Людмила Мельниченко
Проектная деятельность в первой младшей группе «Первые шаги в сказку»
▼ Скачать + Заказать документы
Проектная деятельность в первой младшей группе 2
на тему: «Первые шаги в сказку»
Проблема. В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Одной из причин снижения уровня речевого развития является пассивность и неосведомленность родителей в вопросах речевого развития детей, тогда как участие родителей в речевом развитии ребенка играет колоссальную роль. Сегодняшнее отношение родителей к сказке не способствует погружению ребенка и семьи в темы веры, добра, милосердия и послушания, хотя, как раз это и относится к духовно-нравственному замыслу сказок.
Публикация «Проектная деятельность в первой младшей группе „Первые шаги в сказку“» размещена в разделах
Актуальность проекта. С раннего детства мир сказок знаком ребенку, персонажи сказок раскрывают перед ним мотивы своих поступков и черты характера. Язык народных сказок не сложен, выразителен, понятен и доступен детям, богат необходимыми образными выражениями. Развитие речи детей раннего возраста – актуальная задача в формировании его личности. Ведущая роль в обучении детей принадлежит педагогу-воспитателю. Ежедневное использование малых форм фольклора – народных сказок, игр, песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с детьми доставляет детям огромную радость и служит для них источником различных знаний и представлений об окружающем мире, о взаимосвязи человека с природой. Учит различать добро и зло, позволяет вовлечь ребенка в активную речевую работу.
Цель проекта. Развитие интереса к сказкам, создание условий для активного использования сказок в деятельности детей, вовлечение детей в активную речевую работу.
Задачи проекта :
1. Способствовать формированию интереса к устному народному творчеству – сказкам.
2. Развивать речевую активность детей, обогащать их словарный запас.
3. Научить отражать содержание сказок в играх.
4. Развивать у детей эмоциональную отзывчивость, внимание, любознательность, заботу о животных.
5. Учить играть дружно, вместе, не ссориться.
6. Дать родителям знания через папки-передвижки о влиянии и роли сказок на речь ребенка.
7. Привлечь родителей к активному участию в проекте.
Тип проекта : познавательно-речевой.
Участники проекта :
- воспитатель первой младшей 2 группы;
- дети 2 – 3 лет;
- родители.
Продолжительность проекта : (краткосрочный).
Формы и методы реализации проекта :
1. Речь и речевое общение
- чтение детям сказок «Репка» и «Курочка Ряба»;
- пение детской песенки «Два веселых гуся»,
- чтение потешек: «Петушок-петушок…», «Мишка косолапый…», «Ладушки-ладушки» и других;
- сценарий игровой ситуации по сказке «Репка»;
2. Здоровье и физическое развитие
- комплекс упражнений гимнастики «Репка», «Маша и Медведь»;
- подвижные игры: «Кошки-мышки», «Идет коза рогатая…»;
-сюжетно-ролевые игры;
- пальчиковая гимнастика по сказке «Курочка Ряба».
3. Взаимодействие с родителями
- консультации на тему:
«Влияние русской народной сказки на развитие речи детей раннего возраста»;
«Значение сказок в жизни ребёнка»;
«Зачем читать детям сказки;
«Роль сказки в жизни детей»
- изготовление фигурок для пальчикового театра;
Ожидаемый результат:
- правильное звукопроизношение и выразительной речи у детей группы;
- в процессе ознакомления со сказками активизируется словарь, развиваются представления детей о том, какие звуки издают домашние животные и птицы;
- дети узнают на картинках персонажей сказок : «Репка» и «Курочка Ряба»;
- творческие навыки: дети изображают героев сказки;
- гармонизация детско-родительских отношений;
- у детей появляется интерес к игре;
- родители принимают активное участие в проектной деятельности – помогали изготавливать пальчиковый кукольный театр.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап:
- беседа с детьми о выявлении их знакомства со сказками;
- подготовительная работа педагога-воспитателя: стишки, потешки с использованием импровизации звуков, издаваемых домашними животными и птицами;
- иллюстрационный материал для работы: книжка-раскладушка с картинками, картонные фигурки домашних животных (кошка, собака, мышка) и птицы (петушок, курочка, цыплята);
- подготовка сценария для подвижной игры с детьми по сказкам «Курочка Ряба», «Репка».
Основной этап:
1. Чтение одной из сказок. Рассматривание картинок в книжке. Ознакомление с персонажами сказки. Узнавание их на картинках.
2. Повторное чтение сказки с использованием картонных фигурок сказочных персонажей на игровом столе.
3. Подвижная игра с использованием ролей сказочных персонажей под комментарий воспитателя. В конце игры танец под ритмичную музыку.
4. Дидактическая игра «Разложи героев сказок». Цель: развитие мыслительных способностей, умение различать принадлежность героев к той или иной сказке.
5. Подвижные игры «Кошки-мышки», «Кот из дома – мыши в пляс».
Заключительный этап:
- оформление папки-передвижки для родителей;
- театрализовано-развлекательный досуг по сказке - «Репка»;
- подведение итогов проекта;
- подготовка презентации на тему «В гости к сказке».
Инструментарий: красочные детские книжки-раскладушки с цветными картинками «Курочка Ряба» и «Репка»; картонные фигурки сказочных персонажей к сказкам для настольного театра; пальчиковые фигурки для сказки «Репка», атрибуты верхней одежды и маски-шапочки для персонажей.
Использованная литература:
1. Брязгун А. Ф. «Сборник сценариев для детского сада «Сказка в гости к нам пришла». – Детство-Пресс, 2015.
2. Винникова Г. И. «Занятия с детьми 2 – 3 лет».
3. Комплексные занятия по программе в первой младшей группе под ред. Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой.
4. Электронный ресурс. Режим доступа: https://kladraz.ru/blogs/svetlana-yurevna-hramcova/proektnaja-dejatelnost-vo-vtoroi-mladshei-grupe.html.
5. Янушко Е. А. «Развитие речи у детей раннего возраста. 1 – 3 года».
Выводы:
Планировалось дать детям элементарные представления о сказочных персонажах и их реальных образах в окружающем мире, и в природе. Кроме того, присутствовало желание вовлечь каждого участника в активный, познавательный и мыслительно-речевой процесс, вызвать сопереживание и эмоциональное отношение.
В процессе реализации данного проекта дети с интересом слушали чтение сказки, повторяли за воспитателем импровизированные звуки голосов, издаваемых домашними животными и птицами, с интересом наблюдали за сказочными персонажами и сопереживали вместе с героями сказок (бабушке и курочке Рябе, дедушке в сказке «Репка»). Все это способствовало развитию познавательных способностей детей, наблюдательности и желанию к двустороннему диалогу детей с педагогом.
Таким образом, у детей первой младшей группы началось формирование представлений о животном мире, что способствовало активному повышению речевого уровня и словарного запаса.