Надежда Кужугет
Программа работы кружка «Ладушки» для детей первой младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
В раннем дошкольном возрасте уделяется большое внимание развитию мелкой моторике рук. Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности.
Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем, развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребенком.
Публикация «Программа работы кружка „Ладушки“ для детей первой младшей группы» размещена в разделах
Пальчиковые игры как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе выполнения пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д. Дети от года до двух хорошо воспринимают пальчиковые игры, выполняемые одной рукой. Трехлетние малыши осваивают игры, выполняемые двумя руками, например, одна рука изображает кошку, а другая – домик.
Цель кружка :
1. Переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики рук.
2. Развитие умственной деятельности малышей.
3. Формирование правильного звукопроизношения, умения быстро и четко говорить, активизация речи.
4. Совершенствование памяти, внимания, мышления детей, способности согласовывать движения и речь.
Задачи кружка :
1. Учить детей упражнениям пальчиковой гимнастики (работа каждый пальчиком, работа пальчиками обеих рук с мелкими деталями).
2. Развивать тактильную чувствительность, зрительно-двигательную координацию движений, умение соотносить предметы в пространстве.
3. Развивать умение учитывать сенсорные свойства предметов в различных видах деятельности: пальчиковых играх с предметами, лепке.
4. Развивать умение подражать взрослому, понимать смысл речи, повышать речевую активность.
Расписание кружка : два раза в месяц (1 раз в неделю).
План занятий: прилагается
План занятий в первой младшей группе.
Сентябрь:
Занятие 1.
«Моя семья»
1, 2, 3, 4, 5 – вышли пальчики гулять!
(Пальчики в кулачке, поочередно выпрямлять их.)
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Ну а этот пальчик – я!
Вот и вся моя семья!
(Поочередно пригибаем пальчики к ладошке, начиная с большого. На последнем предложении охватываем второй рукой весь кулачок.)
Занятие 2.
«Ладушки-ладошки»
• Ладушки-ладушки, где были?
• У бабушки!
• Что ели?
• Кашку?
• Что пили?
• Бражку!
(Хлопаем в ладоши на ударных слогах.)
• Каша сладенька! (Гладим рукой животик.)
• Бабушка добренька! (Гладим ладошкой по голове.)
• Попили, поели (Снова гладим животик.)
• И домой улетели! (Машем руками.)
Октябрь:
Занятие 1.
«Мышонок»
• Сел мышонок на масленок,
(Ладонь правой руки накрывает кулак левой.)
• А масленок – липкий гриб.
(Кулак левой руки вращается вокруг своей оси.)
• Посидел на нем мышонок
(Поелозить ладонью правой руки по кулаку левой.)
• И прилип, прилип, прилип!
(«Отрываем» ладонь от кулака, а она держится, плотно обхватив кулак левой руки.)
Занятие 2.
«Про бабку»
• Жила-была бабка! (Руки в боки.)
• Да жила у речки. (Разводим руки в стороны ладонями вниз, изображая речку.)
• Захотелось бабке (Снова руки в боки.)
• Искупаться в речке. (Изображаем плавание брассом.)
• И купила бабка (Руки в боки.)
• Мыло и мочало. (Одна рука вперед – это мочало, другая – намыливает.)
• Эта сказка хороша, я начну сначала: (Правая рука в кулаке, большой палец вверх.)
• Жила-была бабка… (Руки в боки.)
Ноябрь:
Занятие 1.
«Два медведя»
• Сидели два медведя
На тоненьком суку: (Руки согнуты в локтях, сжаты в кулаки, прижаты к туловищу, покачиваемся из стороны в сторону.)
• Один читал газету, (Разводим руки в стороны.)
• Другой молол муку. (Стучим кулаком по другому кулаку.)
• Раз ку-ку, два ку-ку –
Оба шлепнулись в муку! (Кулачки падают на колени.)
• Нос в муке. (Показываем пальчиком на нос.)
• Хвост в муке. (Показываем руками за спину.)
• Ухо в кислом молоке! (Беремся пальчиками за ухо.)
Занятие 2.
«Рыбки»
• Рыбки в озере плескались
В чистой тепленькой воде. (Руки согнуты перед собой, двигаем кистями, изображая плавники.)
• То сойдутся, (Сводим обе руки к себе.)
• Разойдутся, (Разводим руки в стороны.)
• То зароются в песке. (Изображаем руками волнообразные движения.)
Декабрь:
Занятие 1.
«Белка»
• Сидит белка на тележке,
Продает она орешки: (Показываем ладошками вверх.)
• Лисичке-сестричке, (Поочередно загибаем пальчики.)
• Воробью, синичке,
• Мишке толстопятому,
• Заиньке усатому.
Занятие 2.
«Елочка»
• Перед нами елочка (Соединяем кончик пальцев, изображаем елочку.)
• Шишечки, (Показываем кулачки.)
• Иголочки. (Показываем указательные пальцы.)
• Шарики, (Пальцы сжимаем в круг.)
• Фонарики, (Показываем «фонарики».)
• Зайчики (Показываем ушки зайчика.)
• И свечки, (Прижимаем ладони и пальчики друг к другу.)
• Звезды, (Прижимаем ладони с раздвинутыми пальцами.)
• Человечки. (Ставим средний и указательный пальцы на колени.)
Январь:
Занятие 1.
«1, 2, 3, 4, 5 –вышли пальчики гулять»
• 1, 2, 3, 4, 5 – вышли пальчики гулять! (Руки в кулачке, выпрямляем поочередно по пальчику.)
• Этот пальчик в лес пошел,
• Этот пальчик гриб нашел,
• Этот пальчик чистить стал,
• Этот пальчик жарить стал,
• Ну а этот взял и съел,
• Потому и растолстел!
(Поочередно растираем пальчики, на последних строчках – ручку в кулачок, большой пальчик вверх, вращаем пальчиком.)
Занятие 2.
«Встали пальчики»
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик – прыг в кровать!
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики! Ура!
В детский сад идти пора!
(Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касаться всех остальных – «будить». Одновременно с восклицанием «Ура!» кулачок разжать, широко расставить пальцы в стороны.)
Февраль:
Занятие 1.
«У оленя дом большой»
• У оленя дом большой. (Показываем расставленными широко пальчиками рога.)
• Он глядит в свое окошко. (Соединяем пальчики рук, изображая окошко, смотрим в него.)
• Зайчик по лесу бежит, (Показываем ушки зайчика.)
• В дверь к нему стучится:
• Тут-тук, дверь открой, (Сточим кулачком в воздух перед собой.)
• Там в лесу охотник злой! (Отводим руку назад, показывая на представляемого охотника пальчиком.)
• Заяц, заяц, забегай! («Зовем» зайчика, машем кистями рук к себе.)
• Лапки мне давай! (Выставляем ручки ладонями вверх.)
Занятие 2.
«Кошка»
• Вот кулак! (Показываем кулачок.)
• А вот ладошка! (Показываем одну ладошку этой же рукой, выпрямляя кулачок.)
• Села на ладошку кошка. (Другой рукой поцарапать по ладошке.)
• Мышки сразу испугались! (Сжать ладонь в кулачок, покрутить им.)
• Сразу в норки разбежались! (Спрятать кулачок в подмышку.)
Март:
Занятие 1.
«Капуста»
• Мы капусту рубим-рубим. (Двигаем прямыми ладонями вверх-вниз.)
• Мы морковку трем-трем. (Двигаем кулачком по другой ладони, изображая терку.)
• Мы капусту солим-солим. (Двигаем пальчиками в щепотке – «солим».)
• Мы капусту мнем-мнем. (Сжимаем и разжимаем кулачки и двигаем при этом руками.)
Занятие 2.
«Тетери»
• Как на нашем на лугу (Разводим руки в стороны, изображая простор.)
• Стоит чашка творогу. (Ладони вместе – горстью.)
• Прилетели две тетери, (Машем пальчиками обеих рук, «слетаемся» с разных сторон в середину.)
• Наклевались, улетели. (Указательный и средний палец – «клювы» – тыкают в сложенную горстью вторую ладонь. Затем машем кистями рук – «улетели».)
Апрель:
Занятие 1.
«Паучок»
• Паучок бежал по ветке, (Скрестить руки на уровне груди, пальчики правой руки бегут по предплечью левой, а затем наоборот.)
• А за ним бежали детки,
Хлынул дождик: ой-ё-ёй! (Прижать ладошки к лицу и покачать головой.)
• Смыло паучка водой! (Помахать руками, словно стряхивая паучка и водичку.)
Занятие 2.
«Кот на печи»
• Кот на печи сухари толчет, (Стучим кулачком о кулачок.)
• Кошка в окошке (Показываем пальчиками «окошко».)
Полотенце шьет, (Показываем, как шьют иголкой.)
• Маленькие котята (Поднимаем руки до груди, опустив кисти вниз.)
• На печке сидят (Качаем головой вправо-влево.)
• Да на котика глядят. (Показываем руками «очки».)
• Все на котика глядят
И сухарики едят. (Щелкаем зубами.)
Май:
Занятие 1.
«Заяц и ежик»
• Заяц и ежик навстречу друг другу (Указательные и средние пальцы обеих рук «идут» навстречу друг другу.)
• Шли по дорожке по полю, по лугу.
Встретились – и испугались они! (Стукнуть кулачками.)
• Быстро бежали – поди догони! (Пальчики «идут» в разные стороны.)
Занятие 2.
«Репка»
• Репку мы сажали, (Роем пальчиками в ладошке лунку.)
• Репку поливали. (Показываем, как льется вода из лейки.)
• Вырастала репка (Показываем, как растет, выпрямляя постепенно пальчики.)
• Хороша и крепка! (Оставить ладони открытыми, а пальчики согнуть, как крючочки.)
• Тянем-тянем! (Крючочки левой и правой руки сцепляются и тянут – каждая в свою сторону.)
• Кто же нам поможет? (Прибегаем по очереди к героям сказки за помощью и тянем.)
• Ух! (Расцепили пальчики.)
• Вытянули репку! (Потрясли кистями рук.)
Литература:
1. «Пальчиковые игры для детей» – О. С. Ермакова, 2009 г.
2. «Забавы для малышей» – М. Ю. Картушина, Москва «Творческий центр», 2007 г.
3. «ЛАДУШКИ. Пальчиковые игры для малышей». О. И. Крупенчук. Литера, 2016 г.