Алевтина Пурыскина
Классическая музыка как средство художественно-эстетического воспитания дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект
«Классическая музыка»
Вид проекта: творческий
долгосрочный
Актуальность проекта
Что характеризует человека прежде всего? Конечно же, его культура, в формировании которой огромную роль играет музыкально-эстетическое воспитание. Поэтому формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной, и эстетической – актуальнейшая задача сегодняшнего дня.
Публикация «Классическая музыка как средство художественно-эстетического воспитания дошкольника» размещена в разделах
Тема «Классическая музыка» обладает мощным ресурсом для прочувствованного и осознанного восприятия музыки, постижения выразительного смысла ее языка в сравнении с языками других искусств, дает возможность выразить свои впечатления в различных проявлениях творчества. А главное, она приоткрывает детям дверь в храм искусства, называемый театром.
Образование лишь тогда имеет смысл, когда обращено не только к голове, но к существу ребенка, к его внутреннему миру. Классическая музыка полностью отвечает этому требованию. Она:
• развивает музыкальное восприятие, воображение, обогащает речь детей;
• знакомит детей с музыкальными инструментами, композиторами-классиками.
• развивает представления детей о связи музыкальных и речевых интонаций (опера, о близости средств выражения речи и музыки;
• дает возможность сравнивать произведения по характеру, жанру; помогает различать смену настроений в музыке.
• развивает умение выразительно передавать музыкальные образы в рисунке, творческих заданиях, инструментовке;
Дошкольники имеют огромный творческий потенциал в музыкальной театральной деятельности, однако, для реализации этого потенциала требуется создание определенных условий.
Основные противоречия
• между потребностями детей в чистой, доброй и волшебной музыке и содержанием современной детской музыкальной индустрии;
• между требованиями к уровню музыкально-эстетического воспитания дошкольников и программно-методическими средствами, обеспечивающими заданный уровень подготовки;
• между необходимостью активно использовать современные методики и технологии в процессе музыкально - эстетического воспитания детей в ДОУ и уровнем готовности дошкольников к данному виду деятельности;
• между уровнем современных подходов к проблеме музыкально-эстетического воспитания детей и его отражением в традиционной программе;
• между уровнем современных средств ТСО и слабой материально – технической базой ДОУ.
Гипотеза проекта
Если создать благоприятные условия для ознакомления воспитанников с классической музыкой и ее жанрами, то можно:
• развить более глубокое эмоциональное восприятие музыки;
• выработать более совершенные умения и навыки исполнительства;
• расширить возможности умений выражать переживания музыки с помощью освоенных детьми представлений и творческих способов действий (в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах).
Цель проекта
Создание условий для формирования у детей основ музыкальной, художественной и эстетической культуры, для развития творческого потенциала детей в различных видах деятельности на основе внедрения темы «Классическая музыка».
Задачи проектной деятельности
• теоретически обосновать тему «Классическая музыка», как способ ознакомления с классической музыкой, развития представлений детей о связи речевых и музыкальных интонаций, творческого воображения;
• приобрести практические знания и умения по внедрению данной темы в воспитательно-образовательный процесс ДОУ;
• проследить динамику формирования творческой активности и развития эмоциональной сферы у воспитанников старшего дошкольного возраста;
• разработать модель организации работы по теме «Классическая музыка» в образовательном процессе ДОУ для детей 5-7лет.
Предполагаемые результаты:
• Сформированность эмоционально-оценочного отношения к музыке.
• Развитое образное мышление и творческое воображение.
• Повышенный уровень интереса к различным формам музыкальной деятельности.
• Получение первого опыта самооценки.
• Творческое самовыражение воспитанников.
Предмет исследования:
Педагогические условия, необходимые для эффективного использования темы «Классическая музыка» для развития потенциальных музыкально-творческих возможностей детей старшей - подготовительной группы
Основные методы проекта
• Изучение и анализ психолого-педагогической, методической, музыкальной литературы и нормативных документов по проблеме.
• Изучение передового педагогического опыта по использованию технологии слушания музыкальных классических произведений.
• Моделирование и проектирование работы по теме «Классическая музыка»
• Наблюдение, сравнение, обобщение, анкетирование родителей, качественный и количественный анализ музыкальных способностей детей.
Этапы реализации проекта
1. Концептуальный
(август 2017) Выдвижение концепции, выбор темы проекта, обоснование её актуальности, формулирование цели и задач проекта, прогнозирование результатов
2. Подготовительный
(сентябрь 2017) Подбор методического материала, фонотеки. Создание театрально-музыкальной предметно-развивающей среды, включающей сцену и костюмерную с декорациями, костюмами, атрибутами. Разработка планирования работы над музыкальной сказкой, разработка интегрированных занятий, подготовка плана работы кружка «Сказка».
3. Вводно-диагностический
(октябрь 2017) Разработка диагностического инструмента (критериев, показателей, дидактического материала) для отслеживания уровней эмоционально-ценностного отношения к музыке и творческого развития детей. Организация и проведение диагностического исследования.
4. Внедренческий
(ноябрь 2017 –
май 2018) Внедрение различных форм работы по теме «Классическая музыка» в образовательное пространство ДОУ. Промежуточная диагностика с коррекцией деятельности в соответствии с индивидуальными творческими возможностями воспитанников.
6. Итоговый
(май 2014) Сбор данных по результатам эксперимента. Создание модели организации работы по теме «Классическая музыка» в образовательном процессе ДОУ. Выдвижение новых целей.
Обеспечение проектной деятельности
1. Методическое.
• О. П. Радынова. «Музыкальные шедевры». Авторская программа и методические рекомендации. – М. 2004 г.
• О. П. Радынова. А. И. Катинене. М. Л. Палавандишвили. Музыкальное воспитание дошкольников. - М. 1999 г.
• С. И. Мерзлякова «Волшебный мир театра» (для детей 5-7 лет).
• А. И. Буренина «Ритмическая мозаика».
• Н. А. Сорокина «Театр, творчество, дети».
• Журналы «Музыкальный руководитель» : № 1,3,4,5 – 2004 г., № 1,4,6 – 2005 г., № 4,5 2006, № 1 – 2007.
• Перспективное планирование.
2. Материально-техническое.
Декорации, атрибуты;
• DVD проигрыватель ;
• Диски с классической музыкой, видеофильмами, музыкальными сказками;
• Проектор
• Экран
• Портреты композиторов
• Музыкальные инструменты
• Иллюстрации с изображением симфонического оркестра
• Репродукции для слушания музыкальных произведений
3. Диагностико-дидактическое.
• Конспекты занятий по теме «Классическая музыка».
• Творческие задания, направленные на:
- формирование музыкального и импровизационного творчества.
- восприятие музыкального образа через синтез искусств.
Диагностическая методика по определению уровня формирования музыкального восприятия и передачи образа через различные виды художественно-творческой деятельности.
Используемее ресурсы:
1. Интернет – ресурсы:
• С. Г. Сергина. Проектный метод деятельности Дошкольных учреждений.
• В. А. Литцева. Проект «Сказка в музыке»
2. Н. В. Бобровская, В. Е. Лампман, Н. П. Битютская, В. В. Сысоева, Е. В. Губко, И. А. Желтикова, О. В. Тырышкина. Планирование воспитательной работы с детьми 2-7 лет в летний период. Изд. «Учитель» 2011г.