Алёна Рахматуллина
Проект «Мир фольклора — мир народной мудрости»
Пояснительная записка
Реализация данного проекта осуществлялась через интеграцию образовательных областей: «Художественно - эстетическое», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие, «Социально – коммуникативное». В детской деятельности прослеживается игровая, включая сюжетно – ролевую игру, народная игра с правилами, коммуникативная (общение и взаимодействие с взрослыми и сверстниками, восприятие художественной литературы и фольклора, музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных народных произведений, исполнение народных песен и танцев, а также игры на детских не музыкальных шумовых и музыкальных инструментах)
Публикация «Проект „Мир фольклора — мир народной мудрости“» размещена в разделах
Проблема
Проанализировав результаты работы с воспитанниками, я пришла к выводу, что у детей недостаточный слуховой багаж произведений музыкального фольклора, так же наблюдается лишь поверхностный интерес к устному и музыкальному фольклору в современных семьях. Для решения этой задачи и будет продолжаться работа с воспитанниками, педагогами и родителями по «вплетению» музыкального фольклора в жизнь ребенка.
Актуальность проекта
«Изучайте фольклор, учитесь на нем. Без знания прошлого нет будущего»
А. М. Горький
Обращение к фольклору сегодня имеет глубокий социальный смысл, являясь средством эстетического, нравственного и патриотического воспитания детей.
Фольклор — устное народное творчество, включающее в себя большое количество жанров: сказки, пословицы и поговорки, потешки, частушки — это неоценимое богатство народа, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, понимая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа. Фольклор как исторически конкретная форма народной культуры не остается неизменным, а развивается вместе с развитием народа, вбирая в себя все ценное, что существовало ранее, и отображая новые социальные изменения. Поэтому фольклор всегда самобытен и современен.
Фольклору отводится все более заметное место в выполнении задач нравственного и эстетического воспитания, развития творческих способностей подрастающего поколения, т. е. способствует всестороннему развитию личности детей. Это – коллективное творчество народа, вобравшее в себя его вековой жизненный опыт и знание.
Внедрение элементов фольклора в практику музыкально-эстетического воспитания детей, изучение традиций и обычаев своего народа являются важнейшим звеном в процессе формирования у детей высокой художественной культуры. Знание музыкальной культуры своего народа позволит осознать специфику музыкального творчества и культуру других народов. Народные традиции и праздники многообразно отражают жизнь человека, раскрывают духовную красоту и богатство. Именно в русском фольклоре отражаются со всей полнотой извечные стремления народа к добру и правде, к счастью и справедливости. В детском музыкальном воспитании и образовании народные праздники имеют непреходящее значение. Они учит с достоинством любить свою Родину, народ, природу, воспитывают чувство коллективизма и товарищества, развивают музыкально поэтический вкус, пробуждают творческие способности. Ребенок, воспитанный на русском фольклоре будет с любовью относиться к культуре своего и других народов.
На сегодняшний день остро встают проблемы нравственности, морали, трудового воспитания. Сочетающиеся в фольклоре, мудрость и простота, помогают донести до детей высокие нравственные идеалы русского народа. Воспитание трудолюбия, милосердия, терпимости, честности; уважение к старшим, забота о младших – заповеди народного фольклора.
В настоящее время проблема воспитания детей средствами музыкального фольклора уделяется большое внимание. Активно внедряются в педагогическую практику программы и методики по народному творчеству. Пение, родное слово, игра на народных инструментах, национальный костюм, игровые и танцевальные элементы – все это комплексно используется на музыкальных занятиях. Используя все это, педагог воспитывает музыкально-эстетические чувства у детей, учит их мыслить образами, помогает им проявить себя, исполняя, слушая, размышляя, двигаясь, импровизируя.
Фольклор может и должен стать альтернативой увлечению детей массовой субкультурой. Её вредному воздействию может противодействовать только личность, обладающая устойчивыми художественно-нравственными образами и эстетическими представлениями, умеющая понимать подлинную художественную ценность предметов и явлений, воспитанная на лучших образцах национальной традиционной школы.
Инновационная направленность: развитие социального и эмоционального интеллекта посредством знакомства детей с праздниками, традициями и обычаями русского народа.
Сроки реализации проекта: долгосрочный; сентябрь 2020 – май 2020.
Вид проекта: практико-ориентированный
Участники: музыкальный руководитель, педагоги и дети группы «Б» КН 6-7 лет, родители, привлечение социальных партнеров.
Продукт совместной деятельности: календарные и народные праздники, вокальное исполнение, танцевальное и игровое творчество.
Перспектива проекта:
Привлечение внимания участников проекта к возрождению интереса и освоения детьми фольклорного наследия русского народа
Цель проекта: развитие социального и эмоционального интеллекта дошкольников посредством знакомства с праздниками, традициями и обычаями русского народа
Задачи:
• повысить свою педагогическую компетентность и других участников образовательных отношений (педагогов, родителей) в вопросах развития социального и эмоционального интеллекта;
• способствовать развитию творческой инициативы детей и социального и эмоционального интеллекта посредством участия детей в русских народных праздниках;
• создать развивающую среду по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста по теме проекта «Мир фольклора – мир народной мудрости»
• приобщать детей и родителей к истокам русской культуры посредством знакомства с праздниками, традициями и обычаями русского народа;
• воспитывать у детей уважение к традициям и обычаям русского народа.
Ожидаемый результат
• участники образовательных отношений компетентны в вопросах развития социального и эмоционального интеллекта;
• будет реализована творческая инициатива детей: дети являются активными участниками русских народных праздников; развиты социальный и эмоциональный интеллекты (умение выразительно и эмоционально играть свою роль, инсценировать русские народные сказки, потешки; исполнение народных, обрядовых, хороводных песен);
• будет создана развивающая среда по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста по теме самообразования «Формирование основ нравственных качеств личности ребёнка, развитие его социального и эмоционального интеллекта через фольклор» в рамках проекта «Мир фольклора – мир народной мудрости»
• дети и родители знают традиции и обычаи русского народа посредством участия в русских народных праздниках;
• дети уважительно относятся к традициям и обычаям русского народа.
План реализации проекта
1 этап – подготовительный (сентябрь, октябрь).
2 этап – основной (ноябрь - апрель). Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта. Включает в себя сбор и обработку диагностических результатов, и соотнесение поставленных задач, прогнозируемых результатов с полученными результатами.
3 этап – заключительный (апрель - май). Проведение итогового мероприятия.
Продукт проекта:
• отчетное мероприятие для детей «За околицей» с участием родителей
План реализации проекта
Сентябрь - октябрь
- Изучение методической литературы, поиск информации в сети Интернет
- Анкетирование родителей «Место фольклора в жизни ребенка»
Цель: выявление интереса и знаний родителей к народным обычаям и праздникам, а также развитие и поддержание данного интереса
- Составление плана работы по реализации проекта с участием педагогов – специалистов Т. Н. Улаевой и Р. Р. Вахитовой; представителей вокального ансамбля «Сибирская вечерка» МАУ «Дворец искусств»; председателем ОО «Истоки России» Ткаченко Н. В. с участием вокального ансамбля «Родные напевы»; педагогов и учащихся ДШИ «Камертон»
- пополнение развивающей среды материалами по теме проекта:
1. подборка фонотеки народной музыки, рекомендуемых программой;
2. приобретение и подборка иллюстрированного демонстрационного материала; подборка слайд - шоу, видео, фонотеки
3. пополнение книжки «Музей русских народных инструментов» (иллюстрации)
- Подготовка и проведение «Праздника урожая» (капустные посиделки) с участием вокального ансамбля «Сибирская вечерка» МАУ «Дворец искусств», совместно с педагогом – организатором Т. Н. Улаевой для детей 5-7 лет
- пополнение картотек: «Народные календарные игры для детей старшего дошкольного возраста», «Народные игры», «Считалки»;
- Подбор материала и оформление консультации для родителей «Детский фольклор»
- Подготовка и проведение Фольклорного праздника «Играй, гармонь - звени, балалайка!» с участием представителей ОО «Истоки России» для детей старшего дошкольного возраста
- Оформление в родительском уголке консультаций о роли фольклора в жизни ребёнка («Детский фольклор», «Народный фольклор») (приложение)
- Участие в постановке музыкальной сказки «Гуси – лебеди» (совместное мероприятие с логопедом – педагогом И. В. Гермашовой)
- Экскурсия в Школу искусств «Камертон».
- Музыкальный досуг «Русские народные инструменты» для детей 6-7 лет
- Досуг ко Дню рождения Югры «Люби и знай наш Югорский край» с участием представителей ОО «Истоки России» для детей старшего дошкольного возраста
- Фольклорный праздник «Рождественские посиделки» с участием вокального ансамбля «Сибирская вечерка» МАУ «Дворец искусств», совместно с педагогом – организатором Т. Н. Улаевой
- Музыкально – спортивный праздник, посвящённый Дню Защитника Отечества «Как дети Кощея бессмертного и Змея Горыныча победили» (для детей старшего дошкольного возраста) совместно с инструктором по физической культуре Р. Р. Вахитовой
- Развлечение «Масленица – кривошейка, встретим тебя хорошенько…» с участием председателя ОО «Истоки России Ткаченко Н. В. и вокального ансамбля «Родные напевы»
- Экскурсия в Школу искусств «Камертон».
-Фольклорный праздник «За околицей» для детей с участием родителей
- Участие в тематической (методической) неделе «Аукцион педагогических идей»: презентация проекта в рамках работ по самообразованию среди педагогических работников Учреждения на тему «Создание педагогических условий, способствующих формированию основ нравственных качеств личности ребенка, развитию его социального и эмоционального интеллекта».