Наталья Сайманова
Проект для детей 5–6 лет «Я и мои друзья»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта :
Конфликтные взаимоотношения со сверстниками препятствуют нормальному общению с ними и полноценному формированию личности ребенка. Связанное с нарушением общения отрицательное эмоциональное самочувствие часто приводит к появлению неуверенности в себе, недоверчивости к людям, вплоть до элементов агрессивности в поведении. В итоге, возникающие осложнения иногда приводят к «выпадению» ребенка из коллектива.
Публикация «Проект для детей 5–6 лет „Я и мои друзья“» размещена в разделах
- Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
Все без исключения родители хотят видеть своего ребенка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими людьми. Не всегда это получается, и задача взрослых – помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Актуальность данной проблемы определяет необходимость проведения системы мероприятий, направленных на развитие дружеских взаимоотношений и сотрудничества старших дошкольников со сверстниками в детском саду.
Объект проекта : Взаимоотношения между детьми старшего дошкольного возраста.
Предмет проекта : Дружба между детьми старшего дошкольного возраста.
Цель проекта : Развивать навыки эффективного взаимодействия детей через понятие «дружба», используя различные методы и приемы.
Задачи проекта :
1. Проследить:
- представления детей о причинах дружбы и значимых качествах друга;
- представления о качествах самого ребенка, значимых для дружеских отношений;
- представления об общем значении дружбы в жизни детей.
2. Воспитать отзывчивое отношение к окружающим.
3. Активизировать собственный опыт переживаний детей в конкретной ситуации;
4. Формировать чувство принадлежности к группе, позитивное отношение к своему «я» и к сверстникам.
5. Прививать дошкольникам социальные навыки и навыки сотрудничества: умение выслушивать другого, согласовать свои действия, оказывать взаимопомощь, делиться со сверстниками и т. д.
6. Развивать способность к сопереживанию, учить конструктивным способам управления собственным поведением (снимать напряжение, избавляться от гнева, разрешать конфликтные ситуации и др.).
Время выполнения: длительность проекта 2 недели.
Участники проекта : дети 5-6 лет, воспитатели, родители.
Программное содержание:
Развитие речи
1. Говорим об этом:
- Что такое дружба?
- Кого можно назвать своим другом?
- Что вас привлекает в друзьях больше всего?
- Доброжелательное отношение друг к другу;
- Как помочь больному другу?
- Учимся понимать боль другого человека;
- Почему друзья ссорятся?
- Друзьями могут быть не только люди, но и животные;
- Не будь жадным;
- Каждая ссора красна примирением.
2. Читаем, слушаем, повторяем.
Читаем книги:
- «Он живой и светится», «Друг детства» В. Драгунского;
- «Яблоко», «Палочка – выручалочка», «Мешок яблок», «Разные колеса» В. Сутеева;
- «Самое страшное» Е. Пермяк;
- «Волшебники», «Жадный кармашек», «Мальчик – ябеда»;
- «Шар в окне» А. Митт;
- «Как Сашу обожгла крапива» Н. Калинина;
- «Бременские музыканты» Гримм;
- «Игра в поликлинику», «Царевна Несмеяна», «Волшебное перышко».
Читаем и учим стихотворения:
- «У друга теплая и мягкая ладошка» С. Рещикова;
- «Мы поссорились с подругой»;
- «Покормите птиц» А. Яшин;
- «Подарили нашей Варе» З. Александрова;
- «Две подружки» А. Шибаев;
- «Лучший друг»;
- «Мои друзья»;
- «Хвастливый Андрей»;
- «Ябеда».
Составляем рассказы:
- «Мой лучший друг»;
- «Как мы играем».
3. Разучивание мирилок. (См. Приложение № 1)
4. Обсуждение пословиц и поговорок о дружбе. (См. Приложение № 2)
5. Просмотр мультфильмов: «Крокодил Гена и Чебурашка», «Крошка Енот», «По дороге с облаками».
Коммуникация
1. Обсуждение стихотворения «Дружба – это…»; обсуждение сюжетных картинок с различными ситуациями, которые могут происходить у друзей.
2. Инсценированные проблемных ситуаций: «Мой друг меня обидел», «Я хочу с тобой дружить».
3. Разучивание пальчиковых игр. (См. Приложение № 3)
Игровая деятельность
Создание условий для:
- Сюжетно-ролевых игр: «Семья», «День рождения», «Больница», «Детский сад»;
- Игр с правилами: «Смекалочка», «Найди отличия», «Четвертый лишний», «Портрет друга», «Узнай по описанию», «Поменялись местами», «Где мы были?» «Зеркало»;
- Дидактических игр: «Что такое хорошо и что такое плохо», «Как поступить?», «Буду делать хорошо и не буду плохо», «Эмоции и чувства».
Изобразительная деятельность
- Рисуем портрет друга;
- Используем гуашь, фломастеры, карандаши, трафареты;
- Разукрашиваем картинки с изображением детей, животных, игрушек;
- Аппликация «Дом, в котором я живу», «Шарики для друзей»;
- Лепка «Сердечки для друзей»;
- Изготовление коллажа «Солнышко дружбы».
Конструктивная деятельность
- Строительство «Дома дружбы»;
- Конструирование из геометрических фигур «Дом моего друга»;
- Строительство детской площадки, зоопарка, моста, используя карты-схемы по замыслу.
Театрализованная деятельность
- Разыгрывание сказки «Под грибом» (театр – фланелеграф).
Музыкальное образование
- Игра «Узнай по голосу»;
- Слушание и пение песен «Улыбка», «Вместе весело шагать», «Дорога добра», «Дружба крепкая».
Физическое развитие
- Игры-эстафеты: «Встань в кружок», «Передай мяч»;
- Подвижные игры: «Ровным кругом», «Золотые ворота», «Подвижный дождик»;
- Проведение физкультминуток. (См. Приложение № 4)
Нравственное воспитание
1. Способствовать развитию у ребенка чувства собственного достоинства, осознанию своих прав и свобод (иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности).
2. Развивать уважение к чувству собственного достоинства и личным правам другого человека (учить не обижать, не унижать другого человека, не ущемлять его интересов).
3. Способствовать усвоению ребенком общественных норм и правил поведения, взаимодействие со взрослыми и сверстниками.
4. Воспитывать скромность, отзывчивость, желание быть справедливым, сильным и смелым; учить испытывать чувство стыда за неблаговидный поступок.
Предполагаемый продукт проекта : занятие по теме «Я и мои друзья». (Конспект занятия по теме «Я и мои друзья» см. Приложение № 5)
Список литературы:
1) Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. Учимся понимать друг друга – М. : Библиотека Ильи Резника, Олма-Пресс, 2001.
2) Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов – Ярославль: Академия развития, 1997.
3) Серия «Беседы по картинкам» (Уроки доброты, чувства, эмоции).
4) Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3 – 9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки – М. : Генезис, 2006.
5) Чернецкая Л. В. Психологические игры и тренинги в детском саду – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
6) Шорыгина Т. А. Беседы о хорошем и плохом поведении – М. : ТЦ Сфера, 2015.
7) Шорыгина Т. А. Добрые сказки, Беседы с детьми о человеческом участии и добродетели – М. : ТЦ Сфера, 2015.
Содержание проекта
Подготовительный этап
В ходе данного этапа проводится предварительная работа:
1) Определение целей и задач проекта, сбор материала, необходимого для реализации цели проекта.
2) Прогнозирование результата, составление плана совместной деятельности с детьми и родителями.
3) Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, сюжетно-ролевых игр с детьми (иллюстративных, художественных и дидактических).
4) Создание развивающей среды, внесение игр по теме, дидактических, сюжетно-ролевых, настольно-печатных.
5) Сотрудничество с родителями (оформление папок-передвижек для родителей по теме проекта, подборка фото, литературы. Беседы с родителями о необходимости участия в проекте, о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессу в группе.
Основной этап
В задачи данного этапа входит реализация основных видов деятельности по направлениям проекта :
1) Мероприятия по работе с детьми:
• чтение художественной литературы;
• обсуждение пословиц и поговорок;
• инсценирование проблемных ситуаций «Мой друг меня обидел», «Я хочу с тобой дружить»;
• составление «Правил дружбы» и их оформление в форме цветка;
• просмотр мультфильмов;
• беседы;
• рисование;
• аппликации;
• дидактические игры.
2) Мероприятия по работе с родителями:
• рекомендации родителям на тему «Учите детей общаться» (См. Приложение № 6);
• организация выставки детских работ: рисунков, аппликаций;
Заключительный этап
На третьем, заключительном этапе проводятся обобщение результатов работы:
1) Изготовление совместного коллажа «Солнышко дружбы».
2) Пластилинография «Сердечки для друзей».
3) Рассказывание стихов о дружбе и друзьях.
4) Исполнение песен.
5) Оформление выставки коллективных работ.