Лучший педагог года

Проект «Использование кинезиологических упражнений на логопедических занятиях при коррекции речедвигательных нарушений»

Инна Куфтова
Проект «Использование кинезиологических упражнений на логопедических занятиях при коррекции речедвигательных нарушений»

Вид проекта : коррекционно-развивающий

Тип проекта :

1. По характеру содержания: практико-ориентированный

2. По срокам реализации: краткосрочный

3. По количеству участников: индивидуальный (с каждым ребенком)

Участники:

• Воспитанники старших групп «Колобок» и «Радуга» МБДОУ детский сад №9 «Ромашка», посещающие логопедические занятия

Публикация «Проект „Использование кинезиологических упражнений на логопедических занятиях при коррекции речедвигательных нарушений“» размещена в разделах

• Родители (законные представители) воспитанников с речевыми нарушениями

Учитель-логопед

I. Целеполагание

Актуальность

«Движение может заменить лекарство – но ни одно лекарство не заменит движения»

Ж. Тассо.

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение.

Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий мозга, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы в различных областях психики.

По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело). Мозолистое тело необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.

Нарушение работы мозолистого тела искажает познавательную деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушария начинают работать без связи. Нарушаются пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и аудиального восприятия с работой пишущей руки. В дошкольном детстве это проявляется в речедвигательных нарушениях. А в школе ребенок в таком состоянии не может читать и писать, воспринимая информацию на слух или глазами.

Совершенствование интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Развивающая работа должна быть направлена от движений к мышлению, а не наоборот. Для успешного обучения и развития ребенка в школе одним из основных условий является полноценное развитие в дошкольном детстве мозолистого тела. Мозолистое тело (межполушарное взаимодействие) можно развить через кинезиологические упражнения.

Цель: осуществлять коррекционно-развивающую работу путём развития речедвигательной координации через использование кинезиологических упражнений.

Задачи:

• изучить и внедрить в коррекционную работу кинезеологические упражнения для преодоления речедвигательных трудностей воспитанников, посещающих логопедические занятия

• разработать картотеку упражнений по развитию речедвигательной координации детей, повышающих проявление двигательной активности артикуляционных органов, мелкой и общей моторики

• апробировать данную модель на практике

Продукт:

• создание системы работы, позволяющей внедрить кинезеологические упражнения в коррекционо-развивающую деятельность учителя-логопеда;

• разработка методических рекомендаций для родителей по использованию кинезеологических упражнений в домашних условиях

Ожидаемый результат: воспитанники успешно освоят кинезиологические упражнения, которые позволяют эффективно корректировать отклонения в развитии речедвигательных навыков и овладевать умениями, которые ранее были недоступны детям.

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. Причем, чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения.

На развитие головного мозга еще влияют растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию и массаж.

Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).

Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.

При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.

Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.

Все упражнения целесообразно проводить с использованием музыкального сопровождения. Спокойная, мелодичная музыка создает определенный настрой у детей. Она успокаивает, направляет на ритмичность выполнения упражнений в соответствии с изменениями в мелодии.

II. Разработка проекта

Реализация проекта «Использование кинезиологических упражнений на логопедических занятиях при коррекции речедвигательных нарушений» рассчитана на 7 недель (апрель-май) с выделением следующих этапов:

Подготовительный

Организационно-практический

Заключительный

Механизм реализации:

На основе проблемных вопросов и с опорой на основной вид деятельности в дошкольном возрасте – игру используются следующий методический комплекс:

• Развивающая кинезиологическая программа А. Л. Сиротюк.

• Программа «Дельфины» Т. Н. Ланиной

Благодаря двигательным упражнениям для пальцев происходит компенсация левого полушария и активизация межполушарного воздействия, что способствует к детской стрессоустойчивости. Занятия направлены на преодоление патологических синкенизий, устраняют дезаптацию, гармонизируют работу головного мозга. Продолжительность занятий может составлять от 5-10 до 20-35 минут в день: постепенно от занятия к занятию увеличивается время и сложность предлагаемых упражнений (с учетом возраста детей). Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать определенные условия:

Условия реализации проекта следующие :

1. Занятия проводятся два-три раза в неделю.

2. Занятия проводятся в доброжелательной обстановке.

3. От детей требуется точное выполнение движений и приемов.

4. Упражнения проводятся стоя или сидя.

5. Упражнения выполняются в медленном темпе от 3 до 5 раз, сначала одной рукой, затем другой рукой, а в завершение - двумя. Все указания даются чётко, спокойно.

Этапы реализации проекта.

I этап – организационно-подготовительный

Задачи Форма реализации

1 Подбор программно-методического обеспечения. За основу была принята развивающая кинезиологическая программа А. Л. Сиротюк и Программа «Дельфины» Т. Н. Ланиной

2 Пополнение и модернизация развивающей среды. Методическая подборка кинезиологических упражнений и развивающих игр.

3 Выбор метода диагностики и подбор диагностического материала. Методика определения уровня развития межполушарного взаимодействия: проба Н. И. Озерецкого на динамический праксис «кулак-ребро-ладонь», степень сохранности примоторной зоны, проба на пальцевый гнозис и праксис, исследование орального праксиса, речевой вариант пробы Хеда.

4 Работа с родителями Ознакомить родителей с проектом, рассказать о значимости кинезиологических упражнений. Предложить родителям самим освоить данные упражнения.

II этап – Рефлексивно-диагностический.

1 Определение уровня развития межполушарного взаимодействия у детей. В индивидуальном порядке с последующим анализом полученных результатов, для планирования педагогического процесса и прогнозирования желаемого результата

III этап – Практическая реализация проекта.

1 Работы с воспитанниками:

• Растяжки

• Дыхательные упражнения

• Глазодвигательные упражнения

• Телесные упражнения

Упражнения для развития мелкой моторики

• Релаксационные упражнения Использование кинезиологических комплексов на коррекционных логопедических занятиях

Работа с родителями (законными представителями)

• Индивидуальные консультации

III. Перспективный план работы по проекту.

Перспективный план работы по проекту представлен в Приложении 1.

IV. Презентация проекта.

Проведение индивидуальных открытых логопедических занятий в присутствии родителей (законных представителей) для демонстрации приобретенных навыков и умений по коррекции речедвигательных нарушений.

Публикации по теме:

Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми для развития умственных способностей и оздоровленияИспользование кинезиологических упражнений в работе с детьми для развития умственных способностей и оздоровления Мастер-класс для педагогов «Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста для развития умственных способностей.

Оригинальное пособие «Колодец» для организации игр и упражнений на логопедических занятияхОригинальное пособие «Колодец» для организации игр и упражнений на логопедических занятиях Игра: «Буква за буквой» Цель: Закрепление навыка чтения коротких слов. Описание игры: По краям бревнышек колодца в кармашках расставлены.

Использование балансировочной доски при коррекции нарушений в речевом развитии дошкольников 4–7 летИспользование балансировочной доски при коррекции нарушений в речевом развитии дошкольников 4–7 лет Одним из новых приемов коррекции различных нарушений в речевом развитии является мозжечковая стимуляция. Мозжечковая стимуляция — это.

Использование дыхательных упражнений на логопедических занятияхИспользование дыхательных упражнений на логопедических занятиях Для формирования правильной речи важное значение играет развитие речевого дыхания. На своих занятиях я использую дыхательные упражнения.

Использование кинезиологических упражнений в режимных моментах в детском саду В дошкольном образовательном учреждении в рамках работы с детьми раннего возраста целесообразно использовать упражнения, содержащие элементы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Использование кинезиологических упражнений на логопедических занятиях при коррекции речедвигательных нарушений»
Опубликовано: 25 февраля 2024 в 22:53
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД