Виктория Дягилева
Проект «Маршак для детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «С. Я. Маршак для детей»
Учитель Дягилева Виктория Владимировна
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области «Ростовская школа-интернат № 42»
2022-2023 учебный год
Проект разработан для ученика коррекционной школы VIII вида, обучающегося на дому. Обучается по 1 варианту.
Паспорт проекта :
Продолжительность проекта : ноябрь-декабрь 2022 г.
Вид проекта : краткосрочный, индивидуальный
Публикация «Проект „Маршак для детей“» размещена в разделах
- Маршак С.Я. Знакомство с творчеством
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2023
Тип проекта : творческо-познавательный
Участники проекта : ученик надомного обучения, учитель, родители.
Возраст детей : младший школьный возраст.
Проблема:
У моего ученика тяжёлые множественные нарушения развития, но динамично формируется учебная мотивация. Конечно, не так много разных мероприятий можно провести с одним ребёнком с ограниченными возможностями, но постаралась подобрать такие образовательные средства, которые позволят наиболее эффективно достичь хорошего результата.
Актуальность проекта :
В этом году отмечается 135 лет со дня рождения С. Я. Маршака, русского поэта, переводчика, драматурга. На стихах Маршака выросло не одно поколение советских детей. С малых лет дети любят его стихи «Где обедал, воробей», «Детки в клетке», «Цирк», и другие. Понятные стихи, с юмором близки детскому восприятию, легко запоминаются, помогают узнавать мир, учат доброму, внимательному отношению.
Цель: Знакомить с творчеством С. Я. Маршака
Задачи проекта :
- создавать условия для формирования познавательного интереса;
- обогатить знания ребенка об окружающем мире;
- формировать эмоционально-образное восприятие произведений;
- воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык сказок, стихов.
- воспитывать способность сопереживать героям произведений;
- способствовать воспитанию добрых чувств,
развивать познавательные и умственные способности, активизировать речь детей;
приобщить родителей к семейному чтению литературы.
Гипотеза
Педагогическая деятельность по ознакомлению с писателем
будет способствовать развитию у ребёнка желания и стремления познавать
творчество других поэтов и писателей, формированию целостной картины
мира, развитию художественного восприятия и эстетического вкуса.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».
Основные формы реализации проекта :
1. рассматривание иллюстраций книг, чтение художественной литературы;
2. интегрированные занятия; просмотр мультфильма;
3. продуктивная деятельность (оформление книжки-малышки «Детки в клетке», аппликация, рисунки, подвижные игры, экскурсии);
Планируемый результат:
После завершения проекта ребенок будет знать : - какой замечательный поэт С. Я. Маршак, как много добрых, смешных, познавательных стихов написал для детей;
- ребенок научится воспринимать текст на слух, узнавать знакомые произведения по отрывкам из них.
- познакомится с работой библиотеки, почты.
- будет проявлять интерес к литературе, творчеству с. Я. Маршака.
Мероприятия по реализации проекта :
Деятельность педагога 1. Составить план работы по реализации проекта.
2. Подобрать стихи, мультфильмы, музыкальный, подвижные игры. Подготовить иллюстративный материал, презентации, дидактические игры.
3. Познакомить родителей с планом проведения проекта, согласовать совместную работу по выполнению домашнего чтения.
Деятельность ребёнка 1. Знакомство с различными сборниками стихов С. Я. Маршака.
2. Рассматривание иллюстраций.
3. Дидактические, подвижные игры.
4. Прослушивание стихов, аудиозаписи «Исполнение автора»
5. Просмотр мультфильмов.
6. Посещение библиотеки, почты.
7. Раскрашивание тематических рисунков, выполнение поделок, плаката
Деятельность родителей 1. Знакомство с содержанием разделов проекта для последующего закрепления знаний ребёнка в бытовых ситуациях.
2. Чтение стихов
Форма презентации проекта. Фотовыставка по теме «Наше знакомство с
С. Я. Маршаком»
План работы с ребёнком
Дата Содержание
1 занятие Знакомство с поэтом (просмотр презентации «Маршак – детям!», беседа.
Прослушивание стихотворения «Где обедал, воробей?»
Подвижная игра “Мы- воробышки”
С родителями – «Тихая сказка» перед сном.
2 занятие Прослушивание стихотворения «Детки в клетке»
Практическая работа «Мастерим подарок брату»-оформление книжки-малышки. Дидактическая игра «Детеныши и их родители»
Подвижная игра «Кто как ходит»
С родителями – «Цирк»
3 занятие Прослушивание стихотворения «Усатый полосатый»
Раскрашивание рисунка по сюжету стихотворения
Подвижная игра «Как играется котик»
С родителями – «Пудель»
4 занятие Прослушивание стихотворения «Вот какой рассеянный»
Выполнение аппликации
С родителями – «Кошкин дом»
5 занятие Прослушивание стихотворения «Почта»
Экскурсия на почту: отправляем письмо.
С родителями – «Багаж»
6 занятие Прослушивание стихотворения «Сказка о глупом мышонке»
Дидактическая игра «Наш кукольный театр»
С родителями – «Сказка об умном мышонке»
7 занятие Прослушивание стихотворения «Гришкины книжки»
Беседа по иллюстрациям «Бережное обращение с книжками.
Экскурсия в библиотеку.
8 занятие Подведение итогов проекта. Оформление плаката
«Береги книги».
Дидактическая игра «Соотнеси картинку со стихотворением»
За время проекта познакомила ребёнка с краткой биографией советского детского поэта С. Я. Маршака, его детскими годами.
Разучивали стихотворение «Где обедал, воробей?». Мы разложили изображения действующих «лиц» по комнате; ученик говорить не может, но с моей помощью «летал по зоопарку» в соответствие с сюжетом.
Стихотворение «Детки в клетке» ему было знакомо. Мы подбирали и наклеивали картинки к стишкам, я рассказывала, где обитают эти животные в природе. У нас получилась книжка-малышка, подарок для младшего брата. С помощью дидактической игры уточнили представления «Детеныши и их родители». Очень понравилось стихотворение «Усатый полосатый», у ученика тоже есть шаловливый кот, и эта тема отозвалась, пытались показывать характерные движения котика, обращала внимание на доброе отношение к питомцу – девочка учила кота, но не делала ему больно. Для мальчика это актуально, т. к. не совсем понимает, что тянуть котика на ухо не надо. Потом раскрасили понравившуюся картинку.
Вызвало эмоциональный отклик стихотворение «Вот какой рассеянный», после чтения сделали аппликацию из заранее приготовленных деталей.
Стихотворение «Почта» было сложно для понимания, но с интересом рассматривал конверт, писал письмо Деду Морозу и во время экскурсии на почту сам опустил письмо в почтовый ящик, а я показала своё письмо и тоже отправила. Через некоторое время он получил мою открытку с днём рождения и был рад. Всеми любимую «Сказку о глупом мышонке» мы слушали в исполнении автора, артиста, рассматривали иллюстрации, я показала кукольный спектакль, а потом играли совместно. Я уточняла, характер героя, как ходит, каким голосом надо говорить. Ученик пытался имитировать звуки животных.
Историю про Гришку Ярик уже знал, я раньше показывала мультфильм, т. к. у ребёнка имеется проблема с бережным отношением к книгам. Рассматривали иллюстрации, обсуждали, какие дети правильно обращаются с книгами, а какие – нет. После этого ходили на экскурсию в библиотеку. Очень ему понравилось, ходил между шкафами с удивленно раскрытыми глазами. Обратила его внимание, что книги стоят по алфавиту (в 3 классе он понимает порядок по алфавиту, познакомила с работниками библиотеки, выбрали и оформили новые книги. На следующем занятии изготовили плакат «Береги книги», поиграли в игру «Соотнеси картинку со стихотворением» (с небольшой помощью справлялся). Подвели итог, как много нового узнали, какие добрые, смешные и умные стихотворения написал для детей С. Я. Маршак.
ВЫВОДЫ:
Проект позволил повысить у ребёнка интерес к произведениям детской
художественной литературы, а также поспособствовал формированию навыков: умение слушать, понимать, эмоционально откликаться на художественное произведение, передавать характер героев мимикой, жестами и движениями.
Я отмечаю влияние данной работы на расширение кругозора, активизацию
речевого развития ребёнка.