Октябрина Яковлева
Проект «Мини-музей в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Музей – это смесь искусства и истории, филологии и басни, документа и романа, которая посылает нам через многие годы луч света и доносит уникальные по ценности опыт и знания.
Ф. Дзери
Актуальность. В проекте «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечивать… воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость» [2, 5].
Публикация «Проект „Мини-музей в детском саду“» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Анализ педагогической литературы позволил нам утверждать, что в последние годы стали активно возрождаться лучшие традиции, появились новые подходы в решении проблем нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения. Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре и истории следует начинать с дошкольного возраста, когда ребенок стоит на пороге открытия окружающего мира.
Механизмом сбережения и трансляции достижений культуры является музей, привлекательность которого определяется тем, что он хранит и предъявляет человеку материализованные результаты его творческого потенциала, подчеркивая важность системы связей человека с миром в их богатстве, разнообразии и противоречивости.
Как же привлечь внимание родителей к музеям? Прямая агитация здесь вряд ли поможет. Поэтому мы решили использовать элементы музейной педагогики в образовательном процессе нашего детского сада.
Перспективность и научное обоснование: Продолжение поисково-краеведческой работы по образовательной программе «Наследие» в рамках проекта Хатасской СОШ «Музей – лаборатория как дополнительное образовательное пространство саморазвития личности развития школьника в условиях многопрофильной адаптивной сельской школы» с 2009-2010 учебного года.
Новизна и практическая значимость: В современных условиях общей гуманизации образования и личностно-ориентированной педагогики особая роль в нравственно-патриотическом воспитании подрастающего поколения отводится искусству, духовное и в нем заложены подлинные развитие общечеловеческие, личности будет национальные и художественные ценности.
Условия возникновения, становление опыта педагога: Культура народов Республики Саха (Якутия) представляла и представляет значительный интерес.
Динамика становления и развития системы работы педагога:
Конечный результат педагогической деятельности в параметрах за последние 3 года: Освоение дошкольниками элементов по нравственно-патриотическому воспитанию происходит наиболее успешно в деятельности.
Связь с современными психолого-педагогическими технологиями: положительный опыт внедрения материала по нравственно-патриотическому воспитанию в учебно-воспитательный процесс школы и дошкольных образовательных учреждений.
Сущность опыта, его технология: Научный материал по традиционной духовной и материальной культуре РС (Я, который собрали и обобщили, в связи со значимостью может быть использован в образовательном процессе детских садов и школ. В соответствии с законом Республики Саха (Якутия) «Об образовании», система образования должна обеспечить связь с национальными и региональными культурными традициями, а для этого необходимо введения проекта «Мини-музеи в детском саду».
Глава 1. Организация мини-музея в условиях дошкольного образовательного учреждения
1.1. Особенности мини-музеев в ДОУ
Дошкольное детство – удивительный и неповторимый период в жизни каждого ребенка. И все зависит от взрослых и условий, которые окружают маленького человека. Попадая в детский сад, ребенок погружается в атмосферу добра, теплоты, понимания и заботы. Здесь есть все необходимое для полноценного и гармоничного развития личности – светлые групповые комнаты, где дошкольники вместе с воспитателем учатся читать, считать, рисовать, лепить и конструировать, познавать окружающий мир, любить Родину, но самое главное - учиться взаимодействовать друг с другом, уступать, договариваться и дружить.
Основная деятельность детского сада направлена на наиболее полное раскрытие способностей ребенка, развитие свободной личности. Основной принцип - создание единого образовательного пространства, где все предметы интерьера дошкольного учреждения несут информационную, образовательную направленность, яркие, привлекательные для детей образы, постоянно обновляются и изменяются.
В каждой группе созданы мини музеи – «матрешки», «Глиняные игрушки», «Куклы в национальный костюмах», «Хохломы», «Берестяная утварь», «Посуды». Дети знакомятся с видами, жанрами искусства, приобщаются к музейной среде, у дошкольников воспитывается бережной отношение к памятнику, развивается творческий потенциал, формируется навыки общения, развивается визуальная грамотность, навыки детального рассматривания, выделение главного в изображении, обобщение увиденного.
Для педагогов важно создать безопасную, эмоционально комфортную атмосферу любви и взаимного доверия для более полного раскрытия и проявления заложенных в ребенке способностей и талантов. Именно такая среда захватывает ребенка, полностью овладевает им, подталкивает к действию, желанию творить, развивает любознательность и побуждает к поисковой деятельности. Попадая в обстановку знакомых взрослых, которые живут своей работой и делают все для того, чтобы детям было интересно и комфортно, дети чувствуют себя защищенным, желанными.
Слово "музей" происходит от греческого слова museion и латинского museum - храм муз, место, посвященное наукам и искусствам. Музей- учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества и представляющих историческую, научную или художественную ценность. [6, 24].
В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини -» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
Назначение музея – патриотическое воспитание дошкольников, суть которого, с нашей точки зрения, состоит в том, чтобы взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, истории и культуре своей страны, ко всему, что создано трудом родных и близких людей – тех, кого зовут соотечественниками.
Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками.
В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей [11, 45].
В любом детском саду существует проблема свободных помещений. Для расположения мини-музеев можно использовать различные части групповых комнат, «раздевалок», спальных комнат, стены у входа в группу и т. п. Встраивание преимущественно видовых фрагментов экспозиции в интерьеры помещений общего назначения, вплоть до лестничных площадок, способствует воссозданию материальной и образной среды, погружение в которую так важно для детской психики.
Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно должны отражать специфику возраста детей данной группы. Так, например, музей книги может появиться в подготовительной группе, а для малышей создается мини-музей игрушек-забав.
Мини-музеи должны постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми.
Работу по созданию мини-музея можно разделить на три этапа:
1. Подготовительный этап
В начале работы коллектив группы (дети, воспитатели) вместе с родителями определяют тему и название мини-музея, разрабатывают его модель, выбирают место для размещения.
2. Практический этап.
Взрослые и дети, следуя своим моделям, создают мини-музеи в группах. Большую роль в этом процессе играют родители, которые приносят экспонаты, помогают в оформлении. На последней стадии этого этапа воспитатели вместе с детьми разрабатывают содержание экскурсий по своему музею, причем сами дошкольники могут предложить, что именно они считают нужным рассказать о своих мини-музеях. Желающие становятся экскурсоводами.
3. Подведение итогов.
Тематика мини-музев может быть различной:
«Чудо-дерево» - знакомство со строением и разнообразием деревьев, взаимосвязями растений и животных, значением деревьев в жизни людей; необходимость бережного отношения к природе;
«Город мастеров» - знакомство с проблемой отходов, варианты использования различного «мусора», развитие воображения, речи, творчества детей и родителей;
«Лучший друг» - экспозиции связаны с рассказами о разных породах собак, об их происхождении, о разных материалах (сравнение стеклянных, глиняных, бумажных фигурок, о роли собак в жизни человека;
Мини-музей книги - знакомство с историей возникновения книг, воспитание интереса к чтению, рассказ о роли книги в жизни человека, о разных писателях, о том, как появилась и развивалась грамота;
«Игрушки-забавы» - здесь могут быть собраны экспонаты, привлекающие внимание именно малышей: крупные, яркие, звучащие, развивающие игрушки (куклы, машинки, фигурки животных и неизвестных науке существ);
«Мой родное село» - знакомство с историей села Хатассы, его интересными местами, воспитание патриотических чувств, любви к своему городу; знакомство с особенностями своего района, его историей, памятными местами, составление рассказов о селе, создание серии собственных рисунков, сравнение их с фотографиями, открытками;
«Наша Республика Саха (Якутия)» - знакомство с историей, культурой, природными особенностями нашей республики, воспитание патриотизма, знакомство с народными промыслами, с бытом якутян в разное время, с историческими и памятными местами; развитие речи; формирование представлений об историческом времени, связи со своими предками;
«Театральные куклы на пальчиках» - приобщение дошкольников к миру искусства, миру театра. Развитие моторики, речи, предоставление условий как для самостоятельной игры, так и для работы в коллективе (постановка спектаклей, сочинение сценариев, сказок;
«Мини-музей театрального костюма» - как и в предыдущем случае, дошкольники приобщаются к миру искусства и театра, узнают о том, как менялись театральные костюмы, фантазируют, создавая свои модели, придумывают собственные постановки, учатся играть в коллективе, выражать себя с помощью средств искусства;
Мини-музей природы – здесь могут быть представлены необычные, редкие объекты живой и неживой природы, разнообразные изделия из природного материала. Такими экспонатами могут быть крупные шишки, семена редкого в нашей республики растения, причудливо изогнутые ветки и корни, красивые природные и искусственные камни, перья;
«Воинской доблести и славы»
Исключительно важное место в работе мини-музея должны занимать экскурсии (занятия-экскурсии). И это вполне закономерно, так как музейная экспозиция и экскурсионный метод взаимосвязаны. Большое внимание надо уделять подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп. Они привлекаются к проведению экскурсий по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста.
1.2. Методические формы экскурсионной работы с детьми
Экскурсионная работа с детьми решает следующие основные задачи:
1. выявление творческих способностей детей;
2. расширение представлений о содержании музейной культуры;
3. развитие начальных навыков восприятия музейного языка;
4. создание условий для творческого общения и сотрудничества.
Методические формы экскурсионной работы с детьми дошкольного возраста в условиях музея достаточно разнообразные:
1. проведение обзорных и тематических экскурсий,
2. проведение познавательных бесед и мероприятий,
3. организация выставок.
Перечисленные методы реализуются в разнообразных формах работы экскурсовода с детьми: викторинах и загадках, шарадах и ребусах, дидактических играх, творческих заданиях.
Методические принципы экскурсионной работы четко определяются такими важными факторами, как развивающая направленность обучения, психологические особенности личности и возрастные особенности музейного восприятия. Процесс эстетического развития является сложным, постепенным, он требует систематического, длительного воздействия на личность ребенка.
В условиях систематической работы и методически правильной организации педагогического процесса не только возможно, но и необходимо начинать обучение музейному восприятию с раннего возраста. При этом неоценимо велика роль музея, его огромные возможности для приобщения к миру музейных ценностей [11, С. 62].
Важная особенность этих элементов развивающей среды — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею : они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты.