Анна Люшкова
Проект «Мир насекомых»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологический ПРОЕКТ «МИР НАСЕКОМЫХ»
для детей старшей группы.
Когда в душистом сквозняке, присядешь летом в сосняке,
Внимательно вглядись вокруг - ты многое заметишь, друг.
Личинку тащит муравей, спешит куда – то меж корней
Большой сосны. На толстый сук уселся золотистый жук.
Порхает легкий мотылёк, пьёт хоботком душистый сок
И собирает мёд пчела. Все заняты у всех дела.
Мой друг внимательно вглядись, волшебную увидишь жизнь.
Содержание
1. Актуальность и практическая значимость проекта, проблема проекта,
причины выбора.
Публикация «Проект „Мир насекомых“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
2. Тип проекта.
3. Цель.
4. Задачи.
5. Сроки и этапы проведения
6. Участники
7. Методы и формы работы.
8. План реализации
9. Ожидаемый (предполагаемый) результат по проекту
10. Работа с родителям.
11. Информационные ресурсы
Актуальность проекта :
Самый многочисленный класс животных на земле – это класс насекомые. Стрекозы и бабочки, мухи и жуки, кузнечики и пчелы – все это насекомые.
Многие из них совершенно разные, но все они имеют три одинаковых признака, отличающих их от всех остальных видов животных.
1) наличие шести ног.
2) присутствие на теле насекомого насечек (внешне это выглядит так, будто тело насекомого поделено на отдельные членики).
3) тело насекомого состоит из трех частей: головы, груди и брюшка.
Любое насекомое, независимо от его размера и роли в природе, при внимательном изучении оказывается бесконечно интересным и занимательным. Впервые мы встречаемся с насекомыми в раннем детстве. И от того как происходит эта встреча, зависит наше дальнейшее отношение к ним.
Для чего нам нужны насекомые?
В нашей жизни, они просто незаменимы. Около тридцати процентов культур, которые мы используем в производстве продуктов питания, опыляются пчёлами. Но опыление — лишь малая толика тех полезных дел, которые совершают насекомые. Они участвуют в круговороте веществ в природе, очищая нашу землю от останков умерших растений и животных, благодаря их неустанной работе почва обогащается. Насекомые являются неотъемлемой часть мира живой природы, от которого зависит и наша с вами жизнь. Защита насекомых, необходимых для сохранения природы на Земле и рационального действия с ней для того, чтобы сохранить себя и всё живое как общий дом – одна из наиболее важных проблем, требующих безотлагательного решения.
Проект поможет расширить знания и представления детей о насекомых, об особенностях внешнего вида, строения. Детям хочется узнать, чем питаются насекомые, зачем живут, как защищаются от врагов. Проект сформирует у детей бережное отношение к насекомым и даст представление о значимости насекомых в растительном и животном мире.
Природу нельзя изучить по картинкам и фотографиям даже самого лучшего качества. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдения природные объекты: деревья, травы, насекомые и изучить их в процессе проектно-исследовательской деятельности. В процессе работы дети овладевают элементарными приемами наблюдения, осваивают этические нормы отношений к живому, учатся понимать и ценить красоту живой природы, как источника творческого вдохновения.
Дети по природе своей исследователи. Объектом исследования нашего проекта являются насекомые. Насекомые являются неотъемлемой часть мира живой природы, от которого зависит и наша с вами жизнь. Защита насекомых, необходимых для сохранения природы на Земле и рационального действия с ней для того, чтобы сохранить себя и всё живое как общий дом – одна из наиболее важных проблем, требующих безотлагательного решения.
Практическая значимость проекта :
Изучив педагогические технологии и методы, мы пришли к выводу, что одними из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира являются: метод детского экспериментирования, метод проектов, метод моделирования проблемных ситуаций. Так как данные методы поддерживают детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи и актуальны по ряду причин.
Во-первых, помогают получить ребёнку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов.
Во-вторых, нестандартно действовать в самых разных обстоятельствах, основываясь на оригинальности мышления.
В-третьих, к моменту поступления в первый класс ребенок научиться решать такие сложные задачи как: уметь видеть проблему и ставить вопросы, уметь доказывать, делать выводы, высказывать предположения и строить планы по их проверке.
Проблема проекта : Вопрос: Нужны ли насекомые нам и природе? Почему дети уничтожают насекомых? Знают ли дети, какие насекомые живут рядом с нами? Приносят ли они пользу или
вред? Где можно взять информацию по теме?
Тип проекта : поисково – исследовательский.
Цель проекта : Познакомить детей с миром насекомых, воспитывать гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.
Задачи проекта :
1. Расширять и систематизировать знания детей о насекомых, местах их обитания, характерных особенностях.
2. Развивать интерес к жизни насекомых, умение обобщать насекомых по существенным признакам; делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы.
3. Способствовать приобретению детьми навыков самостоятельной поисковой деятельности.
4. Расширять словарный запас слов (названия насекомых, растений, природных и погодных явлений и т. д.).
Сроки и этапы проведения: краткосрочный: (с 1по 16 августа)
1 этап: организационный
2 этап: практический
3 этап: результативный
Участники: дети старшей группы, воспитатель, музыкальный руководитель, родители воспитанников.
Методы и формы работы:
• Наблюдения, экспериментирование
• Беседы
• Рассматривание иллюстраций
• Чтение художественной литературы
• Игры (дидактические, настольные, подвижные)
• Пальчиковая гимнастика, физминутки
• Заучивание стихотворений, отгадывание загадок
Организационный:
• Разработка проекта.
• Диагностика экологических знаний о насекомых детей
• Создание карты-схемы экологической тропы на участке детского сада с обозначением мест, где были найдены насекомые
• Подбор литературных произведений о насекомых.
• Подбор методической литературы и иллюстрированного материала по теме.
• Подбор музыкальных произведений по теме.
• Изготовление презентации «Мир насекомых»
Практический.
• Целевая экскурсия по экологической тропе на территории детского сада
• Беседы «В чём польза насекомых?», «Опасные насекомые»
• Отгадывание загадок о насекомых
• Дидактические игры к разделу «Насекомые»
• Исследовательская деятельность (наблюдение за насекомыми на прогулке, рассматривание частей тела насекомых в лупу.
• Чтение художественной литературы
• Пальчиковая гимнастика
• Просмотр мультфильмов «Стрекоза и муравей», «Пчёлка Майя», «Путешествие муравьишки», «Под грибом».
• Дидактические, развивающие, подвижные игры:
• Творческо-продуктивная деятельность (рисование, аппликация, лепка)
Заключительный:
В качестве итогового мероприятия будет изготовление стенгазеты родителями совместно с детьми по теме «Насекомые – наши друзья», и постановка детьми сказки «Муха Цокотуха».
План реализации проекта
№ Дата Вид деятельности Тема Ответственные
1 1.08.22 Целевая экскурсия по экологической тропе на территории детского сада
Беседы
«Кто живет с нами по-соседству?»
«Кто такие насекомые? В чем их польза?»,
«Опасные насекомые» Воспитатель,
родители
2 2.08.22 Чтение художественной литературы В. Бианки «Как муравьишка домой спешил», «Паучок-пилот» Воспитатель
3 5.08.22 Рисование
Дидактические игры «Муравей»
«Собери насекомое», «Кто лишний» Воспитатель
4 6.08.22 Физкультурное занятие
Отгадывание загадок о насекомых «Как муравьишка домой спешил» Воспитатель, музыкальный руководитель
5 7.08.22 Пальчиковая гимнастика «Осы», «Жук», «Кузнечик» Воспитатель
Физминутки «Встреча с жуком», «Поднимайте плечики» Воспитатель
6 8.08.22 Настольный театр «Стрекоза и муравей» Воспитатель, родители
7 9.08.22 Беседа
Экспериментальная деятельность (рассматривание частей тела насекомых с помощью лупы) «Насекомые и цветы созданы друг для друга»
«Таинственный мир насекомых» Воспитатель
8 12.08.22 Чтение художественной литературы
Изобразительная деятельность
М. Бородинская «Разговор с пчелой».
Заучивание считалки «Пчелы в поле полетели»
Раскраски, обводки, штриховки по теме»Насекомые» Воспитатель
9 13.08.22 Прослушивание аудиозаписей
Наблюдение за муравьями на прогулке Н. Римский-Корсаков «Полет шмеля»,
П. Чайковский «Вальс цветов» Воспитатель,
музыкальный руководитель
Воспитатель
Игра с пением В. Золотарева «Жучок» Воспитатель, музыкальный руководитель
10 14.08.22 Лепка
Подвижные игры «Стрекоза»
«Кузнечики», «Насекомые и дождик» Воспитатель
Музыкальный руководитель
11 15.08.22 Познавательно-исследовательская деятельность «Рождение и развитие бабочки» Воспитатель
12 16.08.22 Разыгрывание сказки по ролям К. Чуковский «Муха-Цокотуха» Воспитатели,
Музыкальный руководитель
Предполагаемый результат:
• Проявление у детей ярко выраженного интереса к объектам природы — насекомым.
• Умение наблюдать, рассуждать, составлять описательный рассказ о насекомом с использованием опорной схемы.
• Формирование у детей стремления к исследованию объектов природы, умения делать выводы и устанавливать причинно-следственные связи.
• Формирование представления о том, что нельзя делить насекомых на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.
• Знание о пользе или вреде, которую насекомые приносят людям и растениям.
• Бережное отношение к природе, стремление детей к правильному поведению по отношению к насекомым.
Работа с родителями.
1. Создание единого воспитательно-образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников.
2. Возможность участвовать в совместных экологических проектах.
3. Повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей.
Консультации: «Как привить любовь к природе», «Первая помощь при укусах насекомых».
Информационные ресурсы:
1. О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!» СПб «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2007
2. В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада Экология». ТЦ «Учитель», Воронеж 2004.
3. Зенина Т. Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными. Учебное пособие. - М., педагогическое общество России, 2010.
4. Комплексные занятия по экологии для старших дошкольников/ Под ред. С. Н. Николаевой. -М, 2005
5. Кондратьева Н. Н. Программа «Мы» СПб, 2000.
6. Масленникова О. М, Филиппенко А. А. Экологические проекты в детском саду. Волгоград: Учитель, 2011
7. Рыжова «Наш дом – природа» .
8. Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы с детьми в детском саду, М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
9. Энциклопедия для любознательных: «Где, что и когда?» Москва «Махаон» 2007.