучше воспринимать информацию, отличать хорошие поступки от плохих, выделять положительных и отрицательных героев, определять, какие качества человека являются наиболее ценными. Большое внимание уделяется трудолюбию у детей. дети получают первоначальные представления о роли труда и значение его в жизни человека. С этой целью, воспитатели организуют экскурсии детей по посёлку, во время которых знакомят с различными видами труда, различными профессиями.
Познавательное развитие. В данной области педагоги ДОУ знакомят детей с историей посёлка, с его достопримечательностями, с обычаями, традициями, об особенностях природы своего края. Прививая детям любовь к Родине, в старших группах оформлены уголки нравственно-патриотического воспитания, где при помощи родителей был собран материал о родном посёлке. Проводятся экскурсии, беседы, занятия. Педагоги вместе с детьми составляют проекты на экологическую тему. Например, «Огород на подоконнике», где вначале дети сеют, выращивают овощи на подоконнике, а в мае высаживают на участок детского сада.
Речевое развитие. Детей знакомим с художественной литературой (сказки, мифы, легенды). Прочитав произведение, воспитатель вместе с детьми обсуждает поступки героев «а как бы ты поступил на месте героя», учат детей сопереживать персонажам сказки.
Художественно-эстетическое развитие. Детей знакомим с русскими народными праздниками, а также с песнями, танцами, с произведениями искусства марийского народа, с народными промыслами. Проводим такие праздники как «Масленица», «Праздник птиц», «Русские богатыри», «Пасха», «Никто не забыт, и ничто не забыто»
Физическое развитие, здоровье. С детьми изучаем народные игры.
Работая в тесном сотрудничестве с Центром детского творчества, позволило нам расширить духовно-нравственные представления детей. Дети совместно с родителями принимают участие в районных и республиканских выставках рисунков и поделок, где занимают призовые места.
Ежегодно дети посещают детскую библиотеку и музей им. Янтемирова.
Участие родителей в образовательной деятельности
Работа по духовно-нравственной личности ребенка показывает, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Поэтому для них проводятся консультации, дни открытых дверей, собрания. Все родители вместе с детьми оформляют страницы Альбома «Мои Истоки», где выполняются задания, указанные в книгах для развития, принимают активное участие в театрализованных представлениях, принимают участие в различных акциях н-р, «Поможем птицам», заполняют волонтёрскую книгу о проделанных делах.
В заключении хочется сделать вывод: у детей развиты представления о высших моральных ценностях (добро и зло, дружба, вражда, сопереживание, однако применение этих знаний в реальной жизни развито на среднем уровне. После регулярных занятий по духовно-нравственному развитию можно отметить некоторые изменения в поведении детей. Трудности возникают с дошкольниками, чьи родители не имеют особой заинтересованности в нравственном развитии своих детей. Может говорить о результатах ещё рано, ведь жизнь ребёнка – это непрерывный рост, постоянное развитие личности и это вопрос не одного дня, а ежедневная кропотливая работа. И очень важно, чтобы взрослые выступали в роли сеятелей, мудрого, доброго и вечного.