Ольга Горькова
Проектная деятельность с детьми первой младшей группы «Деревья — наши друзья»
▼ Скачать + Заказать документы
Проектная деятельность с детьми первой младшей группы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №4 общеразвивающего вида»
г. Печора.
Проектная деятельность с детьми
«Деревья – наши друзья»
с использованием
инновационных методов работы.
Автор: Горькова О. В.
воспитатель МАДОУ №4
г. Печора
2018г.
2
1. Введение.
Растения - земли украшения.
Публикация «Проектная деятельность с детьми первой младшей группы „Деревья — наши друзья“» размещена в разделах
Начинать экологическое воспитание в детском саду можно с момента прихода детей в ясельную или первую младшую группу. Становление первоначальных основ экологической культуры – это накапливание конкретных, чувственных представлений о предметах и явлениях природы, окружающих малышей, входящих в круг их жизнедеятельности. В нашем детском саду экологическое воспитание имеет одно из главных направлений. Научить малыша чувствовать себя частью огромного окружающего мира, одним целым с ним – задача первостепенной важности. А воспитать в маленьком сердечке любовь и уважение к природе, научить радоваться и восхищаться ею, понимать ее красоту - это значит подарить ребенку целый мир неизгладимых впечатлений,
волнений и переживаний, мир, в котором малыш будет жить долгие годы.
2. Основная часть.
2.1. Краткое описание проекта.
Вид – информационно - творческий.
Тип – краткосрочный (1 неделя).
Сроки реализации- 05.05.2017 г-09.05.2017 г.
Возрастная группа – 1 мл. гр.
ОО «Познавательное развитие» Вариативная часть Программа С. Н. Николаевой «Юный эколог»
Актуальность:
В нашем детском саду особое внимание уделяется экологическому воспитанию детей, что необходимо для полноценного, гармоничного развития личности ребенка. Я обнаружила, что у детей 1 младшей группы отсутствуют систематизированные знания об окружающем мире, о классе деревьев, о том, что их можно и нужно беречь, о том, что деревья приносят пользу.
Работая с малышами в подготовке к ежегодному садовому конкурсу «Огород на окне», я обратила внимание, что дети очень живо откликаются на различную деятельность, связанную с природой. Они с удовольствием сажали семена лука и цветов, с интересом наблюдали за показавшимися ростками, с любопытством разглядывали почки и распустившиеся листочки на ветках ивы.
В выборе темы проектной деятельности помог запрос родителей: они спрашивали «Если в нашем саду экологическая направленность, то в какой форме можно воспитывать у малышей любовь к природе?». «Что рассказать таким маленьким детям?»
На территории детского сада очень много разных деревьев (березы, рябины, ели, ивы, за которыми малыши могут наблюдать на прогулках, по пути в группу и домой. Так же доступно достаточно литературы и наглядных материалов по данной теме.
Я решила провести проектную деятельность с воспитанниками, чтобы вызвать интерес к деревьям, обогатить знания по данной теме, привлечь детей к активному наблюдению.
«Я слышу – и забываю,
я вижу – и запоминаю,
я делаю сам – и понимаю».
Китайская пословица.
Известно, что человек запоминает лишь 20% информации, когда слышит, 50% -когда слышит и видит и 80% - когда слышит, видит и делает сам. Таким образом, чем больше ощущений и практических переживаний проходит ребенок, тем качественней процесс обучения.
Поэтому для достижения цели моей деятельности в ходе подготовительной работы и реализации проекта дети слышали красивое и доступное пониманию художественное слово; видели яркий и красочный наглядный материал, качественные иллюстрации в книгах, запоминающиеся костюмы. Особую роль выделила я творческой деятельности - дети рисовали, клеили, моделировали из бумаги, приобретали опыт тактильных ощущений.
Цель: Формировать представление о деревьях, как о живых существах в природе; о их пользе и необходимости в жизни человека; о том, что деревья нужно беречь.
Задачи:
1. Познакомить детей с некоторыми видами деревьев (береза, ель, рябина) - внешний вид, особенности строения.
2. Учить внимательно слушать, формировать способность к речи, учить отвечать на вопросы словом и предложением, употреблять в речи прилагательные, обозначающие цвет.
3. Обогащать и активизировать словарь по данной теме.
4. Закреплять навыки рисования, аппликации, использовать нетрадиционную технику.
5. Воспитывать наблюдательность, внимательное, бережное отношение к деревьям, умение получать положительные эмоции от общения с природой, помочь детям осознать необходимость бережного отношения к деревьям.
Проблема:
Повсюду на улицах нашего города, во дворах, на территории детского сада нас окружают деревья. Хотя деревья рядом с нами постоянно, дети не замечают их и очень часто не считают живыми объектами природы. Может быть, стоит их разглядеть и задуматься : зачем вообще нужны деревья?
Ожидаемый результат:
По завершении работы над проектом я ожидаю, что у малышей сформируется представление о деревьях, как о живых существах в природе, об их красоте, пользе и необходимости в жизни человека; о том, что деревья нужно беречь. Дети познакомятся с некоторыми видами деревьев, растущими на территории детского сада (береза, рябина, ель, ива, научатся отличать их от других деревьев. А также обретут навыки выражения своих впечатлений от общения с природой в творчестве, применяя знакомые техники рисования и аппликации.
2.2. Как будет достигаться результат проекта?
Первый этап – подготовительный (создание необходимых условий для реализации проекта).
Задачи этапа:
1. Подбор художественной и методической литературы.
2. Составление плана мероприятий.
3. Планирование образовательной деятельности.
4. Изготовление дидактической игры «Найди дерево по листочку».
5. Подготовка наглядных пособий для проведения бесед и образовательной деятельности.
6. Приобретение выносного материала для прогулок (грабли, метелки, цветные мелки).
Второй этап – основной (реализация проекта).
Задачи этапа:
1. Учить детей воспринимать деревья, как живые существа, которые нуждаются в бережном отношении.
2. Развивать у детей познавательный интерес к окружающему миру.
3. Формировать у детей первоначальные экологические представления, воспитывать наблюдательность, умение замечать красоту природы.
4. Пополнять словарный запас детей существительными и прилагательными по теме «Деревья», активизировать их в речи.
5. Приучать детей принимать активное добровольное участие в совместной с взрослым деятельности, направленной на заботу и бережное отношение к деревьям.
6. Приобщать детей к детской литературе.
7. Учить детей в творческой форме выражать свои впечатления, которые они получают в результате познания окружающего мира.
8. Укреплять здоровье детей.
Практическая деятельность.
Раздел программы. Виды детской деятельности.
ОО «Познавательное развитие».
Цель: учить детей воспринимать деревья, как живые существа, которые нуждаются в бережном отношении. Задачи: познакомить детей с внешним видом деревьев (березой, рябиной, елью, ивой, показать, что у всех деревьев есть ствол, ветки, листья;
донести до понимания детей, что каждое дерево приносит пользу;
воспитывать бережное отношение к природе, побуждать детей оберегать деревья; учить детей замечать отличительные признаки деревьев, любоваться и радоваться красоте.
1. Рассматривание иллюстраций по теме «Деревья» (береза, рябина, ель, ива).
2. Познавательные беседы «Не обижайте дерево», «Чудо-дерево».
3. Д/и «Найди дерево по листочку», «С какого дерева листок?».
4. Донести до понимания детей то, что бумагу производят из дерева.
Опытно-исследовательская деятельность.
Цель: развивать у детей познавательный интерес к окружающему миру. Задачи: знакомить детей со свойствами бумаги; развивать познавательный интерес; формировать умение сравнивать бумагу по качествам и свойствам; развивать тактильные ощущения, обоняние.
1. Разглядывание и ощупывание листьев, почек, веток деревьев.
2. Эксперементирование с бумагой.
Вариативная часть. Экологическое воспитание С. Н. Николаевой.
Цель: формировать у детей первоначальные экологические представления, воспитывать наблюдательность, умение замечать красоту природы. Задачи:
1. Наблюдение на участке за деревьями (ветками, почками, листьями).
2. Участие в обще садовом конкурсе «Огород на окне».
3. Наблюдение в группе за прорастанием из почек листьев на ветках ивы, появлением корней.
4. Посадка ростков ивы в землю на территории детского сада.
ОО «Развитие речи».
Цель: пополнять словарный запас детей существительными и прилагательными по теме «Деревья»,
активизировать их в речи. Задачи: знакомить детей с названиями деревьев, учить отвечать на вопросы двух - трехсловными предложениями, употреблять в речи прилагательные, пользоваться в свободной речи словами по данной теме; обучать детей плавному свободному выдоху; активизировать работу губных мышц.
1. НОД «Какие бывают деревья?»
2. Заучивание стихов «Елка, елочка…» А. Прокофьева, «Ива» Г. Виеру,
«У задумчивой березки…» И. Наумова.
3. Дыхательное упражнение «Ветер и листья».
4. Пальчиковая гимнастика «Деревья».
Чтение художественной литературы.
Цель: приобщать детей к детской литературе.
Задачи: расширить кругозор малышей; развить умения аналитически воспринимать информацию на слух; кратко отвечать на вопросы по сути услышанного; воспитывать интерес к процессу чтения; знакомить детей с народным и авторским творчеством (сказками, потешками, стихотворениями, песенками)
1. Чтение стихотворений И. Токмаковой «Ели», «Ива», «Сосны», О. Высотской «Елочка».
2. Прослушивание в аудиозаписи потешки «Привяжу я козлика к белой березоньке».
3. Сопровождение НОД, игровой деятельности, пословицами, поговорками о деревьях.
ОО «Социально-коммуникативное развитие».
Цель: приучать детей принимать активное добровольное участие в совместной с взрослым деятельности, направленной на заботу и бережное отношение к деревьям. Задачи: воспитывать заботливое отношение к природе в целом и, в частности, к классу деревьев; учить испытывать радостное чувство от общения с природой; развивать трудолюбие, стремление помогать взрослым; приучать малышей трудиться совместно, видеть результат своего труда.
1. Труд на участке: удаление сухих веток, сгребание прошлогодних листьев и травы граблями, подметание дорожек.
2. Игры с мелким строительным материалом «Посадим сад» и «Вырос лес».
3. Экскурсия в экологический уголок детского сада.
ОО «Художественно-эстетическое
развитие».
Цель: учить детей в творческой форме выражать свои впечатления, которые они получают в результате познания окружающего мира. Задачи: учить детей рисовать в технике «Рисование пальчиками»; развивать у малышей фантазию и воображение; воспитывать усидчивость, аккуратность; закреплять знание основных цветов; совершенствовать мелкую моторику; учить получать положительные эмоции по результату.
1. Рисование пальчиками «Зеленое дерево».
2. Коллективная аппликация в нетрадиционной технике «Цветущее дерево».
3. Рисование с использованием приема примакивания на тему «Деревья».
4. Рисование цветными мелками на асфальте во время прогулки.
5. Прослушивание русской народной песенки «Как у наших у ворот чудо-дерево растет».
6. Оформление альбома с работами детей по теме.
7. Посещение организованной в детском саду картин И. Шишкина с изображениями деревьев.
ОО «Физическое развитие».
Цель: укреплять здоровье детей. Задачи: упражнять детей в основных видах движений; совершенствовать общую моторику; развивать ориентировку в пространстве; снимать эмоциональное напряжение; вызвать чувство радости от движения; вносить эмоциональный заряд.
1. Подвижные игры «Найди дерево», «1.2.3-к елочке беги!».
2. Игра малой подвижности «Пошла Катя по лесочку».
3. Физкультминутки «Выросли деревья в поле», «Ветер сильный налетал», «Руки подняли и покачали», «Деревья».
Третий этап – заключительный.
Задачи этапа:
1. Обработать результаты по реализации проекта.
2. Оформить фотоальбом «Деревья – наши друзья».
3. Посадить совместно с родителями ветки ивы, которые проращивали во время участия в конкурсе «Огород на окне» (в конце мая – начало июня)
4. Подготовить презентации для родителей.
5. Презентовать проект на педсовете № 4.
Работа с родителями.
Цель: задействовать родителей в экологическом воспитании дошкольников, воспитывать умение наблюдать, делиться впечатлениями с близкими людьми, получать положительные эмоции от прикосновения к прекрасному миру природы.
Прекрасный повод провести время с ребенком, шагая в ногу с детским садом! Поэтому в ходе подготовительной работы родители были проинформированы о приближающемся проекте :
1. Консультация и призыв для родителей наблюдать с малышами за деревьями, рисовать их дома, играть и беседовать о природе, красоте и необходимости бережного обращения с ней.
2. Предложена вниманию папка-передвижка «Расскажите детям о деревьях»;
3. Оформлена папка стихотворений «Учите вместе с нами»;
4. Проведен мастер- класс для родителей «Рисовать – здорово!»;
5. В устной форме родителям предлагалось понаблюдать с детьми за деревьями, рассмотреть дома картинки и иллюстрации в книгах, поговорить на эту тему со своими малышами;
6. Для оформления фотовыставки в группе, я обратилась к родителям с просьбой принести фото детей, которые соответствуют теме проекта.
7. Родителям предложено вместе с детьми сделать книжки-малышки по теме «Деревья».
Я постаралась объяснить мамам и папам, что сделав это, они подарят своим малышам возможность прикоснуться к миру природы, наблюдать интересные моменты из жизни деревьев, пережить необычные ощущение, прикасаясь к дереву, даже если это обычная березка.
В проектной деятельности более близко я знакомила детей с 3 деревьями, которые распространены в нашей природной зоне, растут на участке детского сада и имеют более выраженные отличительные признаки:
Береза — род листопадных деревьев и кустарников семейства Берёзовые, широко распространена в Северном полушарии. (Википедия)
Ель - род деревьев семейства Сосновые. Около 40 видов вечнозелёных высоких деревьев (до 96,7 м высотой) с красивой кроной. (Википедия)
Рябина обыкновенная - привлекательное дерево средней величины от 5 до 15 м высотой и с одним или несколькими стволами. (Википедия)
3. Заключение.
Вывод:
В процессе проектной деятельности у детей сформировались
представления о деревьях, как о живых существах в природе; о их пользе и необходимости в жизни человека; о том, что деревья нужно беречь. Родители принимали активное участие в знакомстве малышей с природой, обогащали своих малышей новыми эмоциями и впечатлениями.
Инновация: познание через творчество.
Несомненно, для маленьких детей важно узнавать новое, педагогу важно воспитывать у них интерес и стремление к знаниям. Однако у трехлетних малышей внимание еще не стабильно, удерживать его он может всего 10 минут.
Сенсорные навыки еще не полностью сформировались, малыши только наращивают словарный запас и, не секрет, что не всем это дается легко.
А для игр и занятий творчеством малыш открыт и готов почти всегда! И это мощный стимул в развитии ребенка.
Поэтому во время проведения данной проектной деятельности я старалась создать творческую атмосферу, дать возможность малышам под руководством воспитателя использовать карандаши, конструктор, пластилин, знакомила их с нетрадиционной техникой рисования и аппликации. Старалась стимулировать детей творчески мыслить, развивать мелкую моторику, выражать себя с помощью поделок и рисунков.
При этом малыши легко запоминали слова понравившихся стишков, песенок, незаметно для себя запоминали названия деревьев, их строение и особенности. Раскрашивая ствол березки белой краской, ребенок запоминает, что он белый. Рисует на дереве листочек один, другой, третий понимает, что листочков на дереве много.
Таким образом, используя творчество, как ключик к познанию, мы достигаем высоких результатов. При этом малыши, приобретая знания, радуются общению с природой и выражают свои эмоции от соприкосновения с окружающим миром.
Список литературы:
1. Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы.
Москва Мозаика-Синтез 2017г.
2. «Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н. С. Вераксы, Т. С. Комаровой Москва Мозаика-Синтез 2017г.
3. «Комплексно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы» под ред. Н. С. Вераксы, Т. С. Комаровой Москва Мозаика-Синтез 2017г.
4. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром 2-7 лет Л. Ю. Павлова. Москва Мозаика-Синтез 2017г.
5. Аверина И. С. «Физкультурные минутки и динамические паузы в д/с» Айрис Пресс 2005г.
6. С. Н. Николаева «Экологическое воспитание младших дошкольников». Москва Мозаика-Синтез 2017г.
7. «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста» Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Москва «Просвещение» 1991г.
8. О. А. Соломенникова «Формирование элементарных экологических представлений» Москва Мозаика-Синтез 2017г.
9. С. Н. Теплюк «Занятия на прогулке с малышами»
Москва Мозаика-Синтез 2017г.
10. М. В. Лучич «Детям о природе» Москва «Просвещение» 1989г.
11. В. В. Гербова «Занятия по развитию речи» в первой младшей группе д\с. Мозаика-Синтез Москва 2017г.
12. Т. С. Комарова, Н. П. Сакулина «Методика обучения изобразительной деятельности и конструирования» Москва Мозаика-Синтез 2017г.
Консультация для родителей "Ознакомление с природой детей младшей группы".
Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Я хочу, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала -
Не наукой, а частью души!
С малых лет человек должен познавать природу и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира. Все начинается с детства. И экологическое воспитание следует начинать как можно раньше, когда сердце ребенка наиболее открыто для добра. Это грамотная, длительная работа взрослых и постоянная работа ума, сердца и рук детей.
Все, конечно знают, как важно сейчас охранять природу. Эту проблему часто обсуждают по телевидению и в прессе. Само собой разумеется, что дошкольники не в силах решать какие-то крупные задачи по охране природы, но и то немногое, что они делают – заботливое, бережное отношение к живому – вселяет надежду на то, что еще многие поколения будут любоваться и пользоваться дарами удивительной матушки - природа.
«Любовь к природе, впрочем, как и всякая человеческая любовь, несомненно, закладывается в нас с детства» (И. С. Соколов-Микитов). Для того чтобы человек бережно относился к природе, необходимо, чтобы он любил ее. Но если человек почти ничего не знает о природе, не интересуется ею, не видит ее красоты, то и относится к ней безразлично. Окно в природу ребенку приоткрывают прежде всего родители. С первых шагов человек постигает мир, учится понимать время, осваивает пространство. Природа занимает, радует, а иногда пугает ребенка. Дети соприкасаются с природой и самостоятельно. Их привлекает всё и все: зеленые луга и леса, яркость цветов, ягоды, бабочки, жуки, снежинки, на стекле – морозный иней, снег по колено.
Уважаемые родители! Знакомьте детей с природой! В ветреный день обращайте внимание детей на то, как ветер качает деревья, срывает и крутит листья; можно предложить прислушаться к шуму дождя и ветра. В такие дни малышам дают для игр вертушки, бумажные ленточки, ветряные мельницы.
Во время прогулки можно провести обучающие игры: предложите ребенку найти листья одинаковой с образцом окраски и величины; разложить листья одинакового цвета по возрастающей и убывающей величине; найти самый большой и самый маленький лист. Учите различать некоторые садовые цветы по форме, окраске, запаху. Попросите ребенка показать, где цветок, а где листик, где красный (белый, синий) цветок.
Другие формы художественного слова (загадки, скороговорки) также помогают малышам запомнить, а затем – точней и образней рассказать и передать в рисунке то, что они видели.
На прогулках надо привлекать детей к наблюдению за птицами, в частности за воробьями. В присутствии детей подкормите птиц, объясните, что зимой птицы особенно нуждаются в заботе людей. Со временем малыши сами начнут принимать непосредственное участие в кормлении птиц. Наблюдайте, как воробьи прыгают, клюют крошки, чирикают, улетают при неосторожном движении.
Знакомить малышей с весенними явлениями нужно тогда, когда наступают заметные изменения в природе. Собираясь с детьми на прогулку, говорите: «Сегодня тепло, светит солнце, не нужно надевать теплого шарфа.» Чтобы дети увидели и почувствовали эти изменения, можно использовать разнообразные приемы: предложить им, зажмурив глаза, подставить лицо под солнечные лучи, попробовать, как нагрелась на солнце одежда, пойти посмотреть, как тает снег на снежной горке, где недавно еще катались на санках, как осела снежная баба, которую слепили дети.
Весной следует совершить прогулку в сад, обратите внимание малышей на то, что на деревьях много красивых цветов и зеленых листьев, объясните, что цветы не надо рвать – на их месте вырастут яблоки, вишни.
Во время прогулок покажите появившуюся первую траву, предложите найти еще места, где она выросла, приучайте беречь зеленые всходы.
Большую радость доставляют детям весенние цветы. Малыши рассматривают одуванчики, определяют, какого они цвета.
Привлекайте внимание детей к деревьям и кустарникам. Объясните, что в лесу много деревьев, что они высокие, на деревьях много зеленых листьев, листья разные (на четвертом году жизни дети могут узнавать и называть 2-3 дерева с ярко выраженными отличительными признаками: береза, дуб, клен, ель и др., что у дуба – желуди, у ели – шишки и т. д.
Мир природы - прекрасен и удивителен! Научив малыша видеть и радоваться ему, значит вручить ему один из самых драгоценных подарков в его жизни!