Ахунова Рина
Проектная деятельность в первой младшей группе «Курица с цыплятами»
▼ Скачать + Заказать документы
Проектная деятельность в первой младшей группе
составила: Ахунова Р.
Цель: Сформировать элементарные представления о домашних птицах; воспитывать бережное отношения к ним.
Публикация «Проектная деятельность в первой младшей группе „Курица с цыплятами“» размещена в разделах
Задачи: Формировать интерес к объектам природы: знакомить с домашними птицами (петушок, курочка с цыплятами); умение ставить задачи в рамках возникшей проблемы и решить их; общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Участники проекта : дети первой младшей группы, воспитатель, музыкальный руководитель.
Вид проекта : творческо-информационный.
Время реализации проекта (краткосрочный 2 недели).
Этапы реализации проекта :
Подготовительный
Основной
Заключительный
Предполагаемый результат: сформированность понятия домашние птицы, умение различать и называть домашних птиц, знание отличительных особенностей птиц, умение подражать голосам птиц, активность в решении проблемы желание помогать другому (цыпленку, сверстникам, умение включаться в разговор.
Продукт проектной деятельности : рисунки, поделки, рассказы детей о домашних птицах, досуг.
Актуальность: Для детей раннего возраста характерен ярко выраженный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.
В данном проекте, я решила обогатить представления детей о домашних птицах встречающихся прежде всего в ближайшем окружении. Постаралась раскрыть все особенности образа жизни: где живут, какие звуки издают, что и как едят, как двигаются.
Участие детей в проекте позволит максимально обогатить знания и представления детей о домашних птицах; обогатить словарный запас и творческие способности детей.
Подготовительный этап:
Изучение методической литературы
Подбор художественной литературы
Подготовка художественных материалов для продуктивной деятельности.
Основной этап:
Рисование «Вот какие у нас цыплятки»
Задачи: Учить детей в сотворчестве с педагогом и другими детьми создавать образ цыплят : по выбору педагога – рисовать или делать аппликации. Уточнить представление о внешнем виде цыпленка (туловище и голова – круги разной величины, тонкие ножки, на голове – глаза и клюв). Развивать чувство формы и цвета. Воспитывать интерес к природе, желание отображать свои представления и впечатления в изодеятельности.
Ознакомление с окружающим миром. «Желтые, пушистые»
Задачи: Дать представление о цыпленке : желтый, пушистый, бегает, клюет зернышки, пищит –пи-пи-пи;
Развивать зрительную координацию, звукоподражание, воспитывать доброе отношение к животным.
Развитие речи «Курочка Ряба»
Цель: Побуждать детей слушать сказку в инсценированном варианте и в обычном пересказе. Вызвать желание прослушать ее еще. Формировать способность к обобщению путем упражнения детей в подборе к глаголам соответствующих существительных.
Лепка «Цыплятки»
Цель: Вызвать интерес к созданию коллективной композиции. Учить детей лепить цыпленка. Инициировать дополнение и обыгрывание композиции (червячки в клювиках). Развивать чувство формы и композиции.
Развитие речи пересказ русских народных сказок «Курочка Ряба»
Цель: побуждать детей воспроизводить текст сказки самостоятельно. Развивать словарный запас, добиваться интонационной выразительности во время пересказа. Воспитывать партнерские отношения, любовь к устному народному творчеству.
Рассматривание сюжетных картин «Курица с цыплятами»
Цель: учить детей понимать, что изображено на картинке; осмысливать взаимоотношения персонажей, отвечая на вопросы воспитателя; способствовать активизации речи.
Рассматривание картины «Дети кормят курицу и цыплят»
Цель: продолжать учить детей рассматривать картину (отвечать на вопросы, слушать пояснения воспитателя и сверстников, образец рассказа педагога).
Рисование «Петушок-Золотой гребешок»
Цель: воспитывать у детей доброжелательное отношение к персонажу; развивать самостоятельность, активность в поисках способов изображения, овладевать простыми приемами рисования кистью и красками разных цветов.
Рисование.
Тема: «Покормим цыплят» (рисование кисточкой)
Задачи:
- Закрепить знания детей о домашних птицах их деток;
- Закрепить умение изображать зернышки кисточкой;
- Развивать интерес к рисованию.
Дидактическая игра «Разрезные картинки»
Цель: развивать сенсорные способности детей: умение по части восстановить целое. Развивать скоординированные действия руки и глаза через умение обводить изображения по контуру. Учить узнавать предмет, изображенный на картинке, и называть его.
Д/игра «Сложи цыпленка из геометрических фигур».
Цель: развивать наглядно-образное мышление, мыслительную деятельность, наблюдательность.
Д/и «Кто как кричит?»
Цель: учить детей подражать звукам обитателей «Птичьего двора».
Подвижная игра «Курочка хохлатка»
Цель: учить детей действовать по сигналу воспитателя. Развивать дружеские взаимоотношения.
Чтение русской народной сказки «Курочка Ряба».
Цель: учить детей внимательно слушать сказку, активизировать словарь.
Картотека потешок, загадок, стихов
Клюв у петушка-крючком,
Гребень аленький-торчком,
На хвосте-узоры,
А на лапах-шпоры
***
Куры-куры: «Ко-ко-ко
Мы снесли яички;
Ку-ку-кушайте,ко-ко,
Детки-невелички!»
***
Курочка-тараторичка
По двору ходит,
Цыпляток водит,
Хохолок раздувает,
Малых деток потешщает.
***
Наши курочки в окно-
Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!
А как Петя-петушко
Ранним-рано поутру
Нам споёт ку-ка-ре-ку!
***
Петушок, петушок
Золотой гребушок,
Маслена головушка,
Шёлкова бородушка!
Что ты рано встаешь,
Голосисто поёшь
Деткам спать не даешь.
***
Петух на село
Запел весело:
-ку-ка-ре-ку!
На завалинке сижу,
Лапоточки плету!
***
Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать.
А за ней ребятки,
Желтые цыплятки.
Ко-ко-ко,ко-ко-ко
Лапками гребите,
Зернышки ищите.
Съели толстого жука,
Земляного червяка.
Выпили водицы
Полное корытце.
***
-Курочка-рябушечка, куда ты пошла?
-На речку.
-Курочка-рябушечка, зачем ты пошла?
-За водичкой.
-Курочка-рябушечка, зачем тебе водичка?
-цыпляток поить.
-Курочка-рябушечка, как цыплятки просят пить?
-Пи-пи-пи!
***
Идет петушок.
Красный гребушок,
Хвост узорами,
Сапоги со шпорами,
Двойная бородка,
Частая походка.
Рано утром он встает,
Красны песенки поет.
***
Курочка моя, умница моя,
Вот пшено, водичка,
Дай ты мне яичко.
Загадки
Всех я вовремя бужу,
Хоть часов не завожу. (петух).
На заборе сидит,
«Ку-ка-ре-ку» кричит (петух)
Зернышки клюет,
Деток зовет:
«Ко-ко-ко, ко-ко-ко»,
Не ходите далеко. (Курица)
Картотека утренней и пальчиковой гимнастики
Упражнение «Куры»
Ребенок стоит, наклонившись, свободно свесив руки- «крылья» и опустив голову. Произносит «так-так-так», одновременно похлопывая себя по коленям, выдох, выпрямляется. Поднимает руки и плечи- вдох через нос. Повторяет 3-5 раз.
Пальчиковая гимнастика «Цыплята».
Есть у мамы курицы Дети показывают пять пальцев
Пять маленьких цыплят 1вариант : дети по очереди загибают пальцы,
Желтых, пушистых, веселых ребят рассказывая, что делают каждый из пяти
Первый цыпленок лапкой гребет, цыплят.
Второй вместе с мамой зерна клюет, 2вариант: имитирует движениям пальцами
Третий цыпленок играет с жуком, рук: «Гребет» : а)смахивающие движения
Четвертый нашел червяка под листом, правой и левой руками с поверхности стола;
Пятый цыпленок бежит помогать б)то же самое движение, только с
«Ку-ка-ре-ку» папе кричать. использованием указательного и среднего
пальцев. «Клюет» : пальцы собраны в щепочку,
движения по поверхности стола. «Увидел» :
то же самое положение руки с пальцами,
поднятыми вверх. «Червяк под листом» :
ладонь одной руки выпрямлена, под ней
«шевелится червяк» (указательный палец
второй руки). «Ку-ка-ре-ку» : ритмично
соединяют большой палец руки с остальными
пальцами, сложенными вместе.
«Курочка»
Ладонь располагается горизонтально. Боьшой и указательный пальцы образуют глаз. Следующие пальцы накладываются друг на друга в полусогнутом положении. Курочка прыг на крыльцо: Я снесла тебе яйцо!
ФИЗКУЛЬМИНУТКА
«Петух»
Цель: развивать активную речь детей, учить сопровождать речь движениями.
По двору петух гуляет,
Лапой землю разгребает.
Если зернышко найдет –
Сразу он его склюет.
Крыльями замашет,
Весело запляшет,
Закричит: «ку-ка-ре-ку!»
Ах, как вкусно петуху!
Дети ходят по помещению.
Имитирую движения.
Наклоняют головы вниз.
Поднимают и отпускают руки.
Попеременно поднимают ноги, согнутые в коленях.
Голова приподнята, руки вытянуты назад, кричат «ку-ка-ре-ку», вытянув шею.
Круговые поглаживания живота.
Физкультминутка
«Как пищат у нас цыплята? – пип-пип-пип.
(звукоподражание)
Как они играют в прятки? – шмыг-шмыг-шмыг.
(закрывают лицо ладошками)
Как по лужицам шагают? – плюх-плюх-плюх.
(топают ножками)
Как на солнце загорают? – ух-ух-ух.»
(ложатся на ковер в свободном положении)
Игра «НАСЕДКА И ЦЫПЛЯТА»
Основные движения – лазанье.
- Дети изображают цыплят, а воспитатель – наседку.
- На одной стороне комнаты или площадки огорожено место, это – и (веревка с нанизанными на ней флажками натягивается между деревьями или стойками на высоте 40 – 50 см.). В доме помещается наседка с цыплятами.
- Наседка отправляется на поиски корма. Через некоторое время она зовет цыплят : «Ко-ко-ко-ко». По этому сигналу цыплята подлезают под веревку бегут к наседке и вместе с ней гуляют по площадке.
- После того как все дети подлезли под веревку и немного побегали по площадке, воспитатель говорит: «Большая птица!». Все цыплята бегут домой.
Игра повторяется несколько раз.
Картотека подвижных игр
Подвижная игра с музыкальным сопровождением.
Песня «Вышла курочка гулять»
Вышла курочка гулять
Свежей травки пощипать,
(шаги на месте с высоким подниманием колена, руками махи вверх –вниз)
А за ней ребятки –
- желтые цыплятки
(прыжки на месте, руки сложены в виде крылышек)
Ко-ко-ко, ко-ко-ко
Не ходите далеко!
(грозим пальчиком)
Лапками гребите,
Зернышки ищите!
(в приседе имитируете разгребание лапками земли)
Съели толстого жука
(руками показать толстого круглого жука)
Дождевого червяка
(руки разводим в стороны, показываем длинного жука)
Выпили водицы полное корытце.
(наклоны головы вперед – назад)
Ходят цыпки целый день,
Наклоняться им не лень.
(наклоны вперед, руками касаемся пола)
Червяков не видно
(закрываем глаза ладошками)
Цыпляткам обидно
(развести руки в стороны)
- Молодцы! Отлично потанцевали.
Лиса в курятнике
Задачи: развивать детей ловкость и умение выполнять движение по сигналу, упражнять в беге с увертыванием, в ловле, в лазании, прыжках в глубину.
Описание: на одной стороне площадки очерчивается курятник. В курятнике на насесте (скамейках) располагаются куры, дети стоят на скамейках. На другой стороне площадки находится нора лисы. Все остальное место – двор. Один из играющих назначается лисой, остальные куры – они ходят и бегают по двору, клюют зерна, хлопают крыльями. По сигналу «Лиса» куры убегают в курятник, взбираются на насеет. Отводит ее в свою нору. Куры спрыгивают с насеста и игра возобновляется.
Правила: Лиса может ловить кур, а куры могут взбираться на насест по сигналу воспитателя «Лиса!»
Варианты: Увеличить число ловушек – 2 лисы. Курам взбираться на гимнастическую стенку.
Петушок и его семья
Программное содержание:
Продолжать знакомить детей с понятием с понятием «семья».
Расширять представление о домашних птицах и их характерных особенностях.
Продолжать прививать интерес к устному народному творчеству: русским народным сказкам, потешкам, песенкам.
Познакомить с новым материалом-пшеном.
Формировать умение отвечать на вопросы, обогащать и активизировать словарь по теме (рябенька, пестрая, пышный, разноцветный, клюв, выщипала, пшено).
Развивать умение к игре-инсценировке, навыки звукоподражания,мелкую моторику пальцев.
Развивать зрительное внимание и восприятие.
Воспитывать заботливое, ласковое отношение к животным, желание им помощь.
Материал: плоскостные фигуры курицы, петуха и цыплят, корзина с яйцом, забор, дом, дуга для лошадки, шапочка-петушок, шапочки-курицы, изображение петуха без хвоста, пёрышки, миска с пшеном, блюдо с наклеенным на нём двусторонним скотчем, аудиозапись с голосами кур, петуха, цокота копыт.
Предварительная работа: чтение сказок: «Кот, петух и лиса», «Курочка Ряба». Знакомство с потешками. Заучивание песенки «Петушок, петушок», игры-песенки «Бродят куры бережком», стихотворения «Петушок у нас горластый». Рассматривание иллюстраций по теме «Птичий двор».
Педагогические технологии:
Игровая, здоровьесберегающая (логоритмическая,
Ход нод
Организационный момент. Воспитатель с детьми входит в зал.
Воспитатель «Придумано кем – то просто и мудро- при встрече здороваться:
-Доброе утро!
Доброе утро- солнцу и птицам!
Доброе утро –улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым,
Пусть доброе утро длится до вечера!»
-давайте поздороваемся с гостями.
Все:
- Доброе утро! (раздаются голоса курочки и петушка.)
Воспитатель:
- Что за шум? Что за крики? Это переполох на птичьем дворе. Видимо, там что-то случилось. Может быть нужна помочь?
-Давайте поскорее отправимся на птичий двор. Чтобы попасть туда быстрее, я предлагаю поехать на лошадки.
Все вместе.
«На лошадке, на лошадке
Покатиться я хочу.
Сяду,сяду на лошадку,
Быстро-быстро поскачу!
Цок-цок-цок!»
(дети идут за воспитателем, высоко поднимая колени -звучит аудиозапись).
Воспитатель:
-вот мы и приехали. Спасибо лошадке, что быстро довёз нас.
-дети, давайте узнаем, что же здесь случилось! Почему так нужно было?
Давайте подойдем поближе.
- Как здесь тихо стало.
- Посмотрите, вот и курочка, и цыплятки.
- Какая курочка?
(Большая, пестрая, красивая, рябенькая).
- А цыплятки какие?
(Маленькие, круглые, желтые, пушистые).
- Такие они все красивые, но такие не веселые. У курочки глазки грустные.
- Клювик она свой опустила.
- Цыплята маму курочку окружили, прижались к ней, тоже очень грустные, видно, их кто-то сильно напугал. Давайте поиграем и развеселим их.
Физкультминутка
«Как пищат у нас цыплятки? – пип-пип-пип.
(звукоподражание)
Как они играют в прятки? –шмыг-шмыг-шмыг.
(закрывают лицо ладошками)
Как по лужицам шагают? – плюх-плюх-плюх.
(топают ножками)
Как на солнце загорают? – ух-ух-ух.
(ложатся на ковер в свободном положении)
- Вот наши цыплятки и повеселели. Деткам хорошо, и мама курочка рада.
- Дети, а где же петушок? Что-то я не вижу его. Люба спроси у курочки, где петушок?
(Воспитатель берет курочку на руки, она квохчет)
-Дети, курочка мне сказала, что во двор прокралась лиса, хотела украсть цыпляток, напугала их. Петушок прогнал лису, но она выщипала ему все перышки. Теперь он спрятался в домике, и не хочет выходить.
-Курочка, мы тебе поможем – позовем петушка.
Подходят к домику и говорят:
«Петушок, петушок, золотой гребешок,
Масляна головушка, шелкова бородушка!
Выходи к нам, петушок, покажи свой гребешок!»
Петушок выглядывает в окошко (озвучивает взрослый) :
«Гребешок я покажу,
Выходить я погожу!»
- Успокойся, петушок, мы тебе сейчас поможем. Дети, давайте подарим петушку новые перышки.
- Сначала перышко подарю петушку я. Я хочу подарить петушку красное перышко. Артем, помоги мне найти красное перышко.
- АРита подарит петушку синее перышко.
(Дети поочереди прикрепляют перышки, называют их цвет, затем любуются красивым хвостиком)
- Какой красивый же хвост мы подарили петушку!
(Петушок выходит из домика, кукарекает)
- Петушок такой довольный, так понравился ему новый хвост! Как радостно и громко он поет!
- Дети, как поет петушок?
(Ку-ка-ре-ку)
- Покажите его гребешок. Какой он?
-Какой же теперь у петушка хвост?
(Красивый, пышный, разноцветный, большой)
- А теперь давайте проводим петушка к его семье. Его давно ждут курочка и цыплята.
(Воспитатель сажает петушка во двор, он громко кукарекает, курочка квохчет)
- Как хорошо – теперь вся семья вместе:
Курочка - ….мама, цыплятки - ….детки и папа - ….петушок.
Потрогайте пальчиками. – Посмотрите, какое оно?
(Маленькое, желтое, круглое)
- Сейчас каждый из вас насыплет пшено на блюдо. Берите зернышек понемножку. Сыпьте аккуратно.
Воспитатель:
«Цыплята наши есть хотят,
Мы покормить должны цыплят.
Посыпьте зернышки и крошки –
Пусть поклюют они немножко».
-Дети, а теперь нам пора прощаться с петушком и его семьей.
Курочка очень рада, что вы такие добры, заботливые, подарили петушку перышки, развеселили цыплят, накормили всех. В благодарность за это она снесла вам яичко, не простое, и не золотое.
- Оно волшебное
(Воспитатель открывает большое пластмассовое яичко, а в нем сладкие зернышки)
- Давайте скажем курочки «спасибо». Сейчас мы поедем домой, и там будем кушать угощение.
(Дети садятся на лошадки и уезжают)
Рефлексия: Дети, а куда мы с вами отправились? (ответы детей). На чем мы поехали? (ответы детей). Кого мы увидели? (ответы детей). Кто напугал цыплят и курочку? (ответы детей). Что мы подарили петушку? (ответы детей). Чем покормили цыплят, курочку и петушка? (ответы детей) и т. д.
Конспект НОД
Тема: «Покормим цыплят» (рисование кисточкой)
Цель: Развитие художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Закрепить знания детей о домашних птицах их деток;
- Закрепить умение изображать зернышки кисточкой;
- Развивать интерес к рисованию.
Материалы: игрушка – цыпленок, листы альбома с изображением цыплят, кисточки, гуашь желтого цвета, салфетки.
Ход НОД:
1. Орг. Момент.
Отгадывание загадки.
Воспитатель:
- Дети, послушайте загадку:
Из яичка появился.
Миру очень удивился.
Это – курочки ребенок,
Желтый, маленький… (цыпленок)
Л. Заикина.
2. Осн. Часть
Воспитатель:
- Этот малыш пришел к нам сегодня в гости (показываю игрушечного цыпленка). А вы знаете, как говорят цыплята? (ответы детей). А кто мама цыпленка? (ответы детей). А папа? (ответы детей). Молодцы!
Давайте поиграем в игру «Курочка и цыплята». Я буду курочка. А вы мои цыплята.
Воспитатель:
Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать.
А за ней ребятки –
Желтые цыплятки.
(Дети ходят по кругу за педагогом)
Ко-ко-ко, ко-ко-ко!
Не ходите далеко,.
Лапками гребите,
Зернышки ищите!
(Дети имитируют движения цыплят : лапками гребут, зернышки клюют)
Воспитатель: Ой, детки здесь, на ковре совсем нет зернышек, и цыплятам нечего есть. Давайте мы зернышки нарисуем краской. Для этого мы сядем за стол.
Воспитатель: теперь я вас познакомлю с пшеничными зернышки. Какого они цвета (желтого) Макаем кисточку в желтую краску и «рассыпаем зернышки» по полянке для цыпляток, вот так (показываю на рисунке с изображением цыпленка рисование кисточкой). Малыши ритмично наносят кисточкой «пятнышки» на листе альбома с изображением цыплят.
-Молодцы, детки, вы очень постарались!
Детки, а сейчас, давайте с вами сделаем массаж, чтобы развеселить наших цыплят.
Солнышко проснулось, лобика коснулось.
Лучиками провело и погладило.
(Дети проводят руками по лбу)
Солнышко проснулось, щечек коснулось
Лучиками провело и погладило.
(Проводят руками по щекам)
Солнце личико согрело, потеплело, потеплело.
Наши ручки потянулись, наши губки улыбнулись.
(Дети улыбаются друг другу)
Рефлексия: Детки, а кто к нам в гости приходил? Детки, что вы рисовали? Для кого? Как зовут маму цыплят? Как она зовет своих деток? Как цыплята отзываются? (Ответы детей)
Развлечение «Курочка у нас в гостях».
Ведущий: Приглашаем деток встать,
Парный танец танцевать.
(исполняется танец «Приседай»).
Ведущий: Молодцы, ребятки! А теперь послушайте сказку про Курочку –маму и её маленьких деток-цыпляток.
На лесной опушке в маленькой избушке Курочка жила.
Цыпляток кормила, водичкой поила, добрая была.
(Под музыку входит Курочка с коромыслом).
Ведущий: Курочка- рябушечка, куда ты пошла?
Курочка: За водичкой!
Ведущий: Курочка- рябушечка, кому водичка?
Курочка: Цыпляткам! Они пить хотят, на всю улицу пищат: пи-пи-пи-пи!
(Дети пищат, выходят).
Исполняется «Вышла Курочка гулять».
Курочка: Всю воду выпили в корытце, теперь уже пора повеселиться.
Будем зернышки клевать,
Будем весело играть.
Игра «Собери зёрнышки».
Курочка: Далеко не уходите и Кота не разбудите.
Игра «Догони нас, котик».
Курочка: Цып-цып-цып, мои цыплятки,
Вот послушные ребятки.
Сядьте, детки, не шалите,
И внимательно глядите,
Как готовят пироги из водицы и муки.
Исполняется «Пирожок».
Курочка: Молодцы! И за это я вам всем игрушки раздам.
Исполняется «Оркестр».
Курочка: Пока вы играли и пели, пирожки уже поспели. Сделал дело и опять можно всем потанцевать.
Исполняется пляска, «Чок, чок, каблучок» (Танец с платочками).
Курочка: А теперь мои, ребятки, мы пирог возьмём.
А пирог не простой и внутри не пустой.
Пирог поднимаем и подарки вынимаем.
Вот и подарки деткам!
Ведущий: Скажем все: «Спасибо, Курочка!».
Фото отчет
Дидактические игры:
• «Разрезные картинки» - собрать картинку из четырех частей.
Цель: учить составлять целое из четырех частей; развивать воображении; память (домашние птицы)
• «Пазлы» - собирать картинку из 4 частей
• «Узнай и назови»
• «Кто, как кричит?»
• «Кто, где живёт?»
• «Кто, чем питается?»
Наглядно- дидактическое пособия
• Серия «Мир в картинках»(мир природы)
• Домашние птицы. – М. :Мозаика-Синтез,2005-2010.
• Домашние питомцы. – М. :Мозаика-Синтез,2005-2010.
• Тематический словарь в картинках «Домашние и дикие птицы средней полосы»
• Демонстрационные плакаты «Живая природа в мире животных» Н. В. Нищеева Санкт-Петербург. Детство – Пресс.
• Учебно-наглядное пособие. Серия учебных картин «Мир природы. Птицы»
Список использованной литературы
1. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. – М:Мозаика – синтез,2006 – 2010.
2. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М:Мозаика – синтез,2008 – 2010.
3. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. – М:Мозаика – синтез,2008 – 2010.
4. Дыбина О. В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром младших дошкольников. – М:Мозаика – синтез,2009 – 2010.
5. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. – М:Мозаика – синтез,2009 – 2010. Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в первой младшей группе детского сада – М :Мозаика – синтез,2007 – 2010. Акимова Ю. А. Знакомим дошкольников с окружающим миром. М. 2007.
6. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. – М:Мозаика – синтез,2005.
7. Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок. – М:Мозаика – синтез,2005 – 2010.
8. Максаков А. И. Воспитание звуковой культуры речи дошкольников. – М:Мозаика – синтез,2005 – 2010.
9. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. – М:Мозаика – синтез,2005 – 2010.
10. Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 2-4 года / Сост. В. В. Гербова, Н. П. ИЛЬЧУК и др. – М. ,2005.
11. Янушко Е. А. Лепка с детьми в раннем возрасте. – М. ,2005.
12. Янушко Е. А. Рисование с детьми в детском саду. – М. ,2005.
13. Лыкова И. А. изобразительная деятельность в детском саду. -Москва 2014.
14. Карпухина Н. А. конспекты занятий в первой младшей группе. –Воронеж 2008.
Наглядно-дидактические пособия
15. Серия «Мир в картинка» (мир природы)
16. Домашнии животные. – М:Мозаика – синтез,2005 – 2010.
17. Домашнии птицы. – М:Мозаика – синтез,2005 – 2010.
18. Животные – домашние питомцы. – М:Мозаика – синтез,2005 – 2010.