Светлана Леонтьева
Проект «Ладушки-ладошки» для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Ладушки-ладошки»
В 2015-2016 учебном году совместно с педагогом - психологом для детей средней группы был разработан проект «Ладушки-ладошки». Он реализовывался в течение года.
Участниками проекта стали дети среднего дошкольного возраста, родители, педагоги группы и педагог-психолог нашего дошкольного учреждения.
Публикация «Проект „Ладушки-ладошки“ для детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
Наше дошкольное образовательное учреждение посещают дети с ограниченными возможностями здоровья, соответственно они в большей степени нуждаются в принятии их индивидуальных особенностей, а также особом внимании к себе со стороны взрослых, как педагогов, так и родителей. У детей с различными ОВЗ чаще других встречаются нарушения эмоционально-волевой сферы, поведения.
Для детей с ОВЗ особенно актуальным является развитие руки. Ладошки и пальчики ребенка – это едва ли не главные органы, которые приводят в движение механизмы мыслительной деятельности детей. Получаемые тактильные ощущения позволяют ребенку мысленно сравнивать различные поверхности и удивляться многообразию окружающей его природы. Человечек растет, но роль тактильных ощущений в его развитии не становится меньше – все дети в раннем и дошкольном возрасте как бы «учатся» руками, и мы решили использовать эту возможность, используя в работе такие природные материалы, как песок и глина.
Они содержат массу возможностей для работы. Глина мягка и податлива, хорошо размягчается водой. Этот материал активизирует тактильные ощущения. Ее можно формировать руками, ее можно взбивать, бросать, мешать, разбивать – снова и снова она будет подчиняться. Глина при необходимости может стать жидкой или твердой. При этом переходить из одного состояния в другое и обратно.
Песок бывает разный по цвету, он бывает сухим и мокрым, сыпучим и держать форму, которую ему придают. Это удивляет детей, заставляет задуматься, обогащает их тактильный опыт.
Цель: развитие эмоционально-волевой сферы детей, тактильных ощущений детей 4-5 лет
Задачи:
- учить понимать свое эмоциональное состояние, распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации.
- способствовать развитию тактильных ощущений детей, мелкой моторики руки посредством использования в работе песка, глины;
- развивать познавательный интерес, мыслительные операции, память, внимание, восприятие, воображение;
- познакомить детей со свойствами песка, глины;
- развитие координации движений.
Этапы реализации:
Подготовительный этап- Ознакомление со свойствами соленого теста, изготавливали его сами своими руками, а также расписывали готовые работы;
- Рисование ладошками;
- Сочинение сказок о героях своих рисунков;
- Создание картотеки игр с ладошками;
- Изготовление педагогами и родителями пособия для работы – «Наши ладошки».
Реализация проекта:
1. Работа с песком включала в себя цикл занятий с детьми:
- «Ладошки знакомятся»
- «Веселые ладошки»
- «Удивленные ладошки»
- «Сердитые ладошки»
Для родителей мы разработали психолого-педагогическую гостиную: «День матери». Она прошла 29 ноября 2015 г. /цель: знакомство со свойствами цветного песка/.
2. Работа с глиной:
- «Волшебная глина»
- «Ладошки рисуют»
- «Ладошки-путешественницы»
Заключительный этап- Издание книги из «Золотого фонда» с авторскими сказками детей;
- Проведение психолого-педагогической гостиной «Песочные фантазии» - 19 апреля 2016 г. для детей и родителей нашей группы;
- Мастер-класс по работе с глиной для родителей.
На занятиях мы использовались такие приемы:
игры в ладушки /Цель: развитие координации движений/
Игры в ладушки – это первая игра-забава, с которой ребенок знакомиться на первом году жизни. С ними мы активно знакомились в первой и во второй младших группах. Игры в «Хлопалки» являются разновидностью обычных детских ладушек и усложнением простых игр в ладушки. Это своеобразные ладушки в две руки с перекрёстным хлопком и другими усложнениями. Главное в хлопалках произносить присказки-считалки, на каждое слово - хлопок.
Игры в ладушки — это сложная эмоциональная деятельность детей, направленная на решение двигательных задач. Такие игры активизируют дыхание, кровообращение и обменные процессы, совершенствуют движения, развивают их координацию, формируют быстроту, силу, выносливость, учат детей действовать в соответствии с правилами, осознанно действовать в изменяющейся игровой ситуации, познавать окружающий мир, активизируют память, представления, развивают мышление, воображение, пополняют словарный запас и обогащают речь детей, учат действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям, формируют честность, справедливость, учат дружить, сопереживать, помогать друг другу, развивает чувство ритма, способствует овладению пространственной терминологией.
пальчиковые игры /Цель: развитие мелкой моторики руки/
игровые персонажи – кот, песочная фея
Это позволило нам сделать работу системной, включающей в себя постоянно используемые элементы работы, которые делали работу разнообразной, постепенно усложняющейся. Так сначала мы учились под ритм потешки, ударять поочередно по ладошкам, по коленям. Затем мы взаимодействовали друг с другом, выполняя сначала простые хлопки, затем симметричные. Тексты игр в «Ладушки», также менялись и усложнялись.
Результаты работы по проекту:Работа по проекту способствовала развитию тактильных ощущений и мелкой моторики рук детей, расширила представления детей о песке, глине, ее свойствах, способствовало обогащению словаря детей по теме проекта. Занятия с глиной предоставили возможность для безопасной и эффективной разрядки излишних внутренних напряжений ребенка.
Мы открыли перед собой безграничные возможности песка, глины: они и развивают, и «лечат», открывают мир вокруг нас. Это уникальные материалы для работы с детьми дошкольного возраста.
В конце года, на родительском собрании был сделан опрос родителей. Работа по проекту всем очень понравилась, было принято решение продолжать знакомство с этими природными материалами.
Так на протяжении посещения детьми старшей группы мы стали ходить в досуговый центр нашего микрорайона Древлянка на занятия по глине. Мы выполняли творческие работы по музейно-образовательному проекту «Деревни Русского Севера» (изба-комплекс, окошко со ставнями, по проекту «Карелия - мой дом» мы делали петроглифы, пушку, как символ Петровского завода. И т. д.
В подготовительной группе мы используем глину с целью развития эмоционально-волевой сферы, снятия напряжения.