Погребнова Елена Владимировна
Проект «Метод сказкотерапии в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с тяжёлыми нарушениями речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель проекта: развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества.
Задачи проекта:
1. Пересказывать русские народные, авторские сказки русских писателей с опорой на подсказку и без нее.
2. Знать названия и содержание сказок.
3. Развивать речь детей: обогащать словарный запас, повышать выразительность речи, повышать навыки речевого общения в совместной деятельности.
4. Знакомить с формами приветствия, прощания, выражения признательности, обращения с просьбой.
Публикация «Проект „Метод сказкотерапии в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с тяжёлыми нарушениями речи“» размещена в разделах
- Коррекционная работа. Для педагогов коррекционных групп
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Сказка. Проекты по сказкам
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Сказкотерапия. Проекты, планы
- Темочки
5. Средствами нравственного воспитания сказки развивать интеллект ребенка (учить сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, развивать творческие способности, навыки взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.
6. Побуждать проявлять чувство милосердия к окружающим людям, сверстникам, оказывать им внимание, помощь, делать это доброжелательно, искренне.
7. Уметь высказывать свои идеи и предложения.
8. Участвовать совместно с родителями в институциональном конкурсе ДОУ «Любимые герои русских сказок».
9. Стимулировать понимание родителями важности семейного чтения.
10. Формировать отношение детей к книгам как к источнику познавательных интересов.
Участники проекта: учитель-логопед, дети старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи, родители воспитанников, воспитатели группы.
Тип проекта по продолжительности: долгосрочный
По виду деятельности: познавательно-речевой
Ожидаемые результаты:
Воспитанники: Активное проявление эмоциональной отзывчивости детьми – пожалеть, утешить, помочь, угостить; углубление представления о своих личностных качествах, возможностях, достижениях; активизировать любознательность, сочинение сказочных историй.
Родители: семейное чтение сказок.
Логопед, воспитатели: пополнение предметно-развивающей среды логопедической зоны, группы: литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихами, рассказами, сказками, загадками, презентациями об авторских сказках.
Разработчик проекта: Погребнова Елена Владимировна, учитель логопед МБДОУ «Ягодка».
Проблема: неумение самостоятельно построить связное и выразительное речевое высказывание.
Актуальность:
Слушая сказку, ребята слышат литературную речь, соответствующую нормам литературного языка. Ведь именно язык является средством общения. Ребятишки исподволь на примерах жизни и общения персонажей «впитывают» их характеры, поведение, образ мыслей, речь, отношение к окружающему, кто как живет, думает, как достигает целей, примеряет на себя.
Перевоплощаясь в сказочных героев, ребята получают знания о мире, о взаимоотношениях людей, проблемах и препятствиях, учатся разрешать сложные ситуации, верить в силу любви и добра. Герои сказок помогают усвоить непреложные законы духовной жизни, утверждающие, что каждый поступок приводит к тому или иному следствию: за добро воздается добром, за зло – злом; чтобы чего-то достичь, необходимо хорошо потрудиться; относиться к другим следует так, как хотел бы, чтобы относились к тебе другие; помогать другим нужно бескорыстно, и тогда в трудную минуту тебе тоже помогут; любое дело легче делать сообща; надо уметь помнить и ценить доброе отношение к себе.
Сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств формирования личности. Она обучает, воспитывает, предупреждает, пробуждает высокие чувства, побуждает к действию. Сказка создает оптимальные условия для формирования эмоциональной сферы детей, что является крайне важным для воспитания чувств у детей, развития их внутренней жизни, творчества.
Этапы реализации проекта.
Подготовительный
1. Оснащение предметно-развивающей среды в группе.
2. Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями.
3. Создание необходимых условий для реализации проекта.
4. Перспективное планирование проекта.
5. Разработка и накопление методических материалов по проблеме.
6. Разработка перспективного плана работы с родителями.
7. Беседа с детьми о планируемой деятельности.
Основной
1. Внедрение в воспитательно – образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о сказках и рассказах через разные виды детской деятельности.
2. Оформление результата проекта в виде викторины по сказкам.
3. Создание альбомов с подсказками к сказкам.
Заключительный
1. Выставка для родителей творческих работ «Любимая сказочка».
2. Участие детей совместно с родителями в институциональном конкурсе ДОУ «Любимые герои русских сказок».
План работы с детьми по осуществлению проекта
1. Игровая деятельность.
Дидактические речевые игры:
«Домики-сказки». Цель: развитие связной речи, внимания, памяти.
«Объяснялка». Цель: объяснение значений многозначных слов и образных выражений, например, «остаться у разбитого корыта».
«Сочини сказочную ситуацию». Цель: каждому ребенку достается сказочный герой, который попадает в сказочную ситуацию, придуманную ребенком.
Театрализация:
Инсценировка русской народной сказки «Петушок и бобовое зёрнышко.
Импровизация: сочиняем собственные концовки знакомых сказок.
2. Двигательня активность.
Подвижные игры:
• «Изобрази конька-горбунка».
• «Прокатись в санях Снежной королевы».
• «Вышли мыши как-то раз» («Щелкунчик и мышиный король»).
• «Превратись в героя». Прыгни, пройдись, пробегись как (Кощей Бессмертный, Елена Прекрасная, Крошечка Хаврошечка, Иван Царевич, Змей Горыныч, сестрица Аленушка, царевна-лягушка).
3. Познавательная деятельность.
Посещение библиотеки.
Объясняем значение слов: сказочный, прекрасный, волшебный, заколдованный, хитрый, умный, злой, добрый, глупый, справедливый.
Беседы в рамках проекта: «Герои русских народных сказок, их характеры и поступки», «Отличие сказки от рассказа», «Кто самый смелый в сказке», «Кто самый умный в сказке», «Кто самый хитрый в сказке», «Что общего в сказках «По щучьему веленью», «О рыбаке и рыбке», «Женщина, которая жила в бутылке».
Составление рассказов-сравнений. «Добро и зло в сказках».
Занятия по развитию речи:
«Мир реальный – мир сказочный» (на материале русской народной сказки «Иван Царевич и серый волк»;
«Как нужно вежливо обратиться с просьбой» (на материале сказки А. С. Пушкина «О рыбаке и рыбке»);
«Доброта и трудолюбие» (по сказке В. Одоевского «Мороз Иванович»).
Рассматривание иллюстраций Васнецова, книг, открыток, энциклопедий.
Самостоятельное составление детьми загадок о сказках.
Обучение составлению рассказа по опорному картинному плану.
Просмотр мультфильмов по мотивам различных сказок.
Решение проблемной ситуации «Что будет, если бы…» колобок был злой, а волк – добрый; бабушка – хитрая, а дедушка – трусливый и т. д.
Цель: создание ситуаций, которые учат мыслить и творчески усваивать задания, активизируют познавательную, речевую, творческую деятельность ребят.
4. Чтение художественной литературы.
Чтение сказок: «Иван-царевич и серый волк», «Поди туда – не знаю куда», «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо», «Василиса Премудрая», «Царевна-лягушка», «По щучьему веленью», А. С. Пушкин «О рыбаке и рыбке», Андерсен «Снежная Королева», «Гадкий утенок», «Дикие лебеди», Э. Гофман «Щелкунчик и мышиный король», В. Гауф «Карлик-нос», В. Одоевский «Мороз Иванович», П. Ершов «Конек-горбунок», Ш. Перро «Три поросенка» «Красная шапочка», В. Катаев «Цветик-семицветик».
Чтение сказок из сборника персонализированных сказок (составитетель Маниченко А. А.) – методический комплект «Доброта. Пособие для воспитания характера» - «Полезное колдовство», «Сказка про Колдунью-Врунью», «Сказка про волшебную книгу», «Про торт и Бабу Ягу», «Сказка про то, как радуга потерялась», «Заколдованная деревня», «Волшебные бусы».
Творческое рассказывание: «Придумай свое продолжение сказки», составление творческих рассказов по воображению на темы «Если бы я превратился в …»,
«Если бы Снежная королева могла говорить», «Чудесные превращения»; использование пространственных моделей при пересказе и сочинении собственных сказок и историй.
5. Изобразительная и музыкальная деятельность.
Рисование «Нарисуй свои иллюстрации к сказке», «Расскажи о любимом сказочном герое», «Что было, если бы…»
Работа с трафаретами и шаблонами «Многообразие сказочных героев»
Рисование «Понравившийся эпизод сказки»
Ручной труд «Изготовление цветика-семицветика по сказке В. Катаева»
Прослушивание музыкальных произведений: М. Мусоргский «Баба Яга», Лядов «Баба Яга», «Кикимора»; П. Чайковский. Детский альбом. Баба Яга; Спящая красавица: финал 1-го действия (№9) (образ доброй и злой волшебницы); Щелкунчик. Вальс цветов.
6. Конструирование
Конструирование из строительного материала
«Чертоги снежной королевы»
«Сказочные средства передвижения»: аэросани, ковер- самолет, ступа Яги, сапоги-скороходы, печка Емели, сани Снежной королевы;
«Избушка Бабы Яги»;
«Дома трех поросят»;
«Зимние хоромы Мороза Иваныча»;
«Дворец старухи из сказки о рыбаке и рыбке».
Работа с родителями:
• Совместное семейное чтение с детьми сказок;
• Участие в институциональном конкурсе ДОУ «Любимые герои русских сказок»;
• Подобрать и прочитать дома сказки, наиболее понравившиеся ребенку;
• Выучить стихотворение о сказках или рефрен понравившейся сказки (напр., лети-лети лепесток, через запад на восток)
• Подобрать загадки о разных сказках;
• Рассмотреть иллюстрации сказочных героев в книгах и журналах;
• Пополнить библиотеку группы книгами, энциклопедиями о сказках, рисунками, раскрасками сказочных героев;
Результаты реализации проекта
• Разговорная речь ребят становится яркой, насыщенной. Ребенок может выражать с ее помощью свои эмоции, чувства, переживания, юмор, отношение к окружающему;
• Умеет сочинять небольшие истории, рассказать о небывалых событиях своих придуманных героев или с уже известными героями сказок;
• Развивающая среда группы пополнилась художественной литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихами, рассказами, загадками, презентациями о сказках;
• Считаем, что совокупность разных видов деятельности данного проекта способствует развитию у ребят черт характера: любознательности, дружелюбия, отзывчивости, честности, веры в себя, смелости, оптимизма, настойчивости, обязательности; творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
• Воспитанники и их родители приняли активное участие в институциональном конкурсе ДОУ «Любимые герои русских сказок».