Светлана Молочкова
Проект «Берегиня». Создание мини-музея традиционной народной куклы в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Визитная карточка проекта
«Из всех существующих в мире загадок тайна куклы – самая загадочная; без понимания сущности куклы невозможно понять и человека». М. Е. Салтыков-Щедрин
Название проекта :
«Берегиня» (создание мини-музея традиционной народной куклы в ДОУ)
Участники проекта :
Дети подготовительных групп, родители воспитанников, педагог-психолог, воспитатели подготовительных групп, сотрудники Лысковского государственного краеведческого музея.
Длительность:
Публикация «Проект „Берегиня“, Создание мини-музея традиционной народной куклы в ДОУ» размещена в разделах
- Кукла Берегиня
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Куклы. Мини-музеи кукол
- Мини-музеи в детском саду
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Народная культура, фольклор
- Народные куклы. Проекты, планы
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
Реализация проекта рассчитана на 2013 – 2014, 2014-2015 учебный год.
Возрастная группа:
Подготовительные к школе группы (6-7) лет.
Актуальность:
С недавнего времени увеличилось количество детей, имеющих страхи темноты, сказочных персонажей. И это немудрено. Появилось множество мультфильмов, сказок, в которых есть монстры-убийцы, страшилища. А бывает и такое, что родители просматривают фильмы-ужасы, боевики вместе со своими детьми, а компьютерные игры, в которых присутствуют акты насилия, кровавые сцены- всё это носит разрушительный характер для детской психики. Анализ анкетирования родителей нашего ДОУ показал, что современный ребенок ориентирован на игрушки западных стран и не владеет достаточной информацией о народной кукле. А это ведет к потере культурно-исторических ценностей своего народа.
Дети стали меньше играть в куклы, сюжетно – ролевые игры («Семья», «Дочки – матери» и др., их все чаще привлекают игры агрессивного характера – «Игра в Монстров», в «Вампиров», компьютерные игры с сюжетом боевиков и т. д. Заигрываясь, дети полностью перевоплощаются в героев этих компьютерных игр, мультфильмов, боевиков, забывая о реальном мире.
Результатом такого воспитательного действия являются эмоциональные нарушения у детей: повышенная агрессивность, высокая тревожность, нарушение межличностных отношений, появление детских страхов, фобий, неблагоприятно влияющих на развитие личности ребенка.
Несомненно, настоящий помощник при этих проблемах – народная кукла. Использование народной куклы в работе с детьми играет важную роль:
- она является близким другом для ребенка,
- в играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие,
- главное в этих играх – эмоциональный контакт,
- дети не просто привыкают к куклам – они привязываются к ним как к живым существам и болезненно расстаются с ними.
Кукла – самая древняя и наиболее популярная до сих пор игрушка. Она обязательный и верный спутник детских игр, но одновременно и самое доступное детям произведение искусства. Необычность традиционной народной куклы вызывает интерес у ребенка, а ее простота в изготовлении побуждает желание создать подобную.
Кукла – детская игрушка в виде фигурки человека. Куклы имитируют взрослый мир, тем самым подготавливая ребенка к взрослым отношениям. Поскольку кукла изображает человека, она способна исполнять разные роли и часто становится другом и партнером ребенка. Он действует с ней так, как ему хочется, заставляя ее осуществлять свои, порой тайные мечты и желания. Игра в куклы, таким образом, играет серьезную социальную и психологическую роль, воплощая и формируя определенный идеал, давая выход потаенным эмоциям.
Через куклу девочке силой внушающего воздействия передается идеальный образ (девушки, матери, хозяйки, способный влиять на формирование собственно женского идеала и материнской сферы. Происходит становление таких качеств, как нежность, чуткость, доброта, усидчивость, заботливость, предусмотрительность, смекалка, находчивость, хозяйственность и т. п. Народная игровая кукла способна побудить ребенка к общению.
Традиционная тряпичная кукла – это не только основной источник игр, но и самое доступное и эффективное средство обучения и воспитания детей. А воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа. На современном этапе развития общества традиционная народная кукла приобретает несколько иную воспитательную роль. Расширяется её познавательная и образовательная функция.
Являясь источником развития ребёнка, частью широкого культурного пласта нашей истории, народная кукла несёт в себе образ русского человека, воспитывает и развивает в ребёнке всё самое лучшее, что создал народ за всю историю своего существования.
Возвращение этой рукотворной лоскутной фигурки в дошкольное детство будет способствовать изменению и возникновению нового качества жизни, поможет раскрыть возможности ребёнка, воспитать его, как свободно развитую личность.
Традиционная тряпичная кукла – тот инструмент, который в руках родителей, педагогов, может стать незаменимым помощником в деле воспитания и развития подрастающего поколения.
Цель и задачи проекта :
Цель проекта : Реализация положений ФГОС дошкольного образования по приобщению дошкольников к социокультурным нормам и традициям, воспитание любви к народной культуре через образ традиционной народной куклы.
Задачи проекта :
Воспитание у дошкольников основ музейной культуры посредством создания экспозиции мини-музея «Берегиня».
Организация совместной с родителями и воспитанниками разработки мини-музея, его содержания, определение экспозиции, ее эстетической ценности.
Организация сотрудничества с социумом (Лысковский государственный краеведческий музей).
Обогащение развивающей предметно-пространственной среды ДОО.
Индивидуализация образования, реализация личностно-ориентированного подхода в образовании.
Поддержка инициативы ребёнка, создание условий для развития свободной и творческой личности осознающей свои корни, национальные истоки и способной ориентироваться в современном мире.
Изучение национальных традиций, традиций устного народного творчества, предметов материальной культуры русского народа.
Воспитание интереса к народной кукле.
Развитие и обогащение знаний детей о разнообразии, истории их возникновения, видах и назначении народных кукол.
Ознакомление детей со способами изготовления некоторых видов кукол самостоятельно и с помощью родителей и педагогов.
Расширение кругозора дошкольника, развитие его познавательных способностей.
Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.
Развитие творческого, логического, ассоциативного мышления, воображения.
Социализация ребёнка, облегчение процесса коммуникации для замкнутых, стеснительных или слабо-ориентированных на общение детей.
Повышение личностной ценности дошкольников, содействие формированию позитивной «Я-концепции» и повышению уверенности в себе.
Планируемые результаты:
повышение интереса детей к народной кукле и народным традициям;
расширение знаний детей о народной кукле;
формирование интереса к изготовлению простых кукол;
создание апробированной системы мероприятий по формированию интереса у детей к народной кукле;
улучшение взаимодействия с семьями воспитанников в ходе реализации проекта;
формирование у детей навыков бережного отношения к результатам своего и чужого труда;
облегчение процесса коммуникации для замкнутых, стеснительных или слабо-ориентированных на общение детей;
создание мини-музея народной куклы «Берегиня»;
разработка эскизов изготовления кукол;
оформление паспорта мини-музея «Берегиня»;
выставка кукол, сделанных руками детей и родителей воспитанников;
презентация мини-музея «Берегиня»;
создание Интернет - экскурсии по мини-музею «Берегиня», размещение материалов на сайте МБДОУ детского сада № 17 комбинированного вида.
Критерии оценки результативности проекта :
опрос-беседа с детьми группы;
анкетирование родителей;
фото-, видеоматериалы;
анализ проведенных мероприятий;
обобщение опыта.
Описание проекта
Этапы реализации проекта :
I этап: организационно-подготовительный: (сентябрь-декабрь 2013-2014 учебный год)
Подборка программно-методического обеспечения для реализации проекта.
Изучение теоретических основ и опыта педагогов.
Экскурсия в краеведческий музей с целью ознакомления со старинными предметами быта нашей местности.
Экскурсия в библиотеку с целью поиска материала по созданию народной куклы.
Выбор места для мини-музея.
Работа с родителями: анкетирование с целью уточнения знаний родителей по теме проекта, подготовка материалов и изготовление кукол, информация в родительском уголке.
Подборка художественной литературы (рассказов, стихов, загадок).
2 этап практический (этап реализации проекта) (декабрь-август 2013-2014 учебный год)
Проведение родительского собрания «Народная кукла в играх современных детей».
Привлечение родителей к изготовлению народных кукол. Мастер -класс по созданию тряпичной куклы.
Семинар-практикум для воспитателей по созданию традиционной народной тряпичной куклы.
Оформление пространства холла для создания мини-музея «Берегиня».
Создание экспонатов мини-музея «Берегиня».
Разработка эскизов изготовления кукол.
Оформление уголка совместной деятельности для детей.
Занятия, беседы, исследовательская, продуктивная деятельность, развлечения с детьми.
Составление паспорта мини-музея народной куклы «Берегиня».
Презентация мини-музея «Берегиня» для педагогов и родителей
3 этап (заключительный, обобщающий) (2014-2015 учебный год)
Пополнение экспозиции мини-музея.
Торжественное «официальное» открытие мини-музея с приглашением родителей, детей других групп, сотрудников музея.
Разработка и проведение экскурсий, занятий, развлечений.
Выставка детских творческих работ, в которых отразились впечатления от посещения мини-музея «Берегиня».
Анкетирование детей и родителей, с целью определения достижений поставленных целей и задач проекта.
Дальнейшее развитие проекта :
Разработка программы кружка по изготовлению традиционной народной куклы.
Использование рукотворной куклы в игровой деятельности детей.
Участие в конкурсах, выставках, акциях.
Публикации.
Создание совместно с краеведческим музеем г. Лыскова Нижегородской области программы взаимодействия «Я вхожу в мир искусств».