Светлана Полякова
Проект «Мини-музеи в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
В МБДОУ «Детский сад № 176 «Золотой петушок» города Чебоксары активно ведется работа над проектом «Мини-музеи в детском саду».
Назначение создаваемых мини-музеев – вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу. Музей приобщает маленького ребенка к миру общечеловеческих ценностей, экологической культуре и этике, способствует развитию у детей исследовательской, созидательной и познавательной деятельности.
Публикация «Проект „Мини-музеи в детском саду“» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Наши мини-музеи созданы для самых маленьких посетителей и открыты для них постоянно. В начале работы каждая группа вместе с родителями определяли тему и название мини-музея, которая подошла бы возрасту и интересам детей, разрабатывали его модель, выбирали место для размещения. В создании мини-музеев приняли участие не только ребята, но и их папы, мамы, бабушки, дедушки, братья и сестры. Они приносили экспонаты, помогали в оформлении экспозиции, выполняли с детьми разные поделки, собирали коллекции. Воспитатели оформили паспорта мини-музеев, картотеки экспонатов, папки с описанием экспонатов и дополнительной информацией, собрали разнообразный материал, разрабатывали содержание экскурсий по своему музею. Регулярно воспитатели и их воспитанники приглашают родителей, детей из других групп на экскурсию в свои мини-музеи.
Благодаря слаженной работе в детском саду появились такие мини-музеи, как «Пчелка» (игрушки-пчелки из разного материала, иллюстрации, открытки, календари); «Музей Нептуна» (ракушки, фигурки морских животных (черепахи, дельфины, рыбки, морские звезды, светильник «Морское дно»); «Музей кукол» (современные куклы, куклы из бумаги, ткани, фарфора, дерева, глины; куклы-обереги, куклы-матрешки); «Курочка Ряба» (игрушечные курочки, цыплята из различного материала, книги, открытки, изготовленные руками родителей вышитые картины, атрибуты к сюжетным играм); «Музей собак» (разные породы собак, меховые, пластмассовые игрушки, книги о собаках, открытки, фотоальбомы, календари, мультфильмы, фотографии с собственными собаками); «Музей кошек» (плюшевые, фарфоровые, пластмассовые, деревянные кошки, кошки из ракушек, детская литература, иллюстрации, фотографии, рассказы о кошках); «Мы и космос» (макет солнечной системы, книги, иллюстрации, открытки о космосе и космонавтах); «Наш дом – природа» (объекты живой и неживой природы, поделки и изделия из природного материала (шишки, семена растений, коллекции природных и искусственных камней, перья птиц и многое другое); «Тик-так часики» (часы, календари, книжки, загадки и пословицы о временных понятиях, фотоальбомы «Мой день», дидактические игры); «Мышарики» (игрушечные мыши из разного материала (меха, ткани, пластмассы, глины, фарфора, ниток, железа); «Алые паруса» (мини-экспонаты различных кораблей (фрегаты, парусники, лодки, теплоходы, книги, журналы о кораблях, иллюстрации с описаниями, атрибуты для плавания); «Музей народно-прикладного искусства» (предметы старины чувашского народа и их соседей).
Каждый мини-музей содержит экспонаты, которые можно трогать, рассматривать и изучать, используя по возможности все органы чувств. С экспонатами можно играть и даже на время взять домой. В связи с этим у детей появляется интерес, процесс развития познавательной активности становится более эффективным. Мини-музей для ребенка – это свое, родное, так как дети являются их соавторами. Они с гордостью показывают и рассказывают о принесенных из дома экспонатах. Родители воспитанников с радостью помогают в оформлении и обогащении мини-музеев.
Дошкольники разных групп знакомят с мини-музеями своих сверстников. В старших и подготовительных группах экскурсии проводят сами ребята, а в младших обо всем рассказывают воспитатели, однако малыши в меру своих возможностей принимают участие в этом: рассказывают стихи, показывают экспонаты. Экспонаты используются не только при проведении экскурсий, но и для различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. В работе с детьми воспитатели применяют как традиционные, так и инновационные технологии (беседа, рассказ, мультимедийные средства).
Ведущей деятельностью дошкольника является игра. Так, в каждом мини-музее предоставляется возможность поиграть. Содержание и виды игр обычно зависят от тематики мини-музея (сюжетно-ролевые, игры-драматизации, дидактические игры, творческие задания, в которых необходимо найти отсутствующий предмет, собрать близкие по смыслу объекты).
Мини-музеи в группах позволили воспитателям сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Они стали неотъемлемой частью развивающей предметной среды нашего детского сада и показали свою огромную значимость в воспитании и развитии дошкольников.
Благодаря проведенной нами работе, родители стали активнее вовлекаться в воспитательно-образовательный процесс, совместно с детьми они чаще выезжают на экскурсии по городу, посещают музеи и выставки.