Алёна Клюквина
Проект «Ментальная арифметика тренировка для ума»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : информационно-практико-ориентированный.
По количеству участников: групповой.
По продолжительности: долгосрочный.
Участники: дети 4 – 5 лет.
Срок реализации: 2020 – 2022 учебный год
Актуальность темы: в повседневной жизни детям редко приходится считать в уме, из-за этого многие дети испытывают трудности в счете. Навыки устного счета необходимы ребенку для изучения школьной программы и развития абстрактно-логического мышления.
Публикация «Проект „Ментальная арифметика тренировка для ума“» размещена в разделах
Поэтому было принято решение обратиться к ментальной арифметике, которая развивает такие важные качества как концентрация внимания, оперативную память, умение делать несколько мысленных операций одновременно.
Современный ритм жизни требует от детей умения быстро перерабатывать большое количество информации и быстро обучаться новому. Математические вычисления являются достаточно важным навыком, с которым люди постоянно сталкиваются в своей жизни.
Дети тренируются в устном счете, их головной мозг стремительно функционирует, в его коре возникает множество новейших нейронных связей. Благодаря ментальному счету у ребят выявляются интеллектуальные возможности, коммуникативные и познавательные навыки, что соответствует требованиям ФГОС.
Цель: с помощью метода ментальной арифметики подготовить детей дошкольного возраста к обучающему школьному процессу путем развития зрительной и слуховой памяти, усидчивости и самодисциплины, развить координацию работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое для улучшения их психофизических качеств.
Задачи: развитие воображения, образного мышления, памяти и внимания через выполнение заданий;
- развитие мелкой моторики рук;
- развитие обоих полушарий головного мозга;
- активации внутреннего интеллектуального и творческого потенциала ребенка;
- развитие познавательной активности через применение технологий деятельностного подхода;
- развитие слуховой и зрительной памяти;
- формирование навыков устного счета без использования электронных вычислительных устройств.
Этапы проекта
Подготовительный: изучение материалов по теме ментальной арифметики, знакомство с методической литературой, накопление банка данных различной аудио, видео информации по обучению дошкольников ментальной арифметике, составление программы (плана) проекта; приобретение абакусов на каждого ребенка.
Практический: проведение специально организованных игровых занятий по ментальной арифметике, организация и создание условий для свободной игровой деятельности в центре ментальной арифметики, внесение элементов ментальной арифметики в режимные моменты, организация работы с родителями.
Итоговый: анализ проведенной работы; создание видео роликов; создание картотеки дидактических игр.
Структура занятий:
Подготовительная часть занятия.
Мотивация детей.
Пальчиковая гимнастика, кинезиологические упражнения.
Основная часть занятия – познавательная деятельность.
Заключительная часть – рефлексия (краткий анализ работы, подведение итогов).
Планирование занятий на 2020 – 2021 учебный год
№
п/п Название темы Формы контроля
Сентябрь
1. Вводное занятие. Диагностика уровня слуховой и зрительной памяти. Входная диагностика
2.
3. Знакомство с ментальной арифметикой, Главным героем занятий – крокодилом Геной. Выполнение заданий на корточках
4.
Октябрь
1. Давайте познакомимся с абакусом!
Правила правильной осанки. Выполнение заданий на счетах и на карточках
2. Строение руки человека.
Правила работы на абакусе. «Птичка». Выполнение заданий на счетах и на карточках
3. Представляем и рисуем абакус. Выполнение заданий на счетах и на карточках
4. Цифра 1. Выполнение заданий на счетах и на карточках
Ноябрь
1. Повторение отображения числа 1 Выполнение заданий на счетах и на карточках
2. Цифра 2 Выполнение заданий на счетах и на карточках
3. Повторение отображения числа 2.
Игра «Сколько здесь?» Выполнение заданий на счетах и на карточках
4. Игровая ситуация «Жил на свете крокодил» (знаки, ,Выполнение заданий на счетах и на карточках
Декабрь
1. Цифра 3 Выполнение заданий на счетах и на карточках
2. Повторение отображения числа 3.
Играем с крокодильчиком. Выполнение заданий на счетах и на карточках
3. Цифра 4.
Превращаем все в 4. Выполнение заданий на счетах и на карточках
4. Повторение: счеты, отображение и набор чисел Простое контрольное задание на счетах
Январь
1. Тренируемся набирать правильно цифры на абакусе. Выполнение заданий на счетах и на карточках
2. Игра «Сколько здесь?» Выполнение заданий на счетах и на карточках
3. «Веселые дорожки» Выполнение заданий на счетах и на карточках
Февраль
1. Игра «Сколько здесь?» - учимся не пересчитывая, узнавать количество Выполнение заданий на счетах и на карточках
2. Закрой глаза и представь… Выполнение заданий на счетах и на карточках
3. Продолжаем изучение цифр. Цифра 5 Выполнение заданий на счетах и на карточках
4. Цифра 6 Выполнение заданий на счетах и на карточках
Март
1. Повторение отображения числа 5 и 6 Выполнение заданий на счетах и на карточках
2. Цифра 7 Выполнение заданий на счетах и на карточках
3. Цифра 8 Выполнение заданий на счетах и на карточках
4. Повторение и отображение числа 7 и 8. Игра «Два попугая» Выполнение заданий на счетах и на карточках
Апрель
1. Повторение: счеты, отображение и набор чисел Выполнение заданий на счетах и на карточках
2. Закрой глаза и представь…
Цифра 9 Выполнение заданий на счетах и на карточках
3. Повторение отображения числа 9 Выполнение заданий на счетах и на карточках
4. Повторение: счеты, отображение и набор чисел Выполнение заданий на счетах и на карточках
Май
1. Раскрасил – представил. Повторение и отображение, начиная с цифры 1 Выполнение заданий на счетах и на карточках
2. «Что нам показывает абакус?» Выполнение заданий на счетах и на карточках
3. «Слушай! Воображай! Запоминай!» Простое контрольное задание на счетах
4. Итоговое занятие Промежуточная диагностика
Список литературы:
1. Вендланд Д. Ментальная арифметика. – СПб. : Питер, 2019. – 256 с. : ил. - Серия «Вы и ваш ребенок».
2. Багаутдинов Р. Р., Ганиев Р. И. Ментальная арифметика. Знакомство/ Багаутдинов Р. Р., Ганиев Р. И. – М. : Траст, Траст, 2017 – 124 с.
3. Сухова Д. С. Ментальная арифметика. Часть 1. Количественный счет – М. : КТК «Галактика», 2019. – 72 с. : ил.