Зинаида Пьянкова
Проект «В мире людей — права детей» для детей старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Знать должны и взрослые, и дети
О правах, что защищают их на свете
Тип проекта: краткосрочный, групповой, информационный.
Участники проекта: воспитатель, дети, родители.
Возраст детей: 5- 7 лет
Актуальность проекта: Дошкольное детство – наиболее благоприятный период для становления личности ребенка, это период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, нравственные ориентации, жизнеспособность и нравственность. Не успев появиться на этот свет, каждый ребенок обладает теми же правами, что и другие граждане нашей страны. Эти права необходимо не только досконально знать, но и соблюдать. Знание прав - это щит, прикрывающий детей, их достоинство от посягательств со стороны других людей и государства. Только обладание правами дает ребенку возможность само реализоваться, раскрыться как личность. Поэтому детский сад должен давать своим воспитанникам элементарные правовые знания.
Публикация «Проект „В мире людей — права детей“ для детей старшего возраста» размещена в разделах
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Права ребенка. Проекты, планы
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Проблема: Недостаточное знание детей о своих правах. Защита прав ребенка.
Цель: Создание условий для формирования правосознания у детей дошкольного возраста, содействие и объединение усилий детского сада и семьи по выполнению прав ребенка
Задачи:
1. Дать детям представление о собственных правах и обязанностях.
2. Знакомство с основными правовыми документами, которые координируют отношения между людьми (включая международные).
3. Изучить Конвенцию ООН «О правах ребенка».
4. Учить их оценивать своё поведение и поступки других людей согласно правовых норм.
5. Понимание детьми значимости семьи в жизни каждого человека.
6. Развивать в детях интерес к себе, собственному внутреннему миру, в дальнейшем это трансформируется в потребность к самосовершенствованию.
7. Воспитывать в детях такие личностные качества, как активность и инициативность, самостоятельность и вежливость, уважение к другим людям.
Объект: нравственно-социальное воспитание детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: Закон – это то, что не мешает, а помогает гражданину жить, способствует дошкольнику быстрому становлению его личности, гуманистически ориентированной, обладающей гражданскими чувствами, умеющей отстаивать свои права, адаптироваться к условиям окружающей жизни, поэтому детям нужно знать свои права и обязанности.
Планируемый результат:
- Знание «Международной Конвенции ООН о правах ребёнка».
- Дети будут имеет представление о своих правах и обязанностях;
- Самоуважение и уважение к другим;
- Уметь в дальнейшем применять их в жизни.
- Понимание того, что родители являются гарантом прав ребёнка.
Срок реализации проекта: проект рассчитан с мая 2022 по июль 2022 г.
Место реализации: МАДОУ № 25, г. Тавда
Основополагающий вопрос: Почему нужно знать свои права обязанности?
Подпроекты: «Счастливая семья», «Мое имя», «Права ребенка в картинках».
Основные направления реализаций проекта:
1. Подготовительный этап:
1. Определение темы проекта, постановка цели и задач.
2. Изучение методической литературы по данной теме.
3. Разработка и накопление методических материалов по проблеме.
4. Перспективное планирование проекта
5. Определение уровня знаний детей о своих правах.
6. Анкетирование для родителей «Права детей»
7. Выбор форм работы с детьми и родителями
8. Выбор основных мероприятий, определение объёма и содержание работы для внедрения проекта
9. Подборка материала, пособий, художественной литературы по теме.
10. Выставка нормативно-правовых документов:
- «Семейный кодекс»
- «Конвенция о правах ребенка»
- «Закон об образовании»
- «Устав ДОУ»
- «Декларация прав ребенка»
11. Анкетирование родителей: «Права ребенка - современный взгляд», «Есть ли у вашего ребенка права?»
12. Использование символов – схем.
13. Рассматривание иллюстраций «Конвенция о правах ребёнка»
14. НОД: - «Пересказ рассказа «Сила – не право» К. Д. Ушинского», «Нужны ли правила поведения в обществе», «К нам приехал Айболит», «Путешествие в историю имён», .«Наше питание», «Права и обязанности ребёнка»
15.Чтение: Сказки: «Похищенное имя», «Заболел сынок», «Добрый волшебник», «Зарядка и простуда», К. Чуковский «Доктор Айболит», «Федорино горе», Г. Х. Андерсен «Снежная королева», Ш. Перро «Красная Шапочка». Рассказ «Мои права», В. Катаев «Цветик - семицветик», К. Д. Ушинский «Вместе тесно, а врозь скучно», Л. Толстой «Два товарища», В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»
16.Заучивание: «Права ребенка» (Папы, мамы всей страны это знать давно должны, Я. Аким «Моя родня», О. Бандура «Большая семья», О. Липатова «Я люблю свою сестрёнку», Р. Сеф «Совет»
17.Беседы с детьми: - «Что такое права человека?», «Имя, отчество, фамилия», «За что я люблю своих папу и маму?», «Я здоровье берегу – сам себе я помогу», «Хорошие и плохие поступки», «Где я живу?», «Как отдыхают дети и взрослые», «Наш детский сад»
18. Показ презентации «Есть права у всех детишек».
2. Основной этап:
1.Выпустить памятку «Защита прав и достоинства», «Мой ребенок».
2. Фото выставка : «Профессии мам и пап», «Наш выходной день»
3. Картотека для игр правового содержания (о правах и обязанностях детей старшего возраста)
4. Создание символики (символы-человечки) по правам: «Право на имя», «Право на жизнь», «Право на любовь и жизнь в семье, «Право на медицинское обслуживание»,»Право на обучение», «Право на жилище», «Право на игру»,«Право на труд», «Право на отдых».
5. Развлечение с родителями, посвященное Дню защиты детей «Мы на свет родились, чтобы радостно жить».
6. Викторина: «Мои права»
7. Оформление уголка для родителей «Я человек и я имею право»
8. Пантомима «Я помогаю родителям».
9. Развлечение – соревнование «Папа, мама, я – дружная семья».
10. Проблемные ситуации: «Что такое хорошо», «Рядом с тобой друг» ,«Не поделили игрушку», «Чтобы ты попросил у золотой рыбки для всех людей», «Как бы ты поступил, если б нашёл цветик-семицветик?»
11. Слушание и обсуждение песни мамонтёнка из мультфильма «Мама для мамонтёнка»
12. Праздники: «День рождения друга», «Моя безопасность», «День защиты детей»
13. Хороводные игры: «Друг, дружочек, становись в кружочек», «Я знаю 5 имен (мальчиков)»
14. Драматизация сказок; «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса»,»Волк и семеро козлят»
15. Игры:
Сюжетно – ролевые игры: «Больница», «Спасатели», «Аптека», «Скорая помощь», «Детский сад», «Поликлиника», «Турбюро», «Строители», «Дружная семья», «Дочки-матери»
Словесно – дидактические игры: «Давайте познакомимся» «Как растёт имя», «Как зовут маму и папу», «Кто я?», «Обратись по имени», «Угадай по голосу», «Я знаю много имён девочек (мальчиков)», «Можно - нельзя», «Приветствие», «Назови меня ласково», «Назови меня полным именем», «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся», «Покажи».
Настольно-печатные игры: «Поступаем правильно», «Хорошо и плохо», «Разрешаю-запрещаю», лото «Семья», домино «Семья», разрезные картинки, «Собери портрет», «Составь семью», «Составь слово по образцу»
Строительные игры: «Дом, в котором я живу», «Мой любимый детский сад».
Подвижные игры: «Поводырь», «Мой дом», «Вокруг домика хожу»
16. Продуктивная деятельность:
- Аппликация: «Наша группа», «Салют в честь юбилея Тавды»
- Рисование: «Портрет друга», «Моя любимая игрушка», «Образ моей семьи», «Вечерняя Тавда»
- Лепка: «Посуда для мамочки» «Подарок для родителей»., «Семицветик».
17. Исследовательский этап:
-узнали, чем отличаются права от обязанностей
- сравнили права детей и права взрослых
- выяснили какие права есть у школьников.
3 этап – Заключительный.
-Родительское собрание в форме деловой игры «Маленьким детям – большие права»
-Театрализованное итоговое развлечение «О правах - играя»
Информационные источники:
1. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Веракса. М. Мозаика – Синтез,2010г.
2. Программа «Я - ребёнок, и я имею право» Зеленова Н. Г, Осипова Л. Е. : «ООО Скрипторий 2003». 2009.
3. Пособие «Ознакомление старших дошкольников с Конвенцией о правах ребёнка», Голицина Н. С., ОгневаЛ. Д., М., «Издательство Скрипторий 2003». 2010 г
4. Пособие «Маленьким детям – большие права» Мячина Л. К., Зотова Л. М. СПб. :ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2010 г.
5. Пособие «Мы имеем право», Козлова С. А., М. ; Обруч, 2010
6. Пособие «Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребёнка» Соловьёва Е. В., ДанилинаТ. А., Лагода Т. С. АРКТИ, 2004
7. Пособие «Беседы о правах ребёнка», автор Шорыгина Т. А. М,: ТЦ СФЕРА, 2011.
8. Пособие «Наследие. И быль, и сказка» Соловьёва Е. В., Царенко Л. И. ,М. :ОБРУЧ, 2011г.