новгородова наталья
Проект «Мое село, моя земля»
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Барачатский детский сад»
ПРОЕКТ
«МОЕ СЕЛО, МОЯ ЗЕМЛЯ»
Профориентационная работа сельскохозяйственной
направленности в детском саду
выполнила: воспитатель
Новгородова Наталья Васильевна
с. Барачаты 2023г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Пояснительная записка… 3
Паспорт проекта… 4
Актуальность…. 5
Цель проекта…. 6
Задачи проекта… 7
Участники проекта… 7
Публикация «Проект „Мое село, моя земля“» размещена в разделах
- Мое село, мой поселок
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Стратегия реализации проектной деятельности…. 7
План реализации проекта…. 9
Ожидаемый результат (дети, педагоги, родители…. 9
Перспектива дальнейшей деятельности…. 10
Заключение…. 12
Список литературы… 13
Приложение 1….
Приложение 2…. 14
18
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
"Воспитание не только должно развить разум человека и
дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в
нем жажду серьезного труда, без которой жизнь его
не может быть ни достойною, ни счастливою"
К. Д. Ушинский
Детство – уникальный и волшебный мир. С самого рождения ребенок окружает. Действительно, для него все впервые: страх и радость, солнце и дождь. Пятилетних детей называют «почемучками», так как в этом возрасте познавательная активность очень высокая: каждый ответ на вопрос рождает новые вопросы.
Самостоятельно ребенок дошкольного возраста не всегда может найти ответы на все, интересующее его, – в этом ему помогают педагоги. Но наряду с объяснительно-иллюстративным методом обучения должны использоваться дополнительные методы. Одним из эффективных методов работы с детьми старшего дошкольного возраста является метод проектной деятельности, который основан на понимании роли личности ребенка в системе дошкольного образования. Обычно под личностью понимается человек с присущими индивидуальными особенностями. Личность – особая социальная характеристика человека, которая имеет две особенности. Первая связана с тем, что человек делает такое, что отличает его от других людей. Вторая особенность заключается в том, что это отличие оказывается важным и полезным для других людей.
Данный проект осуществлялась через поисково-исследовательскую, интеграционную деятельность в процессе разных форм работы, направленную на расширение потенциала творческих и интеллектуальных способностей детей посредством активации детской жизнедеятельности.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Тип проекта :
-По доминирующему методу: исследовательский, информационный, творческий, игровой, приключенческий, практико-ориентированные.
- По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и его культурные ценности.
- По характеру участия ребенка в проекте : заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.
- По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект).
- По количеству участников: подгрупповой, групповой и фронтальный (рассчитан на 1 год).
Участники проекта : воспитанники старшей группы «Ромашки», родители и педагоги.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Детский сад является первой важной ступенью подготовки будущих специалистов в различных областях экономики, несмотря на то, что многим кажется странным такое раннее решение проблемы профориентации. Наш детский сад находится в сельской местности, поэтому родители воспитанников работают на сельхозпредприятиях. У детей старшего возраста естественен интерес к работам родителей, желание стать такими, как папа и мама.
Дошкольный возраст детей является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес к сельским профессиям. Возможность работы по ранней профориентации обусловлена следующими факторами:
- дошкольный возраст детей является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности, это позволяет формировать у детей активный интерес к различным профессиям.
- родители воспитанников работают на разных предприятиях родного села. У детей этого возраста естественен интерес к работе родителей, желание стать такими, как папы и мамы.
Знакомство дошкольников с профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует ранней профессиональной ориентации и успешной адаптации в социуме.
Профориентация дошкольников - это новое, малоизученное направление в дошкольном воспитании. Профориентация на сельскохозяйственные профессии требует планомерной, систематизированной и углубленной работы.
Планируется, что в ходе реализации проекта дошкольники расширят свой кругозор, представления о мире сельскохозяйственных профессий, а также смогут исследовать свои способности применительно к рассматриваемым профессиям. Обязательным и незаменимым продуктом детского питания является молоко, используемое в питании детей всех возрастных групп.
Во время работы над проектом у детей появится возможность тренировать различные виды своих способностей. Игровая мотивация превалирует, перерастает в образовательную. Ребенок становится заинтересованным в развитии своих способностей.
К сожалению, не все дети знают, что такое сельское хозяйство, чем занимаются люди сельскохозяйственных профессий, поэтому мы, взрослые, должны помочь детям узнать поближе о труде на селе, какие сельскохозяйственные культуры выращиваются в совхозе и на подсобном участке в детском саду, а также па приусадебном участке дома, как ухаживать за домашними животными. Откуда у нас на столе продукты питания, какое есть разнообразие молочных продуктов. С помощью проекта подвести детей к пониманию важности любого труда, взаимосвязи и взаимопомощи между людьми разных профессий, через собственную исследовательскую деятельность.
В основе проекта лежит исследовательский метод обучения. Это метод, в ходе которого дети учатся собирать доступную информацию об объекте исследования, фиксировать её, расширяют свой кругозор. У детей развиваются творческие способности и умение высказывать свои определения, развиваются мышление и речь.
Главная особенность исследовательского обучения – активация образовательной деятельности детей, придав ей исследовательский, творческий характер, и таким образом передать ребёнку инициативу в организации своей познавательной деятельности.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА :
Обеспечить целостность образовательного процесса через систему работы с дошкольниками по организации ранней профессиональной ориентации на сельскохозяйственные профессии; обогащение знаниями и представлениями детей о многообразии профессиональной деятельности на селе, её ролью в жизни человека.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА :
- закреплять знания детей о сельскохозяйственных профессиях уточнять и расширять знания о труде фермера, доярки, тракториста, ветеринара подвести детей к пониманию важности любого труда, взаимосвязи и взаимопомощи между людьми разных профессий;
- развивать навыки коллективного труда и общения в процессе осуществления общего проекта;
- формировать нравственные качества личности ребё нка: самостоятельность, уважение к труду, патриотизм, любовь к своей родине;
- обогатить и совершенствовать игровой опыт дошкольников, использовать различные нетрадиционные техники изготовления поделок, развивать творческие способности детей в конструировании из бросового материала, создать максимальную свободу для проявления инициативы, творчества, фантазии в среде детей;
- воспитывать интерес к коллективной работе в процессе экспериментальной деятельности на приусадебном участке детского сада.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА
Воспитанники старшей группы «Ромашки», воспитатели, родители.
СТРАТЕГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Почему мы выбрали именно этот проект? Так как мы живем в сельской местности, и дети с раннего детства видят, как трудятся их родители, на приусадебном домашнем участке, в совхозе на поле и на ферме, то логично, что они очень интересуются этой темой. Кто ухаживает за животными? Чем кормят? Какую технику используют в работе, какое помещение для отела коров, какие проводят закаливающие процедуры для телят, цех обработки и хранения доильных аппаратов, цех для приготовления кормов, ёмкость для молока, летнее пастбище, сельхозтехника, зерновые культуры, выращиваемые на совхозных полях и т. д. …
Перед началом проекта мы решили определить степень знаний и информированности детей о сельском хозяйстве и сравнить знания по окончанию проекта. Совместно с детьми обсудили, что они знают по данной теме? Что бы они хотели узнать? Как можно найти ответы на вопросы? Дети решили спросить у взрослых, прочитать с помощью родителей в книгах, узнать из телепередач. А вот «Что узнали?» решили задать вопрос по окончании проекта, что помогло бы сделать правильные выводы и понять, чему научились дети.
Проект проводился в несколько этапов.
Подготовительный этап:
1. Беседа с детьми на тему «Сельскохозяйственные профессии»
2. Подбор художественной литературы по теме
3. Рассматривание картин и иллюстративного материала
4. Разучивание стихотворений и песен по теме
5. Экскурсии на сельхозпредприятия.
Задачи:
- создание развивающей среды;
- подбор методической и художественной литературы по теме;
- разработка занятий и плана мероприятий по теме проекта.
Основной этап: (деятельный этап)
1. Систематизация знаний детей о сельскохозяйственных профессиях.
2. Побуждение детей к самостоятельному поиску информации о профессиях и сбору практического материала.
3. Трудовая деятельность на приусадебном участке, посадка овощных и зерновых культур.
Задачи:
- расширить знания детей о сельскохозяйственном труде;
- развивать познавательный интерес и исследовательские навыки;
- способствовать умению работать в коллективе взрослых и сверстников.
Заключительный этап:
1. Уборка урожая, выставка овощных поделок совместных с родителями, коллективные работы, сделанные в группе детьми под руководством воспитателей, подбор материала через интернет ресурсы.
2. Защита данного проекта детьми.
Задачи:
- обобщить знания детей по данной теме;
-воспитывать у детей интерес к данному проекту, уважительное отношение к сельскохозяйственному труду.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1. Постановка проблемы: Что мы знаем о сельском хозяйстве? Что хотим узнать?
2. Определение предстоящей деятельности: Как нам найти ответы на вопросы?
3. Планирование деятельности детьми совместно со взрослыми, определение средств и способов реализации проекта.
4. Выполнение проекта детьми и взрослыми.
5. Обсуждение результатов.
6. Определение перспектив проектирования.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ (ДЕТИ, ПЕДАГОГИ, РОДИТЕЛИ)
Дети познакомятся с сельскохозяйственными профессиями.
С помощью опытнической работы дети получат необходимые условия для роста растений.
С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.
У детей будет формироваться бережное отношение к животным, к растениям, уважительного отношения к труду.
ПЕРСПЕКТИВА ДАЛЬНЕЙШЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Поиск путей совершенствования решения проблемы:
На подготовительном этапе подготовили цикл бесед с детьми на тему «Сельскохозяйственные профессии», донесли до сведения родителей важность и значимость данной темы. Совместно с родителями создали развивающую среду в группе. Подобрали методическую и художественную литературу по теме, изготовили наглядный иллюстрированный материал (картинки, вырезки из журналов с изображением животных, молочных продуктов на основе молока, игровой материал. Составили план мероприятий по реализации проекта. Разработали цикл занятий, посвящённых теме проекта.
Активизация детей и их родителей дальнейшую деятельность:
Совместно с детьми собрали была посажена и выращена рассада, овощных культур, затем высажена на приусадебном участке, так же был произведен посев пшеницы, овса, кукурузы и прочих зерновых культур. Был проведён цикл занятий, «Коровы пасутся на лугу», «Кто живет в сарае», «Домашние животные и их дети», «Вот так чудо молоко», «Пейте, дети, молоко - будете здоровы». Экскурсия на совхозную ферму.
В продуктивной деятельности дети рисовали, делали аппликации луга на тему «Далеко на лугу пасутся ко…», «Домик в деревне», конструировали коров из бумаги, собирали легомобиль «Молочные продукты», рисовали плакаты, создавали альбомы с рисунками. Играли в сюжетно-ролевые игры «Ферма», «Магазин молочной продукции», дидактические игры «Четвёртый лишний», «Угадай на вкус», «Лабиринты».
В речевом направлении была проделана работа по составлению рассказов о сельском хозяйстве, молочной продукции, коровах. Вместе с детьми читали рассказы, сказки, потешки в которых рассказывается о сельскохозяйственных профессиях, о молоке и коровах, разучивали стихи и инсценировки.
Проводились беседы, досуги и развлечения по формированию у детей знаний о сельскохозяйственном труде.
Детям и родителям было дано домашнее задание: изготовление коров используя различные материалы (бумага, нитки, шерсть, бросовый материал, и т. д.)
Отчёт о реализации проекта (письменный, презентация)
Защита проекта проходила в виде развлечения «Мое село» на котором присутствовали воспитатели и дети другой возрастной группы.
Была подготовлена презентация к защите проекта «Мое село, моя земля». Из которой узнали много интересного. Дети представляли сельскохозяйственные профессии (механизатор, доярка, ветеринар, тракторист) в стихотворной форме с демонстрацией мультимедийной презентации. Каких домашних животных, птиц выращивают фермеры? Как выращивают урожай? Как приходит молоко на наш стол. Какие молочные продукты изготавливают из молока. Просмотрели мультипликационный фильм «На лугу» и обыграли его.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате работы над проектом дети расширили свои знания о фермерском хозяйстве, узнали, что молоко – не только вкусный, но и ценный продукт для детского питания. Дети приобрели умения и навыки исследовательской деятельности: искать и собирать информацию, анализировать, систематизировать и делать выводы, появились навыки взаимовыручки, поддержки и тесного общения со взрослыми и сверстниками. Повысился интерес к познанию окружающего мира. Всё это способствовало саморазвитию личности каждого ребёнка, воспитанию в нём целеустремлённости и самоуважения.
Новизна проекта заключается в необычности тематики, актуальности темы и в использовании поисково-исследовательского метода в ходе реализации проекта.
Практическая значимость проекта заключается в его разработке и внедрении в образовательный процесс. Анализируя проделанную работу можно сделать следующий вывод, что внедрение исследовательских методов в образовательный процесс детского сада – это на сегодняшний день один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребёнка и современным задачам его развития.
Отдавая предпочтение проектному методу обучения, мы таким образом, создаем условия для самореализации детей.
Для нас проектная деятельность – это своего рода специфическая форма творчества, эффективное средство профессионально-личностного развития и наших творческих проявлений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Н. Е Веракса, А. Н. Веракса. – М. : Мозаика- Синтез, 2008. – 112 с.
2. Захарова М. А., Костина Е. В. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети. М. А Захарова, Е. В. Костина. – М. : Школьная Пресса, 2010. – 64 с.
3. Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения / сост. Н. И. Крылова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 218 с.
4. Ильин Г. Л. Теоретические основы проектного образования. Г. Л. Ильин. – Казань, 1995. – 74 с.
5. Матяш Н. В., Сидоренко В. Д. Проектная деятельность младших школьников. Н. В. Матяш, В. Д. Сидоренко. – М. : изд. центр «Вентана – Граф», 2002.
6. Морозова Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ. /Л. Д. Морозова// Ребенок в детском саду. – 2010 №2 – С. 7
7. Морозова Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ : от теории к практике. Л. Д. Морозова. – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.
8. Окружающий мир: дидактический материал к занятиям со старшими дошкольниками/ авт. – сост. О. В. Епифанова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 203 с.
9. Патронова И. Проектный метод/ И. Патронова // Дошкольное воспитание - 2007 №3 – С. 81
10. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения / Авт. -сост. : Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. - М. : АРКТИ, 2006. – 96 с.
11. Савенков А. И. «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников» Москва, «Пед. университет «Первое сентября», 2007г.)
Интернет-ресурсы:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»