МААМ-картинки

Проект «Метод сказкотерапии в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с тяжёлыми нарушениями речи»

Погребнова Елена Владимировна
Проект «Метод сказкотерапии в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с тяжёлыми нарушениями речи»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель проекта: развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества.

Задачи проекта:

1. Пересказывать русские народные, авторские сказки русских писателей с опорой на подсказку и без нее.

2. Знать названия и содержание сказок.

3. Развивать речь детей: обогащать словарный запас, повышать выразительность речи, повышать навыки речевого общения в совместной деятельности.

4. Знакомить с формами приветствия, прощания, выражения признательности, обращения с просьбой.

Публикация «Проект „Метод сказкотерапии в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с тяжёлыми нарушениями речи“» размещена в разделах

5. Средствами нравственного воспитания сказки развивать интеллект ребенка (учить сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, развивать творческие способности, навыки взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

6. Побуждать проявлять чувство милосердия к окружающим людям, сверстникам, оказывать им внимание, помощь, делать это доброжелательно, искренне.

7. Уметь высказывать свои идеи и предложения.

8. Участвовать совместно с родителями в институциональном конкурсе ДОУ «Любимые герои русских сказок».

9. Стимулировать понимание родителями важности семейного чтения.

10. Формировать отношение детей к книгам как к источнику познавательных интересов.

Участники проекта: учитель-логопед, дети старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи, родители воспитанников, воспитатели группы.

Тип проекта по продолжительности: долгосрочный

По виду деятельности: познавательно-речевой

Ожидаемые результаты:

Воспитанники: Активное проявление эмоциональной отзывчивости детьми – пожалеть, утешить, помочь, угостить; углубление представления о своих личностных качествах, возможностях, достижениях; активизировать любознательность, сочинение сказочных историй.

Родители: семейное чтение сказок.

Логопед, воспитатели: пополнение предметно-развивающей среды логопедической зоны, группы: литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихами, рассказами, сказками, загадками, презентациями об авторских сказках.

Разработчик проекта: Погребнова Елена Владимировна, учитель логопед МБДОУ «Ягодка».

Проблема: неумение самостоятельно построить связное и выразительное речевое высказывание.

Актуальность:

Слушая сказку, ребята слышат литературную речь, соответствующую нормам литературного языка. Ведь именно язык является средством общения. Ребятишки исподволь на примерах жизни и общения персонажей «впитывают» их характеры, поведение, образ мыслей, речь, отношение к окружающему, кто как живет, думает, как достигает целей, примеряет на себя.

Перевоплощаясь в сказочных героев, ребята получают знания о мире, о взаимоотношениях людей, проблемах и препятствиях, учатся разрешать сложные ситуации, верить в силу любви и добра. Герои сказок помогают усвоить непреложные законы духовной жизни, утверждающие, что каждый поступок приводит к тому или иному следствию: за добро воздается добром, за зло – злом; чтобы чего-то достичь, необходимо хорошо потрудиться; относиться к другим следует так, как хотел бы, чтобы относились к тебе другие; помогать другим нужно бескорыстно, и тогда в трудную минуту тебе тоже помогут; любое дело легче делать сообща; надо уметь помнить и ценить доброе отношение к себе.

Сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств формирования личности. Она обучает, воспитывает, предупреждает, пробуждает высокие чувства, побуждает к действию. Сказка создает оптимальные условия для формирования эмоциональной сферы детей, что является крайне важным для воспитания чувств у детей, развития их внутренней жизни, творчества.

Этапы реализации проекта.

Подготовительный

1. Оснащение предметно-развивающей среды в группе.

2. Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями.

3. Создание необходимых условий для реализации проекта.

4. Перспективное планирование проекта.

5. Разработка и накопление методических материалов по проблеме.

6. Разработка перспективного плана работы с родителями.

7. Беседа с детьми о планируемой деятельности.

Основной

1. Внедрение в воспитательно – образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о сказках и рассказах через разные виды детской деятельности.

2. Оформление результата проекта в виде викторины по сказкам.

3. Создание альбомов с подсказками к сказкам.

Заключительный

1. Выставка для родителей творческих работ «Любимая сказочка».

2. Участие детей совместно с родителями в институциональном конкурсе ДОУ «Любимые герои русских сказок».

План работы с детьми по осуществлению проекта

1. Игровая деятельность.

Дидактические речевые игры:

«Домики-сказки». Цель: развитие связной речи, внимания, памяти.

«Объяснялка». Цель: объяснение значений многозначных слов и образных выражений, например, «остаться у разбитого корыта».

«Сочини сказочную ситуацию». Цель: каждому ребенку достается сказочный герой, который попадает в сказочную ситуацию, придуманную ребенком.

Театрализация:

Инсценировка русской народной сказки «Петушок и бобовое зёрнышко.

Импровизация: сочиняем собственные концовки знакомых сказок.

2. Двигательня активность.

Подвижные игры:

• «Изобрази конька-горбунка».

• «Прокатись в санях Снежной королевы».

• «Вышли мыши как-то раз» («Щелкунчик и мышиный король»).

• «Превратись в героя». Прыгни, пройдись, пробегись как (Кощей Бессмертный, Елена Прекрасная, Крошечка Хаврошечка, Иван Царевич, Змей Горыныч, сестрица Аленушка, царевна-лягушка).

3. Познавательная деятельность.

Посещение библиотеки.

Объясняем значение слов: сказочный, прекрасный, волшебный, заколдованный, хитрый, умный, злой, добрый, глупый, справедливый.

Беседы в рамках проекта: «Герои русских народных сказок, их характеры и поступки», «Отличие сказки от рассказа», «Кто самый смелый в сказке», «Кто самый умный в сказке», «Кто самый хитрый в сказке», «Что общего в сказках «По щучьему веленью», «О рыбаке и рыбке», «Женщина, которая жила в бутылке».

Составление рассказов-сравнений. «Добро и зло в сказках».

Занятия по развитию речи:

«Мир реальный – мир сказочный» (на материале русской народной сказки «Иван Царевич и серый волк»;

«Как нужно вежливо обратиться с просьбой» (на материале сказки А. С. Пушкина «О рыбаке и рыбке»);

«Доброта и трудолюбие» (по сказке В. Одоевского «Мороз Иванович»).

Рассматривание иллюстраций Васнецова, книг, открыток, энциклопедий.

Самостоятельное составление детьми загадок о сказках.

Обучение составлению рассказа по опорному картинному плану.

Просмотр мультфильмов по мотивам различных сказок.

Решение проблемной ситуации «Что будет, если бы…» колобок был злой, а волк – добрый; бабушка – хитрая, а дедушка – трусливый и т. д.

Цель: создание ситуаций, которые учат мыслить и творчески усваивать задания, активизируют познавательную, речевую, творческую деятельность ребят.

4. Чтение художественной литературы.

Чтение сказок: «Иван-царевич и серый волк», «Поди туда – не знаю куда», «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо», «Василиса Премудрая», «Царевна-лягушка», «По щучьему веленью», А. С. Пушкин «О рыбаке и рыбке», Андерсен «Снежная Королева», «Гадкий утенок», «Дикие лебеди», Э. Гофман «Щелкунчик и мышиный король», В. Гауф «Карлик-нос», В. Одоевский «Мороз Иванович», П. Ершов «Конек-горбунок», Ш. Перро «Три поросенка» «Красная шапочка», В. Катаев «Цветик-семицветик».

Чтение сказок из сборника персонализированных сказок (составитетель Маниченко А. А.) – методический комплект «Доброта. Пособие для воспитания характера» - «Полезное колдовство», «Сказка про Колдунью-Врунью», «Сказка про волшебную книгу», «Про торт и Бабу Ягу», «Сказка про то, как радуга потерялась», «Заколдованная деревня», «Волшебные бусы».

Творческое рассказывание: «Придумай свое продолжение сказки», составление творческих рассказов по воображению на темы «Если бы я превратился в …»,

«Если бы Снежная королева могла говорить», «Чудесные превращения»; использование пространственных моделей при пересказе и сочинении собственных сказок и историй.

5. Изобразительная и музыкальная деятельность.

Рисование «Нарисуй свои иллюстрации к сказке», «Расскажи о любимом сказочном герое», «Что было, если бы…»

Работа с трафаретами и шаблонами «Многообразие сказочных героев»

Рисование «Понравившийся эпизод сказки»

Ручной труд «Изготовление цветика-семицветика по сказке В. Катаева»

Прослушивание музыкальных произведений: М. Мусоргский «Баба Яга», Лядов «Баба Яга», «Кикимора»; П. Чайковский. Детский альбом. Баба Яга; Спящая красавица: финал 1-го действия (№9) (образ доброй и злой волшебницы); Щелкунчик. Вальс цветов.

6. Конструирование

Конструирование из строительного материала

«Чертоги снежной королевы»

«Сказочные средства передвижения»: аэросани, ковер- самолет, ступа Яги, сапоги-скороходы, печка Емели, сани Снежной королевы;

«Избушка Бабы Яги»;

«Дома трех поросят»;

«Зимние хоромы Мороза Иваныча»;

«Дворец старухи из сказки о рыбаке и рыбке».

Работа с родителями:

• Совместное семейное чтение с детьми сказок;

• Участие в институциональном конкурсе ДОУ «Любимые герои русских сказок»;

• Подобрать и прочитать дома сказки, наиболее понравившиеся ребенку;

• Выучить стихотворение о сказках или рефрен понравившейся сказки (напр., лети-лети лепесток, через запад на восток)

• Подобрать загадки о разных сказках;

• Рассмотреть иллюстрации сказочных героев в книгах и журналах;

• Пополнить библиотеку группы книгами, энциклопедиями о сказках, рисунками, раскрасками сказочных героев;

Результаты реализации проекта

• Разговорная речь ребят становится яркой, насыщенной. Ребенок может выражать с ее помощью свои эмоции, чувства, переживания, юмор, отношение к окружающему;

• Умеет сочинять небольшие истории, рассказать о небывалых событиях своих придуманных героев или с уже известными героями сказок;

• Развивающая среда группы пополнилась художественной литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихами, рассказами, загадками, презентациями о сказках;

• Считаем, что совокупность разных видов деятельности данного проекта способствует развитию у ребят черт характера: любознательности, дружелюбия, отзывчивости, честности, веры в себя, смелости, оптимизма, настойчивости, обязательности; творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

• Воспитанники и их родители приняли активное участие в институциональном конкурсе ДОУ «Любимые герои русских сказок».

Публикации по теме:

Интерактивные игровые пособия «Звуковые дорожки» — помощники учителя-логопеда в работе с детьми старшего дошкольного возрастаИнтерактивные игровые пособия «Звуковые дорожки» — помощники учителя-логопеда в работе с детьми старшего дошкольного возраста На пути, который проходят воспитанники с нарушениями речи от своей группы к кабинету учителя-логопеда, находятся настенные «звуковые дорожки».

Использование дисков-головоломок в коррекционной работе учителя-логопедаИспользование дисков-головоломок в коррекционной работе учителя-логопеда Диски-головоломки - что это такое? Они похожи одновременно на круги Лулия и на пазл. Представляют собой три диска, соединенных друг с другом.

Использование игровых технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речиИспользование игровых технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи авторы: Светлана Савина, Лида Бронникова Социально значимой задачей в работе воспитателя дошкольных учреждений компенсирующего вида является.

Дидактическая игра «Крестики-нолики» в коррекционной работе учителя-логопедаДидактическая игра «Крестики-нолики» в коррекционной работе учителя-логопеда "Крестики-нолики" - логическая игра между двумя противниками на квадратном поле 3 на 3 клетки. Для детей дошкольного возраста именно такой.

Кинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопедаКинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопеда Здравствуйте! Мне хочется поделиться своим опытом по развитию мелкой мускулатуры рук у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Не секрет,.

Использование мнемотехники в коррекционной работе учителя-логопеда Инновационная технология – мнемотехника в работе с дошкольниками. Цель: Предложить педагогам приёмы мнемотехники в работе с детьми. Задачи:.

Мои дидактические игры по развитию речи у детей с ОНР в работе учителя-логопеда ДОУМои дидактические игры по развитию речи у детей с ОНР в работе учителя-логопеда ДОУ Всем известно, что ведущий вид деятельности у детей в ДОУ- игра. Еще А. С Макаренко сказал :«У ребёнка есть страсть к игре, и надо её удовлетворять.

Пособие по обучению грамоте «Буквоград» в подготовительной группе для детей с тяжёлыми нарушениями речиПособие по обучению грамоте «Буквоград» в подготовительной группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи Предлагаю вашему вниманию пособие по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ТНР «Буквоград» Цель пособия: закрепление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Метод сказкотерапии в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с тяжёлыми нарушениями речи»
Опубликовано: 16 мая 2024 в 17:20
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Метод сказкотерапии в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с тяжёлыми нарушениями речи»» (включая файлы) размещена пользователем Погребнова Елена Владимировна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД