Нугуманова Елена Тавкильевна
Проект «Грамотей. Подготовка дошкольников к обучению грамоте» для детей 6–7 лет
▼ Скачать
Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения им грамоты и чтения. Основной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников умения ориентироваться в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова, т. е. определению порядка следования звуков в слове, установлению различной роли звука, основных качественных его характеристик.
Публикация «Проект „Грамотей, Подготовка дошкольников к обучению грамоте“ для детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
К числу предпосылок, важных для овладения грамотой, относится осознание ребенком речевой действительности и ее элементов: звуков, слогов, слов. Это обеспечивает высокую эффективность речевого развития, успешность последующего изучения родного языка и происходит практическое овладение ребенком различными системами языка уже в дошкольном возрасте.
С целью эффективности коррекционной работы был разработан проект «Грамотей». Проект направлен на развитие фонематический стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.
• Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогобридзе, О. В. Солнцева и др. – Спб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2014. – 352 с.
• «Программы логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития детей» Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной;
Цель проекта : развитие у детей познавательного интереса к обучению грамоте.
Формы реализации проекта :
Проект реализуется через систему занятий по подготовке дошкольников к обучению грамоте и включен как часть непрерывно непосредственной образовательной деятельности.
Задачи проекта :
1. Закрепление у дошкольников понятий «звук» и «буква»; «слово», «предложение»; «слог», «ударение»
2. Формирование системы четко различаемых, противопоставленных звуков;
3. Формирование фонематического восприятия, навыков анализа и синтеза звукового состава слова;
4. Развитие воображения, мышления.
Принципы проекта :
Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития.
Принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи.
Принцип развития языкового чутья.
Принцип формирования элементарного сознания явлений языка.
Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи.
Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.
Принцип обогащения активной языковой практик.
Инновационность проекта : (в данном разделе указываем методики, технологии, ИКТ, ЭОР)
1. Использование комплексного подхода при разработке долгосрочного проекта направленного на эффективный процесс интеграции образовательных областей.
2. Профессиональная мобильность педагога, использование информационно – коммуникативные и интерактивные формы и методики в организации образовательно – воспитательного процесса.
3. Создание условий для оптимального сочетания индивидуальной и совместной деятельности детей.
4. Сопричастность и взаимопонимание всех участников образовательного процесса в вопросах развития и воспитания ребёнка, его становления как личности.
Способы и направления поддержки детской инициативы: (Отражение учета ФГОС)
Уважать индивидуальные вкусы и привычки детей
Отмечать и публично поддерживать любые успехи детей
Уважать и ценить каждого ребенка независимо от его достижений, достоинства, недостатков
Создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или познавательной деятельности детей
Использование здоровьесберегающих технологий в процессе реализации проекта :
Артикуляционная гимнастика
Пальчиковая гимнастика
Гимнастика для глаз
Элементы самомассажа
В предложенном проекте предусмотрены специальные задания, упражнения и игры для развития фонематического слуха, формирования фонематического восприятия и элементарных навыков звукового анализа.
Содержание практических заданий предполагает развитие у детей следующих умений :
* Воспринимать изучаемую фонему;
* Удерживать ритмический рисунок слова;
* Моделировать слова и предложения с помощью условных обозначений.
* Различать понятия «звук» и «буква»; «слово», «предложение»; «слог», «ударение», умение проводить звука-буквенный анализ слов.
Работа по развитию звукового анализа слов проходит в такой последовательности – от лёгких заданий к более трудным.
В результате работы по реализации проекта «Грамотей» у дошкольников быстрее и легче формируются понятия «звук», «слог», «слово», «предложение»; формируются навыки звукового анализа. Данный проект помогает детям обрести навыки исследовательской деятельности, вовлекает в творческий процесс.
Проект помогает педагогам реализовать многие задачи по обучению грамоте дошкольников.