Павленко Айгуль Минниаксановна
Проект «Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе»
Вид проекта: исследовательско-поисковый, групповой, долгосрочный.
Проблема: как применять компьютер в воспитательно-образовательном процессе?
Продолжительность проекта: 1 год.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Цель проекта:
1. Повысить эффективность воспитательно-образовательного процесса у детей дошкольного возраста на основе применения ИКТ.
Задачи проектной деятельности:
Публикация «Проект „Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе“» размещена в разделах
1. Активизировать познавательную деятельность детей, повышать мотивацию к занятиям.
2. Осуществлять индивидуализацию воспитательно-образовательного процесса, учитывая образовательные потребности каждого ребенка.
3. Разработка презентаций для работы с детьми на занятиях.
4. Создать банк конспектов, презентаций и мультимидийных материалов для работы с детьми и педагогами.
5. Создать картотеки музыкальных сказок, физ. минуток, гимнастики, гимнастики для глаз, пальчиковой гимнастики.
6. Внедрить информационно-коммуникационные технологии в работу.
Использование информационно-коммуникационных технологий в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. Постепенно, компьютерные технологии входят и в систему дошкольного образования как один из эффективных способов передачи знаний. Этот современный способ развивает интерес к обучению, воспитывает самостоятельность, развивает интеллектуальную деятельность, позволяет развиваться в духе современности, дает возможность качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.
Актуальность проекта:
Известно, что использование разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей познавательную активность, повышает эффективность работы в целом. Инновационные технологии позволяют поддержать мотивацию ребенка, заинтересовать его в получении и закреплении новых знаний. Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе. Применение информационно-коммуникационных технологий в сочетании с традиционными методами позволяет оптимизировать воспитательно-образовательный процесс, сделать его более результативным.
Одним из актуальных направлений внедрения информационных технологий в работу воспитателя является использование мультимедийных презентаций. Это некая наглядность, дающая возможность педагогу выстроить объяснение на занятиях логично, научно, с использованием видеофрагментов, иллюстраций, аудиозаписей и т. д. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Это позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально-аудиальные условно-рефлекторные связи центральной нервной системы.
На сегодняшний день не все педагоги знают о возможностях ИКТ и применении их в работе. Поэтому возникла необходимость изучения возможностей ИКТ в воспитательно-образовательном процессе.
Педагог должен уметь:
1. Создавать графические и текстовые документы (т. е. самостоятельно оформлять групповую документацию, диагностику и т. д)
Это значит – уметь пользоваться программой Майкрософт Офис, Microsoft Office Word, Microsoft Office PowerPoint,Microsoft Office Excel
2. Активно использовать информационные технологии в образовательном процессе
3. Познакомиться с информационными сайтами для педагогов и владеть навыками поиска информации в Интернете
4. Владеть различными программами для создания мультимедийных презентаций
Таким образом, использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.
Сегодня ИКТ позволяет:
1). Показать информацию на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника — игре.
2). В доступной форме, ярко, образно, преподнести дошкольникам материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста.
3). Привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией, но не перегружать материал ими.
4). Способствовать развитию у дошкольников исследовательских способностей, познавательной активности, навыков и талантов.
5). Поощрять детей при решении проблемных задач и преодолении трудностей.
Основные методические принципы реализации проекта:
Принцип активности ребенка в процессе обучения. Используя ИКТ, стимулируется познавательная активность детей, тем самым, повышается интерес к занятиям за счет новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимационных эффектов.
Принципом научности. Дети усваивают реальные знания, правильно отражающие действительность. ИКТ дают возможность представлять в мультимедийной форме реалистичные, не искаженные информационные материалы (репродукции картин, фотографии, видеофрагменты, звукозаписи).
Принцип наглядности. Используются мультимедийные презентации, компьютерные развивающие программы, слайд-шоу, видеофрагменты.
Принцип системности и последовательности обучения. Усвоение учебного материала идет в определенном порядке, системе. Мультимедийные презентации создаются и подбираются в соответствии с тематическим планом.
Принцип доступности обучения. Наглядный материал, формы и методы организации образовательной деятельности соответствуют уровню подготовки детей, их возрастным особенностям.
Принцип индивидуального обучения. ИКТ используются на занятиях и позволяют построить работу с учётом индивидуальных образовательных потребностей и возможностей ребенка.
Принцип объективной оценки результатов деятельности ребёнка. В компьютерных программах результаты деятельности ребёнка представляются визуально на экране, что исключает субъективную оценку.
Принцип воспитывающего обучения. У детей воспитываются волевые и нравственные качества.
Обеспечение проектной деятельности:
Планирование, методическая литература, компьютер, компьютерные программы.
Предполагаемый результат:
• повышение мотивации дошкольников к занятиям;
• повышение уровня познавательного развития;
• повышение ИКТ-компетентности педагогов ДОУ;
• внедрение ИКТ в образовательное пространство.
Продукт проектной деятельности:
1. Создание медиатеки компьютерных презентаций, развивающих программ.
2. Создание авторских компьютерных презентаций.
Этапы реализации проекта
1 этап:
- Определение целей и задач.
- Составление плана деятельности.
- Изучение методической литературы по вопросу использования ИКТ в работе с дошкольниками.
2 этап:
Практическая деятельность по решению проблемы
Октябрь - апрель
- Создание условий для использования компьютера на занятиях.
- Создание банка презентаций.
- Создание картотек: музыкальных сказок, песен, физ. минуток, гимнастики.
- Создание наглядно-демонстационного, раздаточного материала.
- Проведение занятий с использованием компьютерных презентаций, видеоклипов, слайд-шоу, аудиозаписей, компьютерных развивающих программ.
- Изучение программы Power Point для повышения эффективности образовательных занятий с детьми.
- Изготовление компьютерных презентаций по познавательному развитию.
- Изготовление компьютерных презентаций для выступлений перед педагогами на семинаре, педсовете.
- Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы.
- Использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные, редактировать и демонстрировать их;
- Использование видеокамеры и соответствующих программ (принципиально новый способ для просмотра, хранения и предоставления для общего доступа всего видеоматериала, можно быстро создать незамысловатые фильмы, добавив к видео титры, переходы между сценами, фоновую музыкуили наложение голоса);
3 этап:
Анализ проектной деятельности и оценка результатов.
Май
Анализируется деятельность детей и соотносятся полученные результаты с поставленными задачами проекта.
4 этап:
Презентация проекта.
Проведение мастер-класса для педагогов детского сада «Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе»
РЕСУРСЫ ИНТЕРНЕТ ДЛЯ РАБОТНИКА ДОУ
1. http://vospitateljam.ru/ - сайт для воспитателей детских садов
2. http://vospitatel-ru.ru/ - сайт для воспитателей детских садов
3. http://planetadetstva.net/ - интернет журнал
4. http://dou-sad.ru/ - сайт для работников ДОУ
5. http://www.moi-detsad.ru/ - вс для детского сада
6. http://dohcolonoc.ru/ - сайт для воспитателей детского сада
7. http://ped-kopilka.ru/ - сайт для педагогов, учителей, воспитателей, студентов, родителей и всех тех, кто занимается воспитанием и обучением детей.
8. http://vospitatel.com.ua/ - сайт для работников дошкольного образования
9. http://detsadmickeymouse.ru/ - сайт "ДЕТСАД МИККИ МАУСА" для воспитателей, нянь, родителей
10. http://doshvozrast.ru/ - воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье
11. http://pedsovet.org/ - всероссийский интернет-педсовет. Консультации, новости образования, советы и т. д.
12. http://zakon.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=12309&ob_no=13037- гигиена детей и подростков. Детские дошкольные учреждения. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. Санитарно –эпидемиологические правила и нормативы.
13. http://medvejata.ru/index/ - безопасность движения.
14. http://www.leon4ik.com/load/oformlenie_detskogo_sada/edinoe_oformlenie_gruppy/5- оформление группы детского сада в едином стиле.
15. http://www.logoped.ru/mat.htm - книги, статьи, конспекты занятий, материал для автоматизиции звуков, фонетическая зарядка.
16. http://nsportal.ru/detskii-sad - занятия, разработки утренников, развлечений, родительских собраний и т. д., тематические подборки материалов: презентации, стихи и т. д.
17. http://www.maaam.ru/ - детские поделки, оформление, документация, сертификаты и свидетельства.
18. http://www.uchportal.ru/ - презентации для детского сада
Используемая литература.
1). Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008
2). Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание, 1991г., № 5
3). Калинина Т. В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008
4). Моторин В. "Воспитательные возможности компьютерных игр". Дошкольное воспитание, 2000г., № 11
5). Новоселова С. Л. Компьютерный мир дошкольника. М. : Новая школа, 1997