Наталья Александровна Шкарупило
Проект «Использование приемов мнемотехники для развития связной речи детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Общение – важная составляющая жизни человека, ведь с самого рождения маленький человечек испытывает потребность в общении: сначала это необходимость в эмоциональном контакте, затем в совместной деятельности и, наконец, в сотрудничестве.
Одним из направлений ФГОС является образовательная область «Речевое развитие» - это владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Темочки:
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Проекты, проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2021
Актуальность мнемотехники для дошкольников.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка. Развитие речи и формирование навыков общения — одна из главных задач детского сада.
В век развития компьютерных технологий, перед обществом встает одна из самых больших проблем — проблема «живого» общения. Люди разучились говорить о своих чувствах, переживаниях, разучились договариваться и т. д., так как не могут сформулировать свои мысли и передать их в словах. «Раз речь не ясна, она не достигнет своей цели» — говорил когда-то известный философ Аристотель.
Не смотря, на юный возраст, дети отлично пользуются смартфонами, планшетами и компьютерами. Всю необходимую для себя информацию они черпают из интернета. Отсюда и возникают проблемы с речью, выстраиванием высказываний, ведением диалога. Детям необходимы вспомогательные средства, которые облегчают процесс становления развёрнутого речевого высказывания.
Работая с детьми старшего дошкольного возраста и при изучении их индивидуального речевого развития, я обратила внимание, что у многих детей речь невнятная, ограничен словарный запас. Дошкольники испытывают трудность в построении грамматически правильного распространённого предложения, наблюдается бедная диалогическая речь: детям сложно грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ. Также дети испытывают трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
Анализ проведённых наблюдений показал, что речевое развитие детей находится на недостаточном уровне развития. И меня заинтересовала данная проблема, поэтому передо мной встала задача учить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, начиная уже с младшего дошкольного возраста.
В дошкольном возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит.
На процесс становления связной речи влияют ряд факторов. Одним из таких факторов, по мнению С. Л. Рубинштейна, Л. В. Эльконина - является наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. Вторым вспомогательным фактором является создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету»
Ушинский К. Д.
Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, используя опыт других педагогов, я решила использовать в работе по обучению детей связной речи приём символизации. Это более короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации. Метод наглядного моделирования помогает ребёнку, зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст, научиться работать с ними. Одним из таких методов моделирования является – мнемотехника.
Цель проекта:
Использование приёмов мнемотехники в образовательном процессе в совместной и самостоятельной деятельности детей, родителей воспитанников.
Задачи проекта:
- Развивать связную и диалогическую речь.
- Обучать детей правильному звукопроизношению.
- Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
- Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды).
- Организовать совместную деятельность детей и родителей.
Что же такое мнемотехника?
Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.
С помощью мнемотехники решаются следующие задачи:
• Развитие связной и диалогической речи.
• Развитие у детей умений с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблицам и коллажам.
• Обучение детей правильному звукопроизношению. Знакомство с буквами.
• Развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умение сравнивать и выделять существенные признаки.
• Развитие у детей психических процессов: мышления, внимания, воображения, памяти (различные виды).
• Содействие решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера и др.
Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: строение рассказа, последовательность и лексико-грамматическую наполняемость.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Начиная работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходя к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам. Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается рисунок, таким образом, зарисовывается схемами весь текст. Глядя на эти схемы-рисунки ребенок легко воспроизводит текстовую информацию.
Работа по мнемотаблицам
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.
3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме самостоятельно.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный.
• Подбор и изучение методической литературы по темам: «Развитие речи дошкольников» и «Мнемотехника», а также опыта работы педагогов по использованию мнемотехники в сети Интернет (статьи, методические разработки, образцы схем);
• Первичная диагностика уровня индивидуального речевого развития детей младшего дошкольного возраста.
• Анкетирование родителей «Как Вы развиваете речь детей в домашних условиях?».
2 этап – практический.
Деятельность педагога;
• Разработка перспективного планирования;
• Разработка серии конспектов совместной образовательной деятельности по речевому развитию детей с использованием мнемотехники;
Взаимодействие с воспитанниками.
Использование технологии "мнемотехника " с детьми я начала со второй младшей группы с простейших схем одевания, формирования культурно-гигиенических навыков (схема одевания на прогулку, схема правильного порядка мытья рук в умывальной комнате). Увидев эффективность этой технологии, я включила в совместную деятельность с детьми простейшие мнемоквадраты. Благодаря им дети усвоили, что каждый предмет имеет название, научились рассматривать игрушки, предметы, называть их и сравнивать. Немного позже я начала использовать мнемодорожки (несколько схематичных рисунков, расположенных линейно). А в средней группе поняв алгоритм работы с мнемодорожкой, дети легко осваивоили обучающие мнемотаблицы. Для детей младшего дошкольного возраста я использую цветной вариант, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Для детей старшего дошкольного возраста используются черно-белые схемы, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.
Ребёнок начинает знакомиться с художественной литературой в раннем детстве. Но далеко не каждый может понять авторскую мысль и ответить на вопросы по содержанию прочитанного произведения. Особая роль в формировании связной речи принадлежит пересказу. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.
Сказка – неизменный спутник детства – играет особую роль в жизни ребенка. Воображаемая ситуация роднит сказку с игрой – ведущим видом деятельности дошкольника. Малыш сопереживает героям, разделяет их чувства, живет вместе с ними в мире сказок. Именно поэтому мною было начато изготовление мнемотаблиц, использование которых могло быть как в виде отдельных мнемоквадратов, мнемодорожек, для разучивания потешек, стихов, пересказа сказок, составлению описательных рассказов: к каждому слову или строке подбирала небольшие картинки.
Наиболее трудный вид в монологической речи – описательный рассказ. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ, что ребенку дается очень трудно. Считаю, что здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета. Предложение придумать рассказ или сказку дети обычно встречают радостно. Но чтобы рассказы детей были не однообразные, логично построенные, существенную помощь оказывают мнемотаблицы.
Взаимодействие с семьями воспитанников:
Работа с родителями реализуется в разных формах. Это консультации, беседы, папки-передвижки, буклеты. Задачи работы с родителями заключаются в следующем: систематизировать представления об особенностях формирования связной речи; углублять представления родителей о мнемотехнике; повышать родительскую компетентность в речевом развитии детей; ориентировать родителей на правильный образец составления мнемотаблиц и самостоятельное их создание.
3 этап – заключительный
Таким образом, сравнивая результаты диагностики на начало и конец года второй младшей группы, а также начала года и промежуточный средней группы можно сказать, что систематическая работа по развитию связной речи с использованием методов мнемотехники способствует положительным результатам. У детей появляется желание пересказывать; расширяется кругозор знаний об окружающем мире; активизируется словарный запас; дети преодолевают робость, застенчивость. Ребята умеют пользоваться моделями самостоятельно, в игровой деятельности и на занятиях. Любят придумывать сказки, истории, пользуются мнемотехникой в повседневной жизни (при умывании, раздевании).
Проблемы возникшие в процессе реализации проекта.
В начале работы с мнемотаблицами дети начинают испытывать некоторые сложности, им трудно следовать предложенному плану таблицы. Часто первые рассказы по моделям получаются очень схематичными. Использование мнемотехники – это, прежде всего, начальная «пусковая» наиболее значимая и эффективная работа, но нельзя ограничиваться только ей при развитии речи детей. Параллельно необходимо проводить и другую работу по развитию речи. Например, речевые словесные игры, настольно-печатные игры и др.
Перспектива.
Мнемотехника многофункциональна. Поэтому, в связи с возникшими проблемами, на основе мнемотаблиц я начала создавать разнообразные дидактические и настольные игры (н-р, «Расскажи о времени года», «Назови одним словом»). Например, дидактическая игра «Расскажи сказку». Ребёнку дается мнемотаблица по сказке, и по ней он рассказывает. Эти игры помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, внимание, интерес к окружающему миру. В перспективе, думаю, применять модельные схемы и на других занятиях, в других видах деятельности.
А главное, увидев положительный результат работы по развитию связной речи с использованием методов мнемотехники, родители предложили создать на базе Муниципального автономного дошкольного общеобразовательного учреждения Центра развития ребенка детского сада №150 г. Пензы «Алый парус» дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Речевичок». Суть программы состоит в том, что на занятиях конкретизировано изучение и развитие связной речи с помощью мнемотаблиц. Занятия носят интегрированный характер, каждое включает в себя несколько программных задач, на занятии детям предлагается как новый материал, так и материал для повторения и закрепления усвоенных знаний. Занятия проводятся во вторую половину дня, индивидуально, либо с группой детей до 3-ех человек.
Обучение детей для меня – это увлекательное занятие, но и трудоемкое. Проведение занятий с использованием мнемотехники требует тщательной предварительной подготовки в отборе речевого материала, игр, в изготовлении наглядных пособий. И чем раньше учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем выше будет уровень их подготовки к школе. Ведь связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.