Юлия Дорфман
Психолого-педагогические особенности адаптации детей младшего возраста к условиям ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптация - процесс приспособления организма к новой среде. Речь идет о целостном, системном приспособлении, которое объединяет биологический, психологический и социальные уровни.
Понятие «адаптации» употребляется в нескольких значениях:
совокупности реакций приспособления детей к естественной и социальной среде;
реакции отдельного ребенка на изменения в окружающей действительности и в значении вхождения индивидов в разные социальные роли.
Публикация «Психолого-педагогические особенности адаптации детей младшего возраста к условиям ДОУ» размещена в разделах
Процесс адаптации младших дошкольников оптимизируется при условиях : использования игры как ведущего средства адаптации; утверждение позитивной мотивации и эмоционально позитивного отношения детей к социальной ситуации в пределах дошкольной образовательной организации; повышение уровня компетентности педагогов и родителей в решении проблемы адаптации.
На успешную адаптацию ребенка к условиям ДОУ влияют такие факторы:
возраст ребенка;
состояние здоровья и уровень развития ребенка;
индивидуальные особенности ребенка (в значительной степени поведение ребенка зависит от типа нервной системы);
уровень натренированности адаптационных механизмов (дети, которые к детскому садику неоднократно находились в различных условиях жизнь, легче привыкают к детскому заведению);
опыт общения с взрослыми и ровесниками (умение положительно относиться к требованиям взрослых и адекватно общаться с другими детьми).
В соответствии с темой исследования мы использовали такие методы и методики: наблюдение за поведением детей в адаптационный период, беседа с детьми, тест-игра «Наш общий дом»; разработали проективную методику изучения эмоционального отношения детей к посещению детского садика «Новичок в группе».
Нами были также определены критерии адаптации младших дошкольников к ДОО :
- эмоциональное отношение к посещению детского садика;
- мотивационная готовность к посещению дошкольного учебного заведения;
- желание ребенка общаться со сверстниками (активность в игровой деятельности).