Ольга Белова
Проект «Я тоже доброволец». Волонтерство как эффективное средство социализации и духовно-нравственного воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Проект # ЯТОЖЕДОБРОВОЛЕЦ
/волонтерская деятельность, как эффективное средство социализации и духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста/
Разработчики проекта :
Старший воспитатель : Кудасова Ольга Викторовна;
Воспитатели : Белова Ольга Валерьевна;
Хлюстова Евгения Леонидовна.
Актуальность
Публикация «Проект „Я тоже доброволец“, Волонтерство как эффективное средство социализации и духовно-нравственного воспитания» размещена в разделах
- Волонтер. Волонтерское движение
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Актуальность темы проекта обусловлена тем, что современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, маркетизация и технологизация детской субкультуры, изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Нарастание негативных тенденций в подростковой и молодежной среде (повышенная агрессивность, дефицит гуманных форм поведения, отчужденность, изолированность и пр., выдвигают на первый план задачу социализации детей, начиная с дошкольного возраста
Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребенка в обществе в целом и личностной готовности ребёнка к школе, в частности и успешное продолжение обучение в школе.
В настоящее время в детских садах отдается явное предпочтение обучение и когнитивному развитию ребенка в ущерб социально-личностному развитию. Это обусловлено с одной стороны повышением требованием школы к интеллектуальному развитию дошкольников, желанием родителей отдать своего ребенка в тот детский сад, где когнитивный компонент представлен в наибольшей степени.
Необходимы новые модели эффективной социализации в образовательном учреждении ребенка с целью эффективности социализации и духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Волонтерство - перспективное, позитивно мотивированное и хорошо себя зарекомендовавшее средство решения проблемы социализации молодого поколения, включения его в общественную жизнь с самого раннего возраста.
Волонтерство позволяет заложить в юном поколении основы для формирования человеческих начал, качеств, превращающих безликое население в живых и чувствующих людей, в активных, мыслящих граждан своей страны.
Новизна проекта состоит в том, что волонтерское движение организовывается в условиях детского сада и предполагает разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим. Педагоги помогают старшим дошкольникам научить малышей играть в различные игры, одеваться, лепить, рисовать и т. д.
Цель проекта : Воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Для достижения цели нами разработан алгоритм деятельности через решение следующих задач:
- познакомить детей с волонтерской деятельностью;
- учить старших воспитанников оказывать помощь детям раннего и младшего дошкольного возраста, сформировать у них чувства ответственности и самостоятельности;
- развить у детей навыки общения в разновозрастном коллективе;
- создать ситуации развития, при которой формирование игровой деятельности и передача игрового опыта происходит в естественной среде;
- воспитать у детей самостоятельность и ответственность;
- воспитать дружеские отношения между детьми различного возраста, бережное отношение к малышам;
- сформировать умение проявлять инициативу в заботе об окружающих, желании помочь взрослым по уходу за детьми младшего возраста;
- сформировать умение планировать свои действия и оценивать их результаты.
Участники проекта : Педагоги, дети подготовительной группы, родители воспитанников.
План мероприятий по реализации проекта
Мероприятия Цель Дата проведения Ответственные
Рассказ – презентация «Спешите делать добро» Рассказать детям о добровольческом движении в России о направление работы волонтеров. 20.02.2018 Воспитатели групп.
Акция «Покормите птиц зимой» Приготовить кормушки для птиц. Научить детей заботиться о птицах.
26.02.2018 Старший воспитатель, воспитатель старших дошкольных групп.
Акция «Дети –волонтеры» Научить брать ответственность на себя, помогать нуждающимся делать добрые дела безвозмездно. 09.04.2018 Старший воспитатель, воспитатель старших дошкольных групп.
Акция «Георгиевская ленточка» Поддержание всероссийской акции. Сохранение исторической памяти. 01.05.2018 Старший воспитатель, воспитатель старших дошкольных групп.
Акция «Поможем детям собраться в школу» Участие в благотворительной деятельности 30.08.2018 Старший воспитатель, воспитатель старших дошкольных групп.
Акция «Автокресло - детям!» Привлечение внимания родителей к проблеме безопасности детей-пассажиров. 18.09.2018 Старший воспитатель, воспитатель старших дошкольных групп.
Акция ко дню здоровья
«Волонтеры против простуды и гриппа» Формировать ответственное отношение к своему здоровью. 04.10.2018 Старший воспитатель, воспитатель старших дошкольных групп
Акция «Давай научу» Научить взаимодействовать друг с другом, совместно делать общее дело. 23.11.2018 Воспитатели старших дошкольных групп
Акция «Книжка малышам» Подготовить вместе с детьми книжки малышки, для детей младших групп. 07.12.2018 Воспитатели старших дошкольных групп
Акция «Научи меня играть» Научить работать в команде. Дать возможность ребенку проявить себя. 19.12.2018 Воспитатели старших дошкольных групп
Механизм реализации проекта
В основу работы детского волонтерского клуба «#ЯТОЖЕДОБРОВОЛЕЦ» заложена идея «День добрых дел». 1-2 раза в неделю дети старших групп приходят к малышам, чтобы сделать доброе дело.
Работу по организации волонтерского движения в детском саду можно разделить на несколько этапов. На первом этапе осуществляется привлечение детей к волонтерской деятельности и планирование работ. Важно, чтобы все участники группы имели согласованное четкое понимание роли добровольцев и ценности их вклада. На этом этапе знакомим детей с понятием «волонтер», кого можно назвать «волонтером», объясняем детям правильное понятие о доброте, заботе, рассказываем детям зачем, и как их проявлять. На простых конкретных примерах, показываем, что означает слово «помощь», что ее нужно оказывать человеку любого возраста.
На втором этапе, происходит выявление проблемы. Для этого в группе находится почтовый ящик, где педагоги младших групп оставляют для детей письмо с просьбой помочь младшим детям. Затем рассматривая проблему с детьми, определяем, как именно мы можем помочь.
На этапе постановки задач и обязанностей - ясно и лаконично изложить детям обязанности каждого волонтера. Формулировка обязанностей должна очертить конкретные волонтерские обязательства, стандарты поведения. На этом этапе происходит непосредственное привлечение детей к волонтерской деятельности. Самый эффективный метод набора волонтеров - личный контакт. Просто предлагаем детям присоединиться.
Перед тем как дети из числа волонтеров приступят к своим обязанностям «волонтера», необходимо подготовить их к дальнейшей работе. В первую очередь стоит провести небольшое обучение. Обучение проводится по следующим направлениям: как вести себя малышами, играть с ними, как помочь малышам собраться на прогулку, раздеться, умыться и т. д. И только после этого дети на практике реализуют полученные знания и навыки.
Помогая, у детей-волонтеров формируется ощущение «взрослости», возникает желание, стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Ребята осознают свою ответственность, получают внутреннее удовлетворение от своей работы, у них повышается самооценка, уверенность в себе.
Добровольчество не предполагает денежного вознаграждения. Тем не менее, важно, чтобы работа добровольцев была определенным образом отмечена, и они почувствовали, что внесли вклад. Главное в поощрении волонтера – это признание его труда. В нашем случае мы применяем следующие виды поощрений: благодарность, а также запись в личную книжку волонтера. «Личная книжка волонтера» позволяет вести учёт добровольческой деятельности, видеть предпочитаемые направления работы ребенка-волонтёра и его активность. Главное что признание должно быть своевременным, индивидуальным, искренним и публичным.
Ожидаемые конечные результаты проекта
Реализация проекта : обеспечит создание социальной ситуации развития для всех участников образовательных отношений.
Для детей реализация проекта обеспечит развитие целевых ориентиров заявленных во ФГОС ДО таких как:
- положительное отношение к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе,
- ребенок обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;
- ребенок обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет;
- соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.
Совершенствование, которых на последующих уровнях образования обеспечит эффективную социализацию и формирование духовно- нравственных основ молодого поколения.
Для всех участников образовательных отношений:
- обновление воспитательного процесса по социально - коммуникативному развитию дошкольников в соответствии с ФГОС ДО;
- позитивный воспитательный эффект : включение детей в общественную жизнь, развитие саморегуляции поведения;
- повышение профессиональной компетенции, через овладение педагогической технологией по эффективной социализации дошкольников;
- определение содержательных ресурсов в рамках создания коллектива единомышленников по внедрению инновационных подходов к развитию социальной компетентности детей дошкольного возраста;
- вовлечение родителей дошкольников как участников образовательных отношений и участников социальных инициатив в рамках реализации проекта.
Образовательный продукт
Создание банка методических материалов (в том числе собственных методических разработок) в рамках инновационной деятельности.