Лучший педагог года

Проектная деятельность с детьми первой младшей группы «Куклы наших бабушек»

Ольга Горькова
Проектная деятельность с детьми первой младшей группы «Куклы наших бабушек»
▼ Скачать + Заказать документы

1. Введение.

Кто в куклы не играл, тот счастья не видал.

Народная мудрость.

В куклы дети играли всегда, причем не только девочки, но и мальчики. Куклы отличаются по материалу и сложности изготовления, по внешнему виду и своей роли в игре. Они бывают тряпичными, пластмассовыми, фарфоровыми, резиновыми, деревянными, пластиковыми и пр. Бывают разного размера — от крохотных пупсиков до огромных "девиц", ростом с 5-летнего ребенка. И, наконец, они могут различаться по характеру, что собственно и определяет суть игры и роль самой куклы в этой игре. Кукла по сути своей — отражение образа человека. Для каждого ребенка она является той игрушкой, которая больше всего вызывает и оживляет представление о его собственной человеческой сущности. Играя с куклами, ребенок включается в мир людей: в игре он отражает свой опыт, в особенности то, что его волнует, воспроизводит действия знакомых людей или сказочных персонажей, вкладывает в уста куклы, свои слова, мысли, переживания, через куклу в душу и в сознание ребенка проникают представления о человеке — красивом и некрасивом, хорошем и плохом, добром и злом.

Публикация «Проектная деятельность с детьми первой младшей группы „Куклы наших бабушек“» размещена в разделах

Дети, особенно в старших группах, мало внимания уделяют игре с куклой. А ведь кукла – воплощение сокровенного детства, когда всё вокруг представляется живым, дивным и обещающим чудо.

Современные дети, несмотря на обилие игрушек в магазине стали играть не меньше, а хуже. Качество игр стремительно падает. Все больше примитивных игровых форм — шалостей, проказ, забав. Хотелось бы, чтобы дети больше уделяли внимания игре с куклой

Мы в своей группе стараемся чаще включать кукол в жизнь детей, делать её участниками детской жизни. Например: кукла, сидя на стуле, смотрит, как дети занимаются или едят, хвалит, кто быстро и аккуратно ест, кто внимателен на занятии. Утром кукла здоровается с детьми и смотрит, как ребята одеваются и умываются, а вечером, перед тем как детей забирают, куклу раздевают и укладывают в кровать, прощаются с ней. В игре, при придумывании диалогов, кукла способствует развитию устной речи, увеличение его словарного запаса. В игре с куклами развивается мелкая моторика ребёнка. Держа в руках игрушки и имея дело с декорациями, ребята визуально и сенсорно познают большое и маленькое, высокое – низкое.

2. Основная часть.

2.1 Краткое описание проекта.

Вид – познавательно-игровой. Тип – среднесрочный (2 неделя).

Сроки реализации – 11.03.19 г. - 22.03.19 г.

Возрастная группа – 1мл. группа.

ОО «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие».

Актуальность:

Все началось с того, что воспитанница принесла в сад красавицу-куклу Барби. С радостью рассказала, что куклу купила бабушка, потому, что когда сама бабушка была маленькой, таких красивых кукол у нее не было.

Понаблюдав за действиями девочки с этой куклой в течение дня, я заметила, что игры, как таковой, не было. Барби нельзя завернуть в одеяльце, потому, что не видно красивого платья, нельзя искупать в ванночке – снимать и надевать замысловатые наряды трудно для детских пальчиков, ее нельзя катать в коляске, потому, что внешность у этой куклы не малыша, а взрослой девушки. Как же с ней играть? И нужны ли нашим детям такие куклы – в шикарных нарядах, с прическами, поющие и танцующие? Или бабушка, у которой не было красавицы Барби, а была безликая тряпичная кукла, была все-таки счастливей?

Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя его частью, ощущать гордость за свою страну. Сохраняя и передавая следующим поколениям культурные и нравственные ценности русского народа, нужно возвращать в нашу жизнь и жизнь наших детей самодельную куклу. Бесценность работы с народной куклой понять не трудно. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память.

Цель проекта :

Привлечь внимание участников проекта к народной кукле, обучать детей игровым действиям с куклой, способствовать социально-коммуникативному развитию детей посредством игровой деятельности и деятельности с куклами.

Задачи проекта :

С детьми :

1)Привлечь внимание детей к народной кукле; формировать первоначальные знания о ней;

2) Развивать игровые, познавательные, коммуникативные способности детей;

3)Формировать у ребёнка эмоционально-эстетическое и бережное отношение к куклам;

С родителями:

1)Дать родителям знания о значении куклы, ее роли в игре ребенка: помочь родителям ориентироваться в мире современных игрушек, сохраняя баланс между желаниями ребёнка и пользой для него;

2)Привлечь родителей к выполнению общего интересного дела.

Предметно-развивающая среда:

Обновление и обогащение предметно-развивающей среды в группе силами родителей, воспитателей, младших воспитателей.

Участники проекта :

1)Дети 1 младшей группы (влияют на выбор форм работы в рамках проекта, выступают в роли активных участников, реализуют свои интересы и потребности в знаниях, игре и в других видах деятельности);

2)Родители (оказывают влияние на выбор темы проектной деятельности, активно участвуют вподборе и изготовлении экспонатов для мини-музея, участвуют в мастер-классе, разучивают с детьми стихи по данной теме).

3)Воспитатели, ст. воспитатель, муз. руководитель (оказывают помощь в подборе художественной и методической литературе, музыкального произведения, составление плана мероприятий, изготовление дидактических игр и наглядных пособий).

Срок реализации проекта : 2 недели (11-22 марта 2019гг).

Этапы реализации проекта :

Первый этап – подготовительный.

Опрос детей в игровой форме на тему «Моя любимая кукла»

Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстрированного материала по данной теме;

Определение цели и задач проекта;

Составление плана работы над проектом.

.

• Второй этап – основной.

Подбор и проведение консультаций для родителей по теме «Кукла в жизни ребёнка»;

Разработка и реализация конспектов НОД;

Подбор художественной литературы.

• Третий этап – заключительный.

Мини-музей: «Наши любимые куклы».

Мастер-класс для родителей с детьми «Кукла-пеленашка».

Ожидаемые результаты проекта :

Дети:

Развитие устойчивого интереса к куклам;

Знакомство с народными куклами, умение определять по внешнему виду названия некоторых из них.

Обогащение игрового опыта разнообразными действиями с куклами.

Проявление доброты, заботы, бережного отношения к куклам;

Развитие речевой активность детей в разных видах деятельности;

Знание детьми стихов, песенок, потешек, загадок, сюжетно-ролевых игр с куклами;

Родители:

Обогащение опыта в совместной работе с воспитателями, участие в общих мероприятиях.

Повышение компетентности родителей при выборе игрушки.

Посещение мини-музея «Наши любимые куклы».

Участие в мастер-классе «Кукла-пеленашка».

2.2 Как будет достигаться результат проекта?

Первый этап – подготовительный (создание необходимых условий для реализации проекта).

Задачи этапа:

1. Подбор художественной и методической литературы.

2. Составление плана мероприятий.

3. Планирование образовательной деятельности.

4. Изготовление кукол для проведения познавательной, социально-коммуникативной и игровой деятельности.

5. Привлечение родителей к подбору материала для мини-музея.

Второй этап – основной (реализация проекта).

Задачи этапа:

1. Формировать у детей первоначальные представления о народной кукле, развивать познавательный интерес.

2. Учить детей отображать знакомые бытовые действия в игре с куклами.

3. Пополнять словарный запас детей существительными и прилагательными по данной теме, активизировать их в речи.

4. Приучать детей принимать активное добровольное участие в совместной с взрослым деятельности.

5. Приобщать детей к детской литературе.

Практическая деятельность.

Совместная деятельность детей с взрослым :

1. Рассматривание разнообразных кукол, любимых кукол детей.

2. Чтение художественной литературы.

3. Дидактические игры и упражнения.

4. Заучивание стихотворения.

5. Беседы.

6. Совместное с воспитателем изготовление куклы Кулемы.

7. Создание мини-музея.

8. Проведение мастер-класса.

№ Образовательная область Вид детской деятельности Цель деятельности Задачи деятельности

1. Познавательное развитие Беседа «Куклы наших бабушек»

НОД «Куклы на ложках»

Д/и «Одежда для кукол»

Д/и «Бабушкин сундучок»

ЧХЛ Т. Гостюхина «Подарили куклу»; А. Ахундова «Кукол в платья наряжали»; Т. Днепровская «Бабушка Танюше куклу подарила»; В. Берестов «Тихо. Тихо. Тишина»

Рассматривание экспонатов мини-музея. Формирование у детей первоначальных знаний о народной кукле. 1. Обогатить представления детей о куклах.

2. Создать условия для

3. Дать возможность детям при помощи взрослых получить первоначальные знания о народной кукле.

4. Развивать у детей интерес к чтению художественной литературы, память посредством знакомства со стихами о куклах.

2. Социально-коммуникативное развитие Игровая деятельность «Возьмем куклу на прогулку»

НОД «Кукла Кулема»

Беседа «Зайчик на пальчик»

Игры с куклами, сделанными мамами.

Совместная деятельность со взрослыми «Кукла – пеленашка» Создание условий для приобретения и совершенствования у детей игровых навыков и действий с куклами. 1. Стимулировать детей к отображению в игре с куклами знакомых бытовых действий.

2. Продолжать работу по формированию навыков сюжетно-ролевой игры.

3. Воспитывать интерес к совместной деятельности со взрослыми по изготовлению кукол-самоделок.

4. Учить детей получать радость от совместной творческой деятельности со взрослыми и сверстниками.

3. Развитие речи НОД «Моя любимая кукла»

НОД «Колыбельная для кукол»

НОД «Рубаха, сарафан, платок (одежда народной куклы)»

Словесная игра «Наши куклы»

Заучивание стихов «А. Ахундовой «Кукол в платья наряжали» и В. Берестова «Тихо. Тихо. Тишина»

Обогащение словарного запаса детей прилагательными, описывающими кукол и глаголами, обозначающими действия с куклами. 1. Расширять словарный запас детей прилагательными и глаголами по данной теме.

2. Побуждать детей к активной речи в игровой деятельности с куклами.

3. Формировать умение выделять характерные особенности внешнего вида кукол (размер, одежда, волосы и т. д.)

4. Воспитывать доброжелательность и отзывчивость, интерес к русскому фольклору.

4. Художественно-эстетическое развитие Танец с куклами. Л. Хисматуллина

НОД (рисование) «Сарафан в горошек» Воспитание у детей эстетического вкуса, музыкального и художественного восприятия. 1. Учить детей элементарным плясовым движениям

2. Побуждать детей внимательно слушать музыку, эмоционально откликаться на её характер, образы;

3. Закреплять у детей навык рисования пальчиками.

4. Обращать внимание детей на костюмы народных кукол, их образы.

Третий этап - заключительный.

Задачи этапа:

1. Обработать результаты по реализации проекта.

2. Создать мини-музей «Куклы наших бабушек».

3. Провести с детьми и родителями мастер-класс по изготовлению куклы-пеленашки.

4. Подготовить презентацию для родителей.

5. Презентовать проект на педсовете №4.

Работа с родителями.

Цель: задействовать родителей в воспитании дошкольников, развивать умение играть, способствовать их социально-коммуникативному развитию де, развивать умение получать положительные эмоции от совместных и индивидуальных игр и действий с куклами.

Прекрасный повод провести время с ребенком, шагая в ногу с детским садом! Поэтому в ходе подготовительной работы родители были проинформированы о приближающемся проекте :

1. Консультация «Какие игрушки нужны детям», «Народная кукла, как средство приобщения ребенка к народной культуре», информация «Народная кукла» и призыв мастерит и использовать кукол дома в играх и другой деятельности с детьми.

2. Предложение сделать кукол-самоделок для мини-музея в группе.

3. Оформление папки стихотворений «Учите вместе с нами».

4. Проведение мастер-класса для родителей «Кукла-пеленашка».

3. Заключение.

Вывод:

В процессе проектной деятельности у детей сформировался устойчивый интерес к куклам; они получили представления о народной кукле; запомнили названия некоторых народных кукол, научились узнавать их по внешнему виду; приобрели игровые навыки и обогатили опыт в играх и занятиях с куклами. Родители принимали активное участие в создании и подборе экспонатов для мини-музея, обогащали своих малышей новыми эмоциями и впечатлениями.

Список литературы:

1. Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы.

2. «Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. С. Вераксы, Т. С. Комаровой Москва Мозаика-Синтез 2017г.

3. Е. Берстенёва, Н. Догаева «Кукольный сундучок» Традиционная народная кукла своими руками, Белый город, 2010г

4. Я познаю мир. Игрушки: Детская энциклопедия. /Сост. Н. Г. Юрина. - М. : АСТ, 1998. – С. 492

5. С. Н. Теплюк «Занятия на прогулке с малышами» Москва Мозаика-Синтез 2017г.

6. Журнал «Дошкольное воспитание» № 7/2011 г.

7. Захарова М. А., Костина Е. В. «Проектная деятельность в детском саду : родители и дети», Москва, 2010 г.

8. Князева О. А., Маханёва М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000 г.

9. Котова И. Н., Котова А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб. : «Паритет», 2006 г.

10. Рыжкова Н., «Мини-музей в детском саду». Москва, 2008 г.

11. Шайдурова Н. В. Методические основы работы по ознакомлению с традиционной тряпичной куклой. – Барнаул: Алт ГПА, 2010 г.

Интернет ресурсы:

1. Народная кукла : www.vedjena.gallery.ru.

2. Тряпичные куклы : www.rukukla.ru

Публикации по теме:

Мастер-класс для родителей и детей старшей группы «Куклы наших бабушек» МАСТЕР – КЛАСС для родителей и детей старшей группы Тема: «Куклы наших бабушек» Мастер класс поможет и детям, и родителям познакомиться.

Мастер-класс «Куклы наших бабушек»Мастер-класс «Куклы наших бабушек» .

Проектная деятельность с детьми первой младшей группы «Для любимой мамочки»Проектная деятельность с детьми первой младшей группы «Для любимой мамочки» Проектная деятельность с детьми первой младшей группы «Для любимой мамочки»Проект посоциально – коммуникативному, познавательному, речевому,.

Проектная деятельность с детьми первой младшей группы «Моя семья»Проектная деятельность с детьми первой младшей группы «Моя семья» Проектная деятельность с детьми первой младшей группы «Моя семья» Проект по социально – коммуникативному, познавательному, речевому, художественно.

Проектная деятельность с детьми первой младшей группы «Самая любимая мамочка моя»Проектная деятельность с детьми первой младшей группы «Самая любимая мамочка моя» Проектная деятельность с детьми первой младшей группы «Самая любимая мамочка моя»Проект по социально – коммуникативному, познавательному,.

Проектная деятельность с детьми первой младшей группы «Скоро, скоро Новый год!»Проектная деятельность с детьми первой младшей группы «Скоро, скоро Новый год!» Проектная деятельность с детьми первой младшей группы «Скоро, скоро Новый год!» Проект по социально – коммуникативному, познавательному,.

Проектная деятельность «Весна идёт — весне мы рады» с детьми первой младшей группыПроектная деятельность «Весна идёт — весне мы рады» с детьми первой младшей группы Проектная деятельность с детьми первой младшей группы «Весна идёт- весне мы рады!»Проект посоциально – коммуникативному, познавательному,.

Проектная деятельность с детьми первой младшей группы «Здоровый малыш — счастливый малыш!»Проектная деятельность с детьми первой младшей группы «Здоровый малыш — счастливый малыш!» Проектная деятельность с детьми первой младшей группы «Здоровый малыш –счастливый малыш!» Проект по социально – коммуникативному, познавательному,.

Проектная деятельность с детьми первой младшей группы «Зимушка-зима, к нам на радость ты пришла»Проектная деятельность с детьми первой младшей группы «Зимушка-зима, к нам на радость ты пришла» Проектная деятельность с детьми первой младшей группы "Зимушка-зима, к нам на радость ты пришла!" Проект посоциально – коммуникативному,.

Проектная деятельность в средней группе «Куклы наших бабушек»Проектная деятельность в средней группе «Куклы наших бабушек» Информационная карта проекта 1. Полное название проекта: «Куклы наших бабушек» 2. Автор проекта (Ф. И. О): Созрова Наталья Георгиевна 3.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектная деятельность с детьми первой младшей группы «Куклы наших бабушек»
Опубликовано: 23 апреля 2019 в 00:30
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проектная деятельность с детьми первой младшей группы «Куклы наших бабушек»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Горькова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД