Лучший педагог года

Проект «Классическая музыка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»

Диана Носова
Проект «Классическая музыка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Слушание музыки – уникальный вид музыкальной деятельности, благодаря которому ребенок познает мир во всем его многообразии. Благодаря современным компьютерным технологиям и интернет ресурсам слушание музыки стало одним из любимых видов деятельности.

Актуальность проекта.

Публикация «Проект „Классическая музыка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников“» размещена в разделах

Глубокие социально - экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о подрастающем поколении. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно упрекать в бездуховности, безверии, агрессивности. Воспитанием детей в семье занимаются кто угодно, только не родители: жестокие фильмы, компьютерные игры с ужастиками, антиигрушки и т. п. Проблемы, обусловленные эмоциональным дискомфортом, изменили характер отношения к нравственным ценностям, привели к их распаду, различного рода «изгибам» и «перекосам», ошибкам в воспитании. В какой - то степени произошло разрушение эмоциональных связей между людьми и потеря наиболее сильного из всех — чувства любви к человеку, а когда исчезает любовь, люди становятся похожими, по мнению И. Вагина, «на стадо дикобразов, бредущих по ледяной пустыне, они пытаются прижаться друг к другу, чтобы согреться, но всякий раз натыкаются на торчащие иглы и снова бредут по одному» (цит. по: 12). Многие взрослые сами утратили моральные ориентиры и не всегда представляют себе, что, когда и как следует формировать у детей того или иного возраста.

Духовность и нравственность - это базовые характеристики личности, связанные с мотивационной сферой внешне (нравственность) и внутренне (духовно). Нравственность – это способы действия, нормы поведения,

поступки людей. Духовность - это самое высокое к чему стремиться человек, направленность его души.

Задача развития личностных качеств у детей дошкольного возраста является первостепенной, «не менее, а в каком-то смысле даже более важной, чем воспитание его ума». Следовательно, на первый план должна выдвигаться не обучающая, а развивающая функция, т. е. знания и умения должны быть не самоцелью, а средством для формирования и развития важнейших личностных качеств ребенка.

Изучая труды различных ученых, философов многие педагоги пришли к выводу, что именно раздел и область «Художественно – эстетическое развитие» в свете новых ФГОС ДО наиболее способствует формированию у детей духовно - нравственных качеств.

Удивительные и очень необходимые сегодня слова — «искусство очеловечивает». Различные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека.

На протяжении многих веков музыкальное искусство, признавалось важным и незаменимым средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира.

Аристотель признавал огромное воспитательное значение искусства : «Необходимо влиять на молодое поколение искусствами трё х родов: подражающим (природе, посредством красок и образов, посредством голоса и слова, посредством гармонии и ритма — и обучать им». Влияя на состояние души, музыка необходимым образом относится к области любви или ненависти, к добродетели, к тому, чтобы «уметь правильно судить о благородных характерах и прекрасных поступках и достойно радоваться тем и другим» .

Дмитрий Борисович Кабалевский говорил: «… наиважнейшим в музыкальном воспитании является труд души ребенка».

В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы и ставило перед собой цель – воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, верящим в возможность совершенствования мира и людей.

Ребенок – это целый мир впечатлений, эмоций, мыслей, открытий и способностей. Его вопрошающее сознание обращено к педагогу, родителям, взрослым. И поэтому, наша задача – создать условие для развития, становления, творческого самовыражения душевных сил ребенка.

Ф. М. Достоевский писал: «Главное в человеке – это не ум, а то, что им управляет: сердце, добрые чувства».

Общение ребенка с прекрасным: природой, музыкой, литературой, живописью – является мощным источником духовно-нравственного воспитания. Наблюдение за природой, слушание музыки, чтение художественных произведений радуют ребенка, учат его сопереживать, обогащают его эмоциональный опыт. Очень важно научить детей чувствовать себя довольными и счастливыми в любой обстановке, радоваться жизни, удивляться ее чуду.

Образовательная область: музыка

Вид проекта : творческий

Участники, партнеры проекта : музыкальный руководитель, воспитатели группы, дети старшей группы, родители.

Сроки реализации проекта : среднесрочный (ноябрь 2018 - май 2019г.)

Цель проекта : содействие в воспитании душевных качеств и чувства сопереживания посредством приобщения к произведениям искусства у детей дошкольного возраста

Цель достигается в процессе решения поставленных задач.

Задачи проекта :

• Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности;

Воспитание нравственных и эстетических чувств;

• Создание условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие ребенка;

• Обеспечение обогащенного художественно эстетического развития

Средства : музыкальный центр, компьютерные диски с записью классической музыки, фотографии и картины с изображениями музыкальных инструментов, портреты композиторов, иллюстрации и репродукции, соответствующие сюжету и теме встречи, познавательная литература, художественная литература; детские музыкальные инструменты (ложки, колокольчики, бубны, погремушки, трещотки, металлофоны и др.).

Основные формы реализации проекта :

• интегрированные образовательные ситуации

• слушание музыки в режиме дня «минутки музыки»

• работа с художественной литературой

• изучение методической литературы

музыкальные гостиные

музыкальные викторины

• релаксационные паузы

Принципы проекта :

В основу проекта заложены четыре принципа:

• Принцип гуманизма - видеть в ребенке полноправного партнера, учитывать его точку зрения.

• Принцип дифференциации- создание оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в проекте.

• Принцип интегративности

• Принцип индивидуализации - индивидуальный подход к каждому участнику проекта.

Методы реализации проекта :

1. Наглядно-действенный метод:

- показ видео материалов по данной теме (презентаций, видеороликов и др.)

- рассматривание иллюстраций, репродукций;

- занятия, концерты, музыкальные гостиные.

2. Словесно-образный метод:

- рассказы детей о своих впечатлениях;

- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя;

- чтение стихотворений детьми.

3. Практический метод :

- организация продуктивной деятельности : рисование, аппликация.

Этапы реализации проекта

1 этап:

Организация подготовительной работы для реализации данного проекта :

1. Изучение методической литературы

2. Обсуждение целей и задач проекта.

3. Распределение материала на блоки, составление плана работы.

4. Изучение компетентности родителей по теме проекта (беседы, консультации)

5. Планирование работы воспитателей и музыкального руководителя с детьми.

6. Создание условий для реализации проекта : пополнение и подбор аудио и видео материала для реализации проекта, проведение сбора необходимых литературных источников по соответствующим тематикам

2 этап:

1. Консультации

2. Образовательные ситуации

4. Творческие гостиные для родителей.

3 этап:

Мониторинг проектной деятельности. Подведение итогов проведенной работы, подготовка отчетных материалов.

Ожидаемый результат проектной деятельности :

• более глубокими и содержательными будут высказывания детей об эмоциональном и образном содержании музыки, богаче станет образная речь, активный словарь пополнится новыми словами;

• у ребенка возникнет желание быть добродетельным, милосердным, верящим в возможность совершенствования мира и людей

• дети более увлеченно слушают классическую музыку; значительно изменятся особенности музыкального восприятия : проявление произвольного внимания, умение сосредотачиваться, улавливать детали исполнения;

• различают на слух и дают названия музыкальным произведениям, называют авторов музыки;

• определяют характер музыки, передают словами возникший образ от прослушанного произведения, отражают свои впечатления в виде рассказа или сказки, движений;

• у детей и родителей повышен интерес к классическим произведениям;

• пополнена картотека классической детской музыки;

План работы по реализации проекта :

1 этап

Подготовительный Составление плана работы по реализации проекта;

Составление плана работы и разработка конспектов для организации образовательной деятельности с детьми старшей группы детского сада;

Беседы с родителями в целях выявления музыкальных предпочтений в семье;

Подбор музыкальных произведений для прослушивания, художественной и методической литературы, для реализации данного проекта;

Диагностика детей по восприятию классической музыки;

2 этап

Организационный

Работа с детьми и воспитателями :

- создание образовательных ситуаций: прослушивание музыкальных произведений классики для детей в рамках образовательной программы и составление небольшого рассказа, описания об услышанном, опираясь на иллюстрации, видеоматериалы

- организация интегрированной ООД (музыка и изобразительное искусство) – создание образа героя, действия (рисование красками, мелками)

«Мама» П. Чайковский

Ноябрь

«Болезнь куклы» П. Чайковский

«Новая кукла»

П. И. Чайковский

Декабрь

«Плакса» Д. Кабалевский

«Злюка», «Резвушка» Д. Кабалевский Январь

К. Сен-Санс "Карнавал животных"

Февраль

«Тревожная минута» С. Майкапар

«Шутка» И. С. Бах

«Первая утрата» муз. Р. Шумана «Альбом для юношества» Март

«Времена года» П. Чайковский («Март» «Апрель») Апрель

Работа с родителями:

Ряд консультаций, бесед и памяток, как в наглядном виде, так и в аудиальном виде (информация на слух) :

«Музыка в развитии духовности и нравственности дошкольников» Ноябрь

«Классическая музыка в семье»;

«Надо ли слушать классическую музыку», Январь

«Как вызвать интерес к классической музыке у ребёнка», Февраль

«Взаимосвязь музыки и нравственных качеств ребёнка»;

«Как научить ребёнка слушать классическую музыку памятка Март

Посещение концертных залов родителей совместно с детьми (рекомендательный характер) В течении года

3 этап

Заключительный, оценочный Подведение итогов проведенной работы, подготовка отчетных материалов.

Презентация проекта

«Классическая музыка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников».

Май

Список литературы.

1. Анисимов В. П. Палитра эстетической деятельности в развитии эмоционально-нравственной культуры. // Музыкальная палитра. -2006- № 4.- С. 3-8.

2. Вендрова Т. И., Воспитание музыкой М., 1991 г. – 180 с.

3. Ветлугина Н. А. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду. М. : Просвещение, 1989.

4. Виноградова А. Становление нравственных чувств – основа духовного развития человека //Детский сад от А до Я. - 2005.-№5 С. 43-48.

5. О. П. Радынова «Настроение, чувства в музыке» М: Сфера, 2010.

6. Нечаева В. Г. Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. В. Г. Нечаевой, Т. Д. Марковой. М., 1978.

7. Пономаренко Т. О. О взаимосвязи этических представлений и поступков детей //Дошкольное воспитание. - 2002. - № 4. -С. 10-14.

8. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста /Под ред. Т. С. Комаровой. - М., 1983

9. Семынина Е. Музыка-воспитание души // Дошкольное воспитание. -2007- № 1( 33)

10. Стульник Т. Нравственное воспитание дошкольников //Детский сад от А до Я. - 2005.-№5. – С. 35-40

Публикации по теме:

Консультация «Музыка, как средство нравственного воспитания дошкольников» Обобщение педагогического опыта Тема: "Музыка как средство нравственного воспитания дошкольников" Одна из самых актуальных и «больших» проблем,.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возрастаСказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТ-СКИЙ САД №14»Светлячок». ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ 2018-2019г. «Сказка – как средство духовно.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Не бойся сказок, бойся лжи. Сказка? Сказка не обманет. Ребёнку сказку расскажи – На свете правды больше станет. Сказка входит в жизнь ребенка.

Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Мы живем в динамичном мире, где все движется с такой скоростью, что некогда даже перевести дыхание. Все мы погружены в социальные и личностные.

Классическая музыка как средство художественно-эстетического воспитания дошкольника Педагогический проект «Классическая музыка» Вид проекта: творческий долгосрочный Актуальность проекта Что характеризует человека прежде.

Консультация «Народные игры как средство духовно — нравственного воспитания дошкольников» Консультация «Народные игры как средство духовно – нравственного воспитания дошкольников» «Народная игра - это искра, зажигающая огонек.

Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» .

Основы православной культуры как средство духовно — нравственного воспитания дошкольников в ДОУ Основы православной культуры как средство духовно – нравственного воспитания дошкольников в ДОУ. Листишенкова Елена Анатольевна, воспитатель.

Проект «Я тоже доброволец». Волонтерство как эффективное средство социализации и духовно-нравственного воспитания Проект #ЯТОЖЕДОБРОВОЛЕЦ /волонтерская деятельность, как эффективное средство социализации и духовно-нравственного воспитания детей дошкольного.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Слайд 1 Дошкольный возраст – важный этап становления морального облика ребёнка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Классическая музыка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»
Опубликовано: 20 августа 2019 в 19:12
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Классическая музыка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Диана Носова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД