Меньшенина Екатерина Александровна
Проект «Роботёнок» для детей 6–7 лет
▼ Скачать
МБДОУ ПГО «Пышминский детский сад №5»
Проект «Роботёнок»
Срок реализации- 1 год
Возраст обучающихся 6-7 лет
Составитель:
воспитатель Меньшенина Е. А
2017г-2018г
Пояснительная записка
Проект предполагает использование образовательных конструкторов LEGO WeDo. Дети могут работать индивидуально, в парах или в группах.
Публикация «Проект „Роботёнок“ для детей 6–7 лет» размещена в разделах
Курс занятий помогает детям получить знания и навыки по сборке и программированию моделей. Дети пробуют себя в качестве юных инженеров, естествоиспытателей и математиков. Они строят и программируют модели, рассказывают о том, что они узнали, используя соответствующие термины, критически осмысливают свой опыт и применяют полученные знания для создания новых моделей и программ.
Конструктор LEGO и программное обеспечение к нему предоставляет прекрасную возможность учиться ребенку на собственном опыте. Такие знания вызывают у детей желание двигаться по пути открытий и исследований, а любой признанный и оцененный успех добавляет уверенности в себе. Обучение происходит особенно успешно, когда ребенок вовлечен в процесс создания значимого и осмысленного продукта, который представляет для него интерес. Важно, что при этом ребенок сам строит свои знания, а педагог лишь консультирует его.
Очень важным представляется тренировка работы в коллективе и развитие самостоятельного технического творчества. Простота в построении модели в сочетании с большими конструктивными возможностями конструктора позволяют детям в конце урока увидеть сделанную своими руками модель, которая выполняет поставленную ими же самими задачу. Изучая простые механизмы, ребята учатся работать руками (развитие мелких и точных движений, развивают элементарное конструкторское мышление, фантазию, изучают принципы работы многих механизмов.
Новизна данного проекта заключается в использовании современного оборудования в процессе обучения для достижения поставленных задач и целей. Занятия предполагает использование компьютеров и специальных интерфейсных блоков совместно с конструкторами. Важно отметить, что компьютер используется как средство управления моделью; его использование направлено на составление управляющих алгоритмов для собранных моделей.
Актуальность данного проекта обосновывается широким распространением робототехники в окружающем нас мире: от лифта в вашем доме до производства автомобилей, они повсюду. Конструктор LEGO WeDo приглашает ребят войти в увлекательный мир роботов, погрузиться в сложную среду информационных технологий.
Цель проекта : создание условий для развития творческих и интеллектуальных способностей у детей, а также развитие словарного запаса и навыков общения.
Задачи проекта :
Образовательные:
- Сформировать умения строить модели по схемам;
- Получить практические навыки конструктивного воображения при разработке индивидуальных или совместных заданий;
- Обучающие:
- Воспитание самостоятельности, аккуратности и внимательности работе;
- Проектирование технического, программного решения идеи, и ее реализации в виде функционирующей модели;
- Развивающие:
- Развитие умения ориентироваться в пространстве; - Развитие мелкой моторики;
- Здоровье сбережение:
- Создание условий для гармоничного развития личности.
Содержание проекта :
Обучение с LEGO состоит из 4 этапов: Установление взаимосвязей Конструирование, Рефлексия и Развитие.
Установление взаимосвязей
При установлении взаимосвязей дети как бы «накладывают» новые знания на те, которыми они уже обладают, расширяя, таким образом, свои познания. К каждому из заданий прилагается анимированная презентация с участием фигурок героев – Маши и Макса.
Конструирование
Учебный материал лучше всего усваивается тогда, когда мозг и руки «работают вместе». Работа с продуктами LEGO Education базируется на принципе практического обучения: сначала обдумывание, а затем создание моделей. Каждое задание сопровождается подробной пошаговой инструкцией. При желании можно специально отвести время для усовершенствования предложенных моделей, или для создания и программирования своих собственных.
Рефлексия
Обдумывая и осмысливая проделанную работу, дети углубляют понимание предмета. Они укрепляют взаимосвязи между уже имеющимися у них знаниями и вновь приобретённым опытом. Дети придумывают сюжеты, пишут сценарии и разыгрывают спектакли, за действуя в них свои модели.
Развитие
Процесс обучения всегда более приятен и эффективен, если есть стимулы. Поддержание такой мотивации и удовольствие, получаемое от успешно выполненной работы, естественным образом вдохновляют детей на дальнейшую творческую работу. В каждое занятие включены идеи по созданию и программированию моделей с более сложным поведением.
Перспективное планирование для воспитанников
Месяц Тема,неделя,НОД (в минутах) Цель, задачи Знания, умения, навыки детей,
содержание
Сентябрь «Знакомство с набором Lego WeDo»
1 неделя -30м
2 неделя -30м Цель: научить работать с электронными схемами набора.
Задачи: формирование умения работать по предложенным инструкциям. Знать основные компоненты конструктора Lego WeDo.
Умение пользоваться программой Lego WeDo.
Знакомство с набором Lego WeDo»
3 неделя- 30м
4 неделя- 30м
Цель: знакомство с графическим программированием.
Задачи: формирование умения работать с электронной программой Lego WeDo
Воспитывать умение работать в коллективе. Знать основные компоненты конструктора Lego WeDo.
Умение пользоваться программой Lego WeDo.
Содержание: знать конструктивные особенности различных роботов;
знать, как использовать созданные программы;
владеть приемами и опытом конструирования с использованием специальных элементов, и других объектов и т. д.).
Октябрь «Танцующие птицы»
1 неделя-30м
2 неделя-30м Цель: знакомство с ременными передачами, экспериментируют со шкивами разных размеров, прямыми и перекрёстными ременными передачами.
Задачи:формирование умения работать по предложенным инструкциям;
знакомство с начальными представлениями механики.
Воспитывать умение пользоваться одним набором деталей; Знать правила безопасной работы.
Знать основные компоненты конструкторов ЛЕГО.
Знать конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов.
Содержание: воспитанники знакомятся с ременными передачами, экспериментируют со шкивами разных размеров, прямыми и перекрёстными ременными передачами;
«Умная вертушка»
3 неделя -30м
4 неделя -30м Цель: исследование влияния размеров зубчатых колёс на вращение волчка;
Задачи: формирование умения работать по предложенным инструкциям;
знакомство с начальными представлениями механики.
Воспитывать умение работать в коллективе; Знать компьютерную среду, включающую в себя графический язык программирования.
Знать виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе.
Владеть основными приемами конструирования роботов.
Содержание: дети исследуют влияние размеров зубчатых колёс на вращение волчка;
Ноябрь Обезьянка-барабанщица
1 неделя -30 м
2 неделя -30 м Цель: изучение принципа действия рычагов;
Задачи: формирование умения работать по предложенным инструкциям.
Знакомство с начальными представлениями механики.
Воспитывать умение пользоваться одним набором деталей; Знать конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов.
Знать компьютерную среду, включающую в себя графический язык программирования.
Содержание: занятие посвящено изучению принципа действия рычагов.
«Голодный аллигатор»
3 неделя- 30м
4 неделя- 30м Цель: знакомство с азами графического языка программирования.
Задачи: формирование умения работать по предложенным инструкциям.
Знакомство с датчиками: наклона и расстояния, и их программирование на определенные действия;
воспитывать умение работать в коллективе. Знать конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;
Знать компьютерную среду, включающую в себя графический язык программирования.
Содержание: на занятии дети программируют аллигатора, чтобы он закрывал пасть, когда датчик расстояния обнаруживает в ней «пищу».
Декабрь «Рычащий лев»
1 неделя- 30м
2 неделя -30м Цель: знакомство с азами графического языка программирования.
Задачи: формирование умения работать по предложенным инструкциям;
знакомство с датчиками: наклона и расстояния, и их программирование на определенные действия.
Воспитывать умение пользоваться одним набором деталей. Знать правила безопасной работы.
Знать основные компоненты конструкторов ЛЕГО. Содержание: на занятии воспитанники программируют льва, чтобы он сначала садился, затем ложился и рычал, учуяв косточку.
«Порхающая птица»
3 неделя- 30м
4 неделя- 30м Цель: знакомство с азами графического языка программирования. создание программ для двух датчиков.
Задачи: формирование умения работать по предложенным инструкциям.
знакомство с датчиками: наклона и расстояния, и их программирование на определенные действия.
Воспитывать умение работать в коллективе. Знать конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов.
Знать компьютерную среду, включающую в себя графический язык программирования.
Содержание: на занятии воспитанники создают программу, включающую звук хлопающих крыльев, когда датчик наклона обнаруживает, что хвост птицы поднят или опущен. Кроме того, программа включает звук птичьего щебета, когда птица наклоняется, и датчик расстояния обнаруживает приближение земли.
Январь Нападающий
3 неделя- 30м
4 неделя -30м Цель: совершенствование знаний графического программирования.
Задачи: формирование умения работать по предложенным инструкциям.
Воспитывать умение пользоваться одним набором деталей. Знать конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов.
Знать компьютерную среду, включающую в себя графический язык программирования.
Содержание: на занятии дети измеряют расстояние, на которое улетает бумажный мячик.
Февраль «Ликующие болельщики»
1 неделя- 30м
2 неделя- 30 м Цель: совершенствование знаний графического программирования.
Задачи: формирование умения работать по предложенным инструкциям.
Воспитывать умение пользоваться одним набором деталей. Владеть основными приемами конструирования роботов.
Знать конструктивные особенности различных роботов.
Содержание: на занятии дети используют числа для оценки качественных показателей, чтобы определить наилучший результат в трёх различных категориях.
«Спасение самолёта»
3 неделя- 30 м
4 неделя- 30 м Цель: совершенствование знаний графического программирования.
Задачи: формирование умения работать по предложенным инструкциям.
Воспитывать умение работать в коллективе. Знать конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов.
Владеть основными приемами конструирования роботов.
Содержание: на занятии дети строят модель, программируют и обыгрывая модель осваивают важнейшие вопросы любого интервью: «Кто, Что, Где, Почему, Как?», описывают приключения пилота – фигурки Макса.
Март «Спасение от великана»
1 неделя - 30 м
2 неделя- 30м Цель: совершенствование знаний графического программирования.
Задачи: формирование умения работать по предложенным инструкциям.
воспитывать умение пользоваться одним набором деталей. Знать компьютерную среду, включающую в себя графический язык программирования.
Владеть основными приемами конструирования роботов;
Содержание: на занятии воспитанники строят модель, программируют и обыгрывая модель исполняют диалоги за Машу и Макса, которые случайно разбудили спящего великана и убежали из леса.
«Непотопля
емый парусник»
3 неделя- 30м
4 неделя- 30м Цель: совершенствование знаний графического программирования.
Задачи: формирование умения, работать по предложенным инструкциям.
Воспитывать умение работать в коллективе. Знать конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов.
Знать компьютерную среду, включающую в себя графический язык программирования.
Знать, как использовать созданные программы.
Содержание: на занятии дети строят модель, программируют и обыгрывая модель последовательно описывают приключения попавшего в шторм Макса.
Апрель
«Оркестр»
1 неделя- 30 м
2 неделя- 30 м Цель: закрепление навыков робото-конструирования и графического программирования.
Задачи: закрепить приобретенные навыки работы с набором Lego WeDo : конструирование, графическое программирование.
Воспитывать умение работать в коллективе. Знать конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов.
Знать компьютерную среду, включающую в себя графический язык программирования.
Знать виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе.
Содержание: на занятии закрепление следующих знаний: использование ременных передач, шкифов разных размеров, прямых и перекрёстных ременных передач, принципов действия рычагов, создание графических программ.
«Зоопарк»
3 неделя- 30 м
4 неделя- 30 м Цель: закрепление навыков робото-конструирования и графического программирования.
Задачи: закрепить приобретенные навыки работы с набором Lego WeDo : конструирование, графическое программирование.
Воспитывать умение пользоваться одним набором деталей. Знать виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе.
Владеть основными приемами конструирования роботов.
Знать конструктивные особенности различных роботов.
Содержание: на занятии закрепление следующих знаний: использование ременных передач, шкивов разных размеров, прямых и перекрёстных ременных передач, принципов действия рычагов, создание графических программ.
Май «Спортивная олимпиада»
1 неделя-30м
2 неделя-30м Цель: закрепление навыков робото-конструирования и графического программирования.
Задачи: закрепить приобретенные навыки работы с набором Lego WeDo : конструирование, графическое программирование.
Воспитывать умение работать в коллективе. Знать, как использовать созданные программы.
Владеть приемами и опытом конструирования, с использованием специальных элементов, и других объектов и т. д.).
Содержание: на занятии «Спортивная олимпиада» закрепление следующих знаний: использование ременных передач, шкивов разных размеров, прямых и перекрёстных ременных передач, принципов действия рычагов, создание графических программ.
Открытое занятие
«Наше приключение»
3 неделя-30 м
4 неделя-30 м Цель: закрепление навыков робото-конструирования и графического программирования.
Задачи: закрепить приобретенные навыки работы с набором Lego WeDo : конструирование, графическое программирование;
воспитывать умение пользоваться одним набором деталей. Знать компьютерную среду, включающую в себя графический язык программирования.
Знать виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе.
Владеть основными приемами конструирования роботов.
Содержание: на занятии закрепление следующих знаний: использование ременных передач, шкивов разных размеров, прямых и перекрёстных ременных передач, принципов действия рычагов, создание графических программ.
Всего часов по проекту в год : 34 занятия- 1020 минут
Образец конструктора:
Организация деятельности проекта :
Форма работы: сочетание коллективных и индивидуальных форм организации на занятиях.
Проект рассчитан на один год обучения: для детей 6-7 лет.
Количество занятий в неделю – 1, в месяц - 4, в год – 36.
Количество групп: 2
Максимальная наполняемость подгруппы детей 6-7 человек.
Занятия проходят во вторую половину дня.
Продолжительность одного занятия – 30 минут.
Примечание: Время, необходимое для выполнения каждого задания, зависит от опыта учащихся, времени, затраченного на обсуждение и исследование, а также от того, используются ли дополнительные или более сложные задания.
Показатели эффективности:
По итогам занятий у детей должны сформироваться
- Умения сборки простых моделей роботов с использованием инструкций;
- Базовые навыки программирования в среде LEGO WeDo;
- Понимание принципов работы датчиков конструктора LEGO WeDo;
- Умение работать в группе, распределять обязанности для достижения наилучшего результата.
Перечень учебно-методического обеспечения:
• Конструктор ПервоРобот LEGO® WeDo
• Программное обеспечение и комплект заданий ПервоРобот LEGO WeDo
• ПервоРобот LEGO WeDo. Ресурсный набор
•ПервоРобот LEGO WeDo. Комплект заданий
• Ноутбуки для детей
• Ноутбук для педагога
Заключение
Решение поставленных в проекте задач позволит :
- организовать в детском саду условия, способствующие организации творческой продуктивной деятельности дошкольников на основе LEGO -конструирования и робототехники в образовательном процессе, что позволит заложить на этапе дошкольного детства начальные технические навыки. В результате, создаются условия не только для расширения границ социализации ребёнка в обществе, активизации познавательной деятельности, демонстрации своих успехов, но и закладываются истоки
профориентационной работы, направленной на пропаганду профессий инженерно- технической направленности, востребованных в развитии региона. Реализация работы по лего-конструированию и робототехнике в детском саду способствует:
- реализации одного из приоритетных направлений образовательной политики;
- обеспечению работы в рамках ФГОС;
- формированию имиджа дошкольной образовательной организации;
- удовлетворённости родителей в образовательных услугах детского сада;
- повышению профессионального уровня педагогов;
- участию педагогов в конкурсах различных уровней;
- участию воспитанников ДОО в фестивалях робототехники.
Список литературы
Бедфорд А. Большая книга LEGO - Манн, Иванов и Фербер, 2014 г.
Брофман В. В. Архитектурная школа имени Папы Карло: книга для детей
и взрослых – М. : Линка-Пресс, 2001г.
Ишмакова М. С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов. - Всероссийский учебно-методический центр образовательной робототехники. - М. : Изд. - полиграф-центр «Маска».-2013 г.
Комарова Л. Г. Строим из Лего (моделирование логических отношений объектов реального мира средствами конструктора LEGO). – М. : Мозаика-Синтез, 2006 г.
Лыкова И. А. Конструирование в детском саду: учебно-методическое пособие к парциальной программе «Умные пальчики».-М. : ИД «Цветной мир», 2015г.
Примерная парциальная образовательная программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста технической направленности. - М. : Российская ассоциация образовательной робототехники. Учебно-методический центр, 2016г.
Фешина Е. В. Лего - конструирование в детском саду -М. : ТЦ Сфера,2012 г.
Филиппов С. А. Робототехника для детей и родителей – СПб. :Наука,2013г.
Интернет-ресурсы: https://xn--- 8sbhby8arey.xn--p1ai/doshkolnoe-obrazovanie
Большая книга Lego : https://www.toybytoy.com/book/Big_book_of_Lego