НАТАЛЬЯ САФОНОВА
Проект «Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
Тема: «Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников»
Актуальность проекта :
. Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Владение родным языком - это не только умение правильно строить предложения. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для хорошо связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.
Публикация «Проект „Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников“» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Проекты
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
Однако, как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к проблеме, уровень речевого развития детей дошкольного возраста недостаточен. Наглядность - один из основных дидактических принципов педагогики. Действия с предметами, их зрительное восприятие - это первый этап в развитии мышления ребенка, поэтому важно использование наглядного материала на протяжении всего процесса. В последнее время для обучения рассказыванию детей дошкольного возраста широкое применение в педагогической практике нашли приемы мнемотехники.
Мнемотехника или мнемоника, в переводе с греческого — «искусство запоминания» – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Значение метода мнемотехники.
Возможность использования в нескольких областях – интеграция
Использование имеющихся методических и дидактических средств, не требующих финансовых затрат;
Проявляются и реализуются потенции ребенка, исходя из его потребностей и возможностей, ребенок не испытывает давление со стороны педагога;
.
Цель проекта : Развитие связной речи дошкольников, зрительной и слуховой памяти, внимания.
Задачи проекта :
1. Изучить научно-педагогическую литературу по использованию мнемотехники для развития связной речи дошкольников.
2. Создать материальную базу для использования мнемотехники
3. Способствовать развитию основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления дошкольников;
4. Развивать умение детей преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодирование информации);
5. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей; целостного восприятия окружающего мира;
Предполагаемый результат: Расширение и обогащение словаря, развитие грамматического строя, связной речи воспитанников младшей группы.
Ресурсное обеспечение:
научно-правовое: 1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (Ст. 48, 64)
2. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования»
научно-методическое: .Большева Т. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – СПб. : «Детство-Пресс», 2001
Полянская, Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста 2009 ISBN 978-5-89814-493-7 © ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009
кадровое: воспитатель младшей группы Сафонова Наталья Игорьевна
Этапы реализации проекта :
• I Подготовительный (октябрь -ноябрь)
• II Внедренческий (декабрь-апрель)
• III Результативный (май)
Подготовительный (октябрь-ноябрь)
• Изучение научно-методической литературы по использованию мнемотехники для развития связной речи детей
• Изучение опыта работы по использованию мнемотехники в МБДОУ.
• Подбор и создание дидактических пособий (мнемодорожек, мнемотаблиц, коллажей, тактильных дорожек (ладошек)
• Диагностика начальная
Внедренческий (декабрь-апрель)
• Разработка плана с использованием комплексно-тематического принципа (объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы»; виды «тем» : «организующие моменты», «тематические недели», «события», «сезонные явления в природе»;)
План
Образовательно-воспитательных мероприятий
с обучающимися II младшей группы «Теремок»
на 2014-2015 уч. год
№ п/п
ТЕМА
Дата Вид образовательно-воспитательного мероприятия Использование мнемотехники
1 Тема «Знакомство с символами мнемотехники» (рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено). октябрь ННОД
работа с микрогруппами
2 Тема «Составление рассказа о времени года «Осень наступила, высохли цветы.» ноябрь ННОД, работа с микрогруппами мнемоквадраты, мнемотаблицы
3 Тема «Заучивание стихотворения «Рябинка» ноябрь ННОД, самостоятельная деятельность мнемотаблица
4 Тема «Пересказ сказки «Курочка Ряба» ноябрь ННОД, работа с микрогруппами мнемоквадраты
5 Тема «Заучивание стихотворения «Шапка» декабрь ННОД, самостоятельная деятельность мнемотаблица
6 Тема «Составление рассказа о времени года «Ах, ты зимушка-зима!» декабрь ННОД, работа с микрогруппами, индивидуально. мнемотаблица
мнемодорожка
7 Тема «Пересказ сказки: «Рукавичка» январь ННОД, работа с микрогруппами мнемотаблица
8 Тема «Составление рассказа о птицах» февраль ННОД, индивидуально мнемодорожка
9 Изготовление и использование тактильных дорожек ноябрь-апрель Индивидуально.
10 Тема «Составление рассказа о времени года весна» март ННОД мнемодорожки
11 Составление рассказа о животных (домашних, диких) апрель ННОД, индивидуально мнемодорожки
12 Тема «Пересказ сказки: «Рукавичка», «Маша и лиса», апрель ННОД, работа с микрогруппами мнемодорожка
• Разработка конспектов ННОД по развитию речи с использованием мнемотехники
• Использование в образовательной деятельности мнемотехники при заучивании стихов, составлении описательных рассказов,
• Консультации для педагогов по использованию мнемотехники для развития связной речи дошкольников
С воспитанниками
Использование для обучения детей связной речи такие виды мнемотехники, как: мнемодорожка, мнемотаблицы, мнемоквадраты.
Работа с родителями
• Консультации по вопросам развития связной речи детей с использованием мнемотаблиц, мнемодорожек
• Выпуск папок-передвижек «В помощь родителям»
• Выставка мнемотаблиц для развития речи детей
• Совместное изготовление мнемодорожек и мнемотаблиц для разгадывания загадок и запоминания стихов
Заключительный (Май)
• Проведение итоговой диагностики
• Обобщение и распространение полученных результатов
В результате
• Создана материальная база для использования мнемотехники
• Разработаны конспекты непрерывной непосредственно- образовательной деятельности по развитию речи с использованием мнемотехники
• Повысился уровень педагогического мастерства
• Дети научились преобразовывать абстрактные символы в образы, работать по образцу, по правилам, по инструкции
• У дошкольников расширился и обогатился словарный запас, произошло развитие связной речи; целостное восприятие окружающего мира
• Сформированы навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности
• Повысилась заинтересованность родителей в использовании приёмов мнемотехники для развития речи детей
Вывод
Использование приёмов мнемотехники в младшем дошкольном возрасте способствовало расширению и обогащению словаря, развитию грамматического строя, связной речи воспитанников.
Список использованной литературы :
1. Акимова Г. Память – на «5»(эффективные мнемотехники для детей и взрослых). – Екатеринбург: «У-Фактория», 2006.
2. Большева Т. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – СПб. : «Детство-Пресс», 2001
3. Ткаченко Т. Использование схем в составлении описательных рассказов// «Дошкольное воспитание». – 1990. - №10.
4. Ушакова О. Развитие речи и творчество дошкольников. – М. : ТЦ «Сфера», 2003.
5. Полянская, Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста 2009 ISBN 978-5-89814-493-7 © ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009 www.detstvo-press.ru
6. Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи
«Логопед» № 4 2008г