Светлана Лобанова
Проект «Лес — наш зеленый дом»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологический проект "Лес - наш зеленый дом!"
Авторы проекта : Лобанова С. В., Веселова Л. И.
Продолжительность проекта : октябрь 2020 - май 2021 гг.
Тип проекта : познавательно - развивающий, творческий.
Участники проекта : дети группы, родители воспитанников, воспитатели.
Возраст детей: 6-7 лет.
Публикация «Проект „Лес — наш зеленый дом“» размещена в разделах
Проблема (актуальность) : Проблема взаимодействия человека с природой сегодня очень актуальна. Большинство людей считают лес источником продуктов жизнедеятельности или местом отдыха. И мало кто задумывается о судьбе леса и его обитателей.
Люди оставляют в лесу непотушенные костры, бутылки, мусор. Эта негативная позиция взрослых отражается на дошкольниках, ведь они берут пример с родителей.
Современные дети мало общаются с природой, редко бывают с родителями в лесу, с трудом различают деревья, кустарники и не знают о том, какую пользу приносит лес и почему его надо беречь. Чтобы сохранить леса здоровыми и красивыми, дающие нам кислород, красоту, тепло, предметы обихода, гарантировать лесу защиту, необходимо воспитывать у детей экологическую культуру, формировать отзывчивость, любознательность, способность управлять своим поведением на природе. С этой целью мы разработали проект "Лес - наш зеленый друг!", позволяющий расширить и углубить представления детей о лесе, его обитателях и растениях, которых нужно беречь и сохранять.
Цель проекта : формирование бережного отношения к окружающей среде, родному краю, углубление и расширение представлений детей и их родителей о растительном и животном мире леса, значении леса для человека и животных.
Задачи проекта :
- формировать и обобщать элементарные представления о лесе, его обитателях; растительном мире;
- развивать познавательный интерес и любознательность, поисковую деятельность, воображение и мышление, коммуникативные навыки, способность к определению задач на основе поставленной проблемы;
- формировать навыки экологического поведения;
- воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе;
- расширять и активизировать словарь; совершенствовать навыки обогащения речи однородными членами, словообразования и словоизменения, развивать монологическую и диалогическую речь;
- познакомить с лекарственными растениями;
- познакомить с Красной книгой.
Название и форма проведения итогового мероприятия проекта : Проведение викторины "Что мы знаем о лесе?"
Продукты проекта :
- создание библиотеки на тему "Под пологом леса";
- фотовыставки;
- выставки рисунков и поделок;
- картотека дидактических, речевых и подвижных игр по экологическому воспитанию;
- оформление альбома "Красная книга Московской области".
Ожидаемые результаты по проекту :
Дети имеют элементарные представления о лесе, его обитателях, людях, охраняющих и заботящихся о лесе и его обитателях. Расширены и закреплены знания и представления детей о лесе, как одном из условий существования жизни на Земле.
Проявляют познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за деревьями и обитателями леса, желание больше узнать об особенностях своего края, леса.
У детей сформировано бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к окружающему миру, живым существам.
Знают и следуют правилам поведения в природе.
Имеют представления о последствиях
У детей сформированы навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
Дети ответственно относятся к окружающей среде и своему здоровью.
Развита речь, обогащен словарь у детей.
Этапы проекта :
1 этап (Подготовительный) :
- постановка проблемы и определение ее актуальности;
- диагностика элементарных экологических знаний детей;
- разработка перспективного плана организации и реализации проекта;
- работа с методическим материалом, литературой по данной теме;
- подбор специализированной литературы для проведения мероприятий проекта;
- изготовление дидактических игр и наглядного материала по данной теме.
2 этап (Основной) :
- игровые занятия и беседы познавательного характера;
- проведение опытов и экспериментов;
- чтение художественной и познавательной литературы;
- продуктивная деятельность: рисование, лепка, аппликация, конструирование;
- экологические, подвижные, дидактические, имитационные игры, игры-путешествия;
- проведение прогулок и экскурсий;
- помощь в создании библиотеки (подборка и оформление библиотеки по теме);
- помощь в создании Красной книги "Редкие растения и животные Подмосковья" (подбор и оформление альбома с иллюстрациями редких животных и растений);
- проведение акции "Покорми птиц зимой".
3 этап (Заключительный) :
- создание Картотеки дидактических, речевых с движениями, подвижных игр на данную тематику;
- создание библиотеки на тему "Под пологом леса";
- создание Красной книги Подмосковья;
- проведение досуга Праздник леса.
Формы работы с детьми и родителями:
- диалог;
- приобщение к чтению художественной, специализированной экологической литературы об окружающей среде, о лесе, животном и растительном мире леса;
- наблюдения и экологические экскурсии;
- проведение акций с участием родителей;
- "Уроки доброты";
- фотовыставки и выставки рисунков;
- оформление альбомов по намеченной тематике;
- информационные стенды, папки-передвижки, памятки для родителей;
- консультации на данную тематику.
План мероприятий:
1. Проведение с детьми бесед:
- "Что такое лес?";
- "Какую пользу приносит лес?;
- "О правилах поведения "Берегите лес";
- "Как помочь птицам зимой?";
- "Что делают из дерева?";
- "Какую пользу приносят лесные лекарственные растения?";
- "Ознакомление с Красной книгой".
2. Познавательные занятия:
- "Лес - мы твои друзья!";
- "Животные наших лесов";
- "Какие бывают деревья?";
- "Птицы леса";
- "Праздник леса".
3. Продуктивная деятельность:
- пластилинография: "Дары леса", "Мишка косолапый", "Чего нельзя делать в лесу", "Бабочки порхают";
- аппликация: "Осенний лес";
- коллективная работа с использованием природного материала "Лес и его обитатели";
- конструирование из коробок "Кормушки для птиц";
- рисование "Зимний лес", "Обитатели леса";
- лепка "Птицы", "Животные леса".
4. Дидактические игры:
- "Природное лото",
- "С чьей ветки детки?",
- "Отгадай по описанию",
- "Где живут обитатели леса?",
- "Чьи следы?",
- "Подбери как можно больше слов",
- "Подбери как можно больше слов-признаков, слов-действий",
- "Кто самый-самый?", - "Четвертый лишний".
5. Подвижные игры:
- "Совушка-сова - большая голова",
- "Скачет быстрый зайка",
- "Найди свое дерево",
- "На лужайке",
- "Птицелов",
- "Пчелка и цветы",
- "Поймай комара",
- "Хитрая лиса".
6. Викторины:
- "Природа - наш друг?",
- "Вопросы Старичка-Лесовичка".
7. Чтение художественной литературы:
- Б. Б. Запартович и др. "С любовью к природе",
- А. Тихонов "Под пологом леса",
- И. В. Травина "В лесу",
- И. В. Травина "Животные России",
- О. Е. Громова "Растения" (Стихи, рассказы, игры,
- С. Радзиевская "Круглый год,
- В. Морозов. "Рассказы о русском лесе",
- И. Соколов - Микитов. "Год в лесу",
- А. Х. Тамбиев. "Кто барабанит в лесу?",
- А. Х. Тамбиев. "Кто в кустарнике живет?",
- А. Х. Тамбиев. "Кто в муравейнике живет?",
- Ю. Аракчеев. "Сидел в траве кузнечик",
- В. Лифшиц. "Лесные хозяева",
- В. Кастрючин. "Лесные окошки",
- Е. Максимова. "Сосна",
- Игорь Мазнин. "Потенькай, синица!",
- Ю. Дмитриев. "В гостях у дятла".
Список используемой литературы:
1. Экологические проекты в детском саду. О. М. Масленникова, А. А. Филиппенко. - Изд. 2-е. ООО "Издательство "Учитель", г. Волгоград.
2. Проекты в ДОУ : практика обучения детей 3-7 лет. Авт. -сост. Е. А. Румянцева. - Волгоград: Учитель, 2015.
3. Развитие личности ребенка в проектной деятельности : познавательно-творческие, игровые, экологические проекты. Авт. -сост. Т. А. Иваничкина (и др.). - Волгоград: Учитель.
4. Антропова Т. А., Мареева Г. А. Путешествие в лес: Познавательный проект для детей 5-7 лет с ОНР. - М. : ТЦ Сфера, 2018.
5. Открытые мероприятия для детей подготовительной группы. Образовательная область "Познавательное развитие". - Авт. -сост. : Аджи А. В. Воронеж: ООО "Метода", 2014.
6. Открытые мероприятия для детей старшей группы. Образовательная область "Познавательное развитие". - Авт. -сост. : Аджи А. В., Воронеж: ООО "Метода", 2014.
7. Открытые мероприятия для детей старшей группы. Образовательная область "Речевое развитие". - Авт. -сост. : Аджи А. В., Воронеж: ООО "Метода", 2015.
8. Вострухина Т. Н., Кондрыкинская Л. А. Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет. 2-е изд., испр. и доп. - М. : ТЦ "Сфера", 2015.
9. Вострухина Т. Н., Кондрыкинская Л. А. Планирование работы в детском саду по календарю. 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ТЦ "Сфера", 2015.
10. Алябьева Е. А. Итоговые дни по лексическим темам: Планирование и конспекты: Кн. 1. - 3-е изд. испр. и доп. - М. : ТЦ "Сфера", 2018.
11. Громова О. Е., Соломатина Г. Н. Растения. Стихи. Рассказы. Игры. - М. : ТЦ Сфера, 2021.
Занятие в рамках проекта :
I. Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром: "Лес - наш зеленый друг"
Интеграция образовательных областей: "Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное", "Физическое развитие".
Предварительная работа: чтение художественной и познавательной литературы на данную тему; наблюдения в природе; рассматривание иллюстраций по темам: "Лес и его обитатели", "Деревья", "Насекомые", "Птицы наших лесов"; беседы на данную тему; разучивание стихотворений, физкультминуток; художественно-изобразительная деятельность.
Программное содержание:
1. Систематизировать и обобщить представления детей о лесе, о растительном и животном мире леса.
2. Закрепить знания детей о жизни растений и животных в лесу, о взаимосвязях живых организмов.
3. Формировать у детей представление о неразрывной связи человека с природой, о пользе леса для человека.
4. Уточнить представления детей о леснике - человеке, который заботится о лесе.
5. Способствовать формированию у детей навыков разумного поведения в лесу. Прививать бережное отношение ко всему живому.
6. Учить видеть красоту окружающего растительного и животного мира, бережно относиться к природе, понимать ее значение в жизни человека.
Демонстрационный материал:
1. Панно "Лес".
2. Для фланелеграфа - изображения деревьев, цветов, насекомых, птиц, диких животных, изображения сказочных персонажей - Шура, Шуршихи, Шуршонка.
3. Картинки, показывающие правила поведения в лесу.
4. Картинки с изображениями разных видов леса: ельника, березовой рощи, дубравы, соснового бора.
5. Картинки на тему "Чем полезен лес?"
6. Диск с записью звуков леса.
Раздаточный материал:
Карточки для игры "Четвертый лишний".
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Воспитатель: "Ребята, какое сейчас время года? (Весна.) Какое время года придет вслед за весной? (Лето.) А вы любите летом гулять в лесу?
Недавно я получила письмо от лесных жителей - невидимых хранителей леса. Их зовут Шур, Шуршиха и Шуршонок. В письме они пишут, что скоро наступит лето и многие ребята со своими друзьями и родителями отправятся в лес на прогулку. Они очень любят, когда к ним в лес приходят гости. Но иногда они с сожалением наблюдают, как некоторые ребята неправильно ведут себя в лесу. Поэтому они очень беспокоятся о том, не будут ли ребята безобразничать и знают ли они правила поведения в лесу. Шур, Шуршиха и Шуршонок прислали задания, которые вы, ребята, должны выполнить и вопросы, на которые надо ответить.
Они сами не могут к нам придти, а прислали свои изображения и попросили меня проверить, что вы знаете о лесе.
Давайте расскажем нашим сказочным героям все, что знаем о лесе.
2. Шур загадывает детям загадку:
Есть главные жители
В царстве моем,
А как же мы жителей этих зовем?
(Деревья)
- Да, лес - это деревья, много деревьев! Какие деревья вы знаете? Назовите их. (Ответы детей.)
Воспитатель: "Назовите части дерева".
Дети (выполняют движения) :
Есть у дерева крепкие корни,
Глубоко схоронились в земле,
Чтобы дерево крепко стояло,
Чтоб от ветра оно не упало,
Чтобы ветви питаться могли.
Есть ствол, а на стволе кора,
Если жара - укроет кора,
Ну а если сильный мороз,
Ствол защитит, чтобы он не замерз.
Словно руки, там и тут
Сучья от ствола растут.
Тонких веток, тонких веток
Может сразу миллион.
Листья звонкие на ветках
Шелестят со всех сторон.
Полезные вещества в воде растворяются
Ими-то деревья и питаются;
Корешками их берут -
Листьям пищу отдают.
Игра "Узнай дерево".
(Воспитатель показывает картинки с изображением деревьев, а дети называют их. Картинки выставляются на доску.)
Игра "От какого дерева листья?"
(К каждому дереву прикрепляется нужный листик или веточка.)
3. Шуршиха спрашивает, знают ли дети, как называется лес, в котором растут только одни
- сосны? (Сосновый бор.)
- ели? (Ельник.)
- березы? (Березовая роща.)
- дубы? (Дубрава.)
(Воспитатель показывает картинки с изображением этих видов леса.)
- А если в лесу растут разные деревья? Как называется такой лес? (Смешанный).
4. Воспитатель: "Ребята! А что еще растет в лесу кроме деревьев?" (Кустарники.)
- Чем кустарник отличается от дерева?
(У кустарника несколько тонких стволов, а у дерева - один толстый ствол.)
- Что еще в лесу растет? Лес - это ведь не только деревья и кустарники! (Различные травянистые растения, цветы, ягоды, грибы.)
- Какие цветы растут в лесу? (Дети называют лесные цветы.)
Физкультминутка "Цветы".
Раз, два, три - выросли цветы!
К солнцу потянулись - высоко:
Стало им приятно и тепло.
Ветерок пролетал,
Стебелечки закачал.
Вправо качнулись, низко пригнулись,
Влево качнулись, низко пригнулись.
Ветерок, убегай!
Ты цветочки не ломай!
Пусть они цветут, растут
Детям радость несут!
- Какие ягоды растут в лесу? Грибы? (Дети называют лесные ягоды и грибы.)
- Шуршиха хочет проверить, сообразительные дети или нет и предлагает выполнить задание, которое называется "Четвертый лишний".
Игра "Четвертый лишний".
5. - Кроме деревьев и различных растений, что еще нужно, чтобы лес был полноценным?
- Я загадаю вам загадки. Отгадав их, вы поймете, о ком идет речь.
Загадки о насекомых:(О бабочке, кузнечике, комаре, пчеле, муравье и пауке.)
- Для чего насекомые нужны лесу?
Например, муравьи? (Санитары леса, очищают лес от всякого мелкого мусора.)
Пчелы собирают нектар с цветов, переносят пыльцу с цветка на цветок.
Пауки ловят в свои сети мух, а мухи - переносчики всяких болезней и инфекций. Ученые подсчитали, что на теле одной только мухи находится около 25-ти миллионов микробов.
Божьи коровки поедают тлю, а тля поедает растения.
А еще насекомые - это еда для птиц.
- Ребята, а что будет, если в лесу будут жить одни насекомые? (Они съедят лес.) Что же делать?
- Послушайте историю про одну маленькую елочку, которая жила в лесу. Эту историю мне прислала Шуршиха. Вот послушайте.
(Чтение отрывка из рассказа "Друзья леса".)
- Кто поможет елочке избавиться от гусениц? (Птицы.)
6. - Огромную часть леса составляют его обитатели - птицы. В лесах живут около сорока видов птиц. Каких птиц вы знаете? (Дети называют птиц.)
- А птицы для чего нужны лесу? Почему птиц называют нашими пернатыми друзьями?. (Уничтожают вредных насекомых, помогают лесу освобождаться от ненужного.) А еще их называют докторами леса!
- А какое удовольствие слышать птичье пение? В наших лесах много красиво поющих птиц. Это - и иволга, и дрозд, и соловей!
(Воспитатель показывает картинки с изображением этих птиц.)
7. - Кого мы еще не назвали? Каких обитателей леса? Давайте расскажем Шуру и Шуршихе о том, каких диких животных мы знаем.
(Дети называют диких животных.)
- Чем питаются лесные звери? Что они едят?
Медведь - мед, орехи, желуди, ягоды, насекомых, грибы, корешки растений.
(Воспитатель показывает картинку "Что медведь ищет в лесу?")
Белка - орехи, грибы, желуди, семена еловых и сосновых шишек.
Еж - ягоды, грибы, лесных грызунов, змей.
Заяц - кору деревьев, ветки, листья, траву.
Волк - мелких грызунов и других животных.
Лиса - мелких животных, птиц.
Лось - траву, ветки, кору, мухоморы.
- А Шуршонок спрашивает, знают ли дети, как называются жилища зверей?
- Как называется жилище медведя? (Берлога.)
- Волка? (Логово.)
- Белки? (Дупло.)
- Лисы? (Нора.)
- Кто еще из зверей живет в норах? (Кроты, мыши, суслики, хомяки.)
- Ребята, а вы знаете зарядку бельчат?
Физкультминутка "Зарядка бельчат".
8. - Вот мы с вами и выяснили, что такое лес.
(Выставляется панно "Лес".)
- Шуршиха приготовила вопросы детям. Они касаются всего, что есть в лесу: о деревьях, о растениях, о животных, птицах.
Блиц - опрос:
- У какого животного есть иголки? (У ежа.)
- Кто всю зиму в лесу спит? (Медведь, еж.)
- Кто из зверей меняет шкурку два раза в год? (Заяц, белка.)
- Как называется трава, которая жжется? (Крапива.)
- Какую птицу называют лесным барабанщиком? (Дятла.)
- Какая птица подбрасывает свои яйца в гнезда других птиц? (Кукушка.)
- Как называется сок сосны? (Смола или живица.)
- Какое дерево является символом нашей страны - России? (Береза.)
9. Итак, мы выяснили, что:
Лес - это не просто скопление деревьев, это неповторимая экосистема, включающая животных, растения, грибы и микроорганизмы, воздействующая на климат, состояние питьевой воды, чистоту воздуха.
Лес - это сложное сообщество живых организмов, живущих в тесном взаимодействии, где все зависят друг от друга.
10. - Мы поговорили с вами о том, что такое лес. Но мне хочется еще поговорить немного о том, чем лес полезен человеку.
(Дети рассказывают, чем лес полезен человеку, а воспитатель показывает картинки)
Воспитатель резюмирует:
- Не зря говорят: "Лес - наше богатство".
Лес дает нам грибы, ягоды, орехи, лекарственные растения.
- Древесина широко используется в строительстве, в кораблестроении. Мебель делают из древесины.
- Из некоторых пород деревьев делают посуду, музыкальные инструменты, игрушки, бумагу.
- Сколько лекарственных растений растет в лесу!
- Лес - это чистый воздух. Он лишен пыли, хорошо увлажнен, наполнен ароматами цветов, трав, листьев. В лесном воздухе много фитонцидов. В лесу всегда так легко дышится. Леса называют "легкими" планеты.
- Ну, и конечно, лес - это бесценная красота!
11. - Ребята, чтобы сохранить лес для людей и животных, в государстве создана специальная служба, которая заботится о лесе - это лесничество.
- Как называют человека, который охраняет лес, следит за порядком в нем? (Лесник.) Лесник следит за растениями, контролирует вырубку деревьев и кустарников, соблюдение требований пожарной безопасности, проводит работу по посадке новых деревьев и выполняет многую другую важную работу.
12. - Мы, взрослые и дети, можем как-то помогать лесникам?
Конечно, можем! И должны! Достаточно соблюдать правила поведения в лесу.
Шур приготовил картинки, которые помогут рассказать о том, какие правила поведения нужно соблюдать в лесу.
• Нельзя ломать ветки, качать деревья, листья зря не рвать. Потому что, чтобы вырастить большое красивое дерево, надо приложить немало усилий. Как редко мы задумываемся над этим!
На огромные букеты без жалости люди ломают черемуху, а некоторые ребята используют деревья в качестве спортивных снарядов, лазают по ним, подтягиваются на ветках.
• Нельзя рвать в больших количествах цветы!
(Стихотворение "Если я сорву цветок. ")
• Нельзя топтать цветы, убивать насекомых!
• Нельзя в лесу обрывать паутину и убивать пауков!
• Надо беречь муравейники! Потому что муравьи - "санитары леса".
• Нельзя разорять птичьи гнезда!
• Нельзя обижать животных, забирать их домой. В лесу, на воле животным живется лучше, а в неволе животное может погибнуть.
• Нельзя в лесу шуметь, громко включать музыку. Нельзя нарушать покой леса и его обитателей.
• Нельзя в лесу мусорить! Мусор - источник пожара!
• Нужно осторожно пользоваться огнем в лесу. Лес очень боится огня! Лесные пожары - страшное бедствие! (Воспитатель показывает детям картинку "Береги лес от пожара!")
- Нужно не только самим бережно относиться к природе и ее богатствам, но и останавливать других, тех, кто относится к лесу потребительски, не бережет его.
13. - В завершение нашего путешествия по лесу, я предлагаю вам послушать звуки леса.
(Ставится диск с записью звуков леса.) - - Наше путешествие закончилось.
- Давайте помнить, что в природе - все живое. Человек - частица окружающего мира. Он должен научиться прислушиваться к природе, любить ее, и только тогда и цветы на лугах, и деревья, и птицы, и животные будут раскрывать человеку свои тайны.
- Я предлагаю произнести всем вместе пожелание лесу:
Ты расти на радость людям,
Мы дружить с тобою будем!
Добрый лес, могучий лес,
Полный сказок и чудес!
14. - Шур, Шуршиха и Шуршонок приготовили для ребят раскраски "Времена года". Я думаю, что им понравились наши рассказы о лесе и они поняли, что вам можно доверять и не бояться пускать вас в лес.
(Вручаются детям раскраски.)