Инна Куфтова
Проект «Использование кинезиологических упражнений на логопедических занятиях при коррекции речедвигательных нарушений»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : коррекционно-развивающий
Тип проекта :
1. По характеру содержания: практико-ориентированный
2. По срокам реализации: краткосрочный
3. По количеству участников: индивидуальный (с каждым ребенком)
Участники:
• Воспитанники старших групп «Колобок» и «Радуга» МБДОУ детский сад №9 «Ромашка», посещающие логопедические занятия
Публикация «Проект „Использование кинезиологических упражнений на логопедических занятиях при коррекции речедвигательных нарушений“» размещена в разделах
- Кинезиология. Кинезиологические упражнения и игры для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Логопедические занятия
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
• Родители (законные представители) воспитанников с речевыми нарушениями
• Учитель-логопед
I. Целеполагание
Актуальность
«Движение может заменить лекарство – но ни одно лекарство не заменит движения»
Ж. Тассо.
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение.
Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий мозга, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы в различных областях психики.
По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело). Мозолистое тело необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.
Нарушение работы мозолистого тела искажает познавательную деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушария начинают работать без связи. Нарушаются пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и аудиального восприятия с работой пишущей руки. В дошкольном детстве это проявляется в речедвигательных нарушениях. А в школе ребенок в таком состоянии не может читать и писать, воспринимая информацию на слух или глазами.
Совершенствование интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Развивающая работа должна быть направлена от движений к мышлению, а не наоборот. Для успешного обучения и развития ребенка в школе одним из основных условий является полноценное развитие в дошкольном детстве мозолистого тела. Мозолистое тело (межполушарное взаимодействие) можно развить через кинезиологические упражнения.
Цель: осуществлять коррекционно-развивающую работу путём развития речедвигательной координации через использование кинезиологических упражнений.
Задачи:
• изучить и внедрить в коррекционную работу кинезеологические упражнения для преодоления речедвигательных трудностей воспитанников, посещающих логопедические занятия
• разработать картотеку упражнений по развитию речедвигательной координации детей, повышающих проявление двигательной активности артикуляционных органов, мелкой и общей моторики
• апробировать данную модель на практике
Продукт:
• создание системы работы, позволяющей внедрить кинезеологические упражнения в коррекционо-развивающую деятельность учителя-логопеда;
• разработка методических рекомендаций для родителей по использованию кинезеологических упражнений в домашних условиях
Ожидаемый результат: воспитанники успешно освоят кинезиологические упражнения, которые позволяют эффективно корректировать отклонения в развитии речедвигательных навыков и овладевать умениями, которые ранее были недоступны детям.
Кинезиологические упражнения – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. Причем, чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения.
На развитие головного мозга еще влияют растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию и массаж.
Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).
Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.
При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.
Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.
Все упражнения целесообразно проводить с использованием музыкального сопровождения. Спокойная, мелодичная музыка создает определенный настрой у детей. Она успокаивает, направляет на ритмичность выполнения упражнений в соответствии с изменениями в мелодии.
II. Разработка проекта
Реализация проекта «Использование кинезиологических упражнений на логопедических занятиях при коррекции речедвигательных нарушений» рассчитана на 7 недель (апрель-май) с выделением следующих этапов:
Подготовительный
Организационно-практический
Заключительный
Механизм реализации:
На основе проблемных вопросов и с опорой на основной вид деятельности в дошкольном возрасте – игру используются следующий методический комплекс:
• Развивающая кинезиологическая программа А. Л. Сиротюк.
• Программа «Дельфины» Т. Н. Ланиной
Благодаря двигательным упражнениям для пальцев происходит компенсация левого полушария и активизация межполушарного воздействия, что способствует к детской стрессоустойчивости. Занятия направлены на преодоление патологических синкенизий, устраняют дезаптацию, гармонизируют работу головного мозга. Продолжительность занятий может составлять от 5-10 до 20-35 минут в день: постепенно от занятия к занятию увеличивается время и сложность предлагаемых упражнений (с учетом возраста детей). Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать определенные условия:
Условия реализации проекта следующие :
1. Занятия проводятся два-три раза в неделю.
2. Занятия проводятся в доброжелательной обстановке.
3. От детей требуется точное выполнение движений и приемов.
4. Упражнения проводятся стоя или сидя.
5. Упражнения выполняются в медленном темпе от 3 до 5 раз, сначала одной рукой, затем другой рукой, а в завершение - двумя. Все указания даются чётко, спокойно.
Этапы реализации проекта.
I этап – организационно-подготовительный
Задачи Форма реализации
1 Подбор программно-методического обеспечения. За основу была принята развивающая кинезиологическая программа А. Л. Сиротюк и Программа «Дельфины» Т. Н. Ланиной
2 Пополнение и модернизация развивающей среды. Методическая подборка кинезиологических упражнений и развивающих игр.
3 Выбор метода диагностики и подбор диагностического материала. Методика определения уровня развития межполушарного взаимодействия: проба Н. И. Озерецкого на динамический праксис «кулак-ребро-ладонь», степень сохранности примоторной зоны, проба на пальцевый гнозис и праксис, исследование орального праксиса, речевой вариант пробы Хеда.
4 Работа с родителями Ознакомить родителей с проектом, рассказать о значимости кинезиологических упражнений. Предложить родителям самим освоить данные упражнения.
II этап – Рефлексивно-диагностический.
1 Определение уровня развития межполушарного взаимодействия у детей. В индивидуальном порядке с последующим анализом полученных результатов, для планирования педагогического процесса и прогнозирования желаемого результата
III этап – Практическая реализация проекта.
1 Работы с воспитанниками:
• Растяжки
• Дыхательные упражнения
• Глазодвигательные упражнения
• Телесные упражнения
• Упражнения для развития мелкой моторики
• Релаксационные упражнения Использование кинезиологических комплексов на коррекционных логопедических занятиях
Работа с родителями (законными представителями)
• Индивидуальные консультации
III. Перспективный план работы по проекту.
Перспективный план работы по проекту представлен в Приложении 1.
IV. Презентация проекта.
Проведение индивидуальных открытых логопедических занятий в присутствии родителей (законных представителей) для демонстрации приобретенных навыков и умений по коррекции речедвигательных нарушений.