Минкина Виолета
Проект «Где прячется энергия», посвященный Дню Энергетика
▼ Скачать + Заказать документы
Проект : "Где прячется энергия"
старший воспитатель высшей квалификационной категории Минкина В. И.
воспитатель высшей квалификационной категории Лобанова Т. Н.
воспитатель второй квалификационной категории Каримова Т. Н.
Тип проекта : познавательно-исследовательский, информационный
По длительности: 3 недели (с 01 по 22 декабря)
Участники проекта : педагоги, родители воспитанников, дети - средней, старшей, подготовительной групп
Публикация «Проект „Где прячется энергия“, посвященный Дню Энергетика» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2016
Проблема.
Поселок городского типа Солнечнодольск - это город энергетиков. Мы часто слышим от наших родителей такие слова, как энергия, электричество, какой энергичный ребенок. Вообще, что же такое энергия? Откуда она взялась? Где живёт? Вот это нам и предстоит выяснить в процессе работы над проектом.
Актуальность.
Проект поможет в интересной и увлекательной форме сформировать у дошкольников простейшие представления о происхождении электричества, познакомит с историей электрической лампы. Кто действительно хочет понять все величие нашего времени, тот должен познакомиться с историей науки об электричестве.
Энергетика – важнейшая отрасль нашей страны, без которой невозможна жизнедеятельность человеческого сообщества и развитие многих отраслей. Учитывая региональный компонент, мы знакомим детей с градообразующим предприятием ОГК-2 Ставропольская ГРЭС, рассказываем о труде энергетиков. Многие дети знают, что их родители работают на энергетической станции, они знают, что станция производит электричество, но удивлены, что работники станции называются не электриками, а энергетиками.
Цель проекта : Расширить знания детей об энергии.
Задачи проекта :
Для детей ДОУ
- Расширять представление детей о том, где «живет» электричество и как оно помогает человеку, как оно попадает в каждый дом.
- Закреплять знания об электроприборах;
- Закреплять правила безопасного поведения в обращении с бытовыми электроприборами;
- Формировать умение понимать связь между прошлым и настоящим, анализировать, сравнивать, познавать;
- Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности, способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.
- Формировать у детей умение пользоваться приборами-помощниками при проведении экспериментов.
- Развивать мыслительную активность, наблюдательность, самостоятельность, интерес к познанию окружающего мира, самоконтроль и саморегуляцию своих действий.
- Воспитывать желание экономить электроэнергию,
- Активизировать словарный запас детей посредством знакомства с новыми словами: лучина, фитиль, керосиновая лампа, гидроэлектростанция
Для педагогов:
-овладеть методом проектов как технологией и как деятельностью по самоорганизации профессионального пространства;
-выстроить стратегию руководства проектом во взаимодействии с родителями, детьми;
-сформировать предметно-развивающую среду для проекта, оформить зоны познания играми на тему проекта;
-помогать детям добывать знания;
Для родителей:
-повысить компетентность родителей в вопросах безопасности детей в окружающей жизни;
- способствовать становлению и сплочению не только детского коллектива, но и семьи, на основе формирования семейных традиций;
- привлечь семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества.
Принципы решения задач проекта :
-Принцип целостности педагогического процесса, обеспечивающий единство воспитания, обучения и развития.
-Принцип сотрудничества и позитивного взаимодействия между воспитателями, муз. работником, родителями и детьми.
-Принцип расширения связей ребенка с окружающим миром, предполагающий общение детей с социумом и природой.
-Принцип гуманизации, создания благоприятных условий для раскрытия личности каждого ребенка.
Методы организации образовательного процесса проекта :
-Методы устного изложения знаний педагогом и активизация познавательной деятельности детей – рассказ, объяснение, беседа, показ наглядно-демонстрационного материала.
-Методы закрепления изучаемого материала – беседа, рассматривание иллюстраций, выполнение практических работ по изодеятельности (рисунки, аппликации, коллажи).
-Поисково-исследовательские методы – проведение опытов, наблюдений, поиск решения поставленных задач совместно с родителями.
-Методы оценки и проверки знаний и умений – наблюдение за работой, играми детей, вопросы к детям.
-Методы самостоятельной работы по усвоению и закреплению материала – Игры, рассматривание альбомов, иллюстраций, коллекций.
Ожидаемые результаты:
В результате реализации проекта дети получат знания в доступной форме об электричестве; дети будут знать:
• что, электричество вырабатывается электростанцией;
• что, ток идет в каждый дом по проводам;
• где «живет» электричество;
• названия электрических бытовых приборов;
• правила безопасного обращения с электроприборами;
• историю появления электрической лампы;
• что электроэнергию надо беречь, экономить, выключать лишние приборы;
• причину появления статического электричества;
• как провести простейшие опыты с электричеством.
В результате реализации проекта дети будут уметь :
• выполнять действия по организации простейших опытов с электричеством;
• задавать вопросы, искать ответы;
• выдвигать гипотезы и проверять их;
• отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности;
• проводить посильные опыты и делать соответствующие выводы;
• оформлять результаты наблюдений в виде рисунков
Этапы проекта.
I этап - подготовительный
- Составление плана реализации проекта
- Изучение методической литературы
- Подбор литературы, которая носит в своей основе фольклорное направление: пословицы, поговорки, загадки, сказки, иллюстрации к книгам.
- Подбор художественные произведения для детей данного возраста по теме проекта
- Подбор художественной литературы (рассказы, стихи, загадки)
-Подбор дидактических, пальчиковых, подвижных игр, пособий.
- Подбор иллюстративного материала.
II этап - практический
Работа с детьми
* Беседы по познавательному развитию: «Что мы знаем об электричестве», "Наша ГРЭС", «Где живет электричество?», «История возникновения электричества», «Как электричество попадает к нам в дом», «Откуда к нам пришла электрическая лампочка», «Электричество в природе», «Электроприборы», «Правила безопасности»
* Экспериментальная деятельность: " Эксперименты по статическому электричеству", - опыты следующие:
Опыт 1. Воздушные шарики.
Опыт 2. Пластмассовые расчески, полоски бумаги, шерстяной шарфик, зеркала.
Опыт 3. На подставке оргстекло, под которым лежат шарики из пенопласта.
Опыт 4. Полиэтиленовый пакет, рис воздушный/крупа/, лист бумаги
Опыт 5. Воздушный шарик, чайная ложка соли, бумажное полотенце, шерстяной шарф.
Опыт 6. фонарик, батарейка.
* Организация сюжетно-ролевых игр: «Постройка электростанции», «Мы электрики»
* Дидактические игры: «Четвёртый лишний", «Что с начало, что потом», «Как предметы помогают человеку»; «Что есть сейчас и что было раньше», «Да – нет.», «Скажи дальше», «Поехали», "Хорошо - плохо"
* Продуктивная деятельность:
Рисование: "Ставропольская ГРЭС"
*Рассматривание иллюстраций по теме проекта
* Знакомство с художественной литературой: загадывание загадок, чтение стихов
*Просмотр фильма-презентации "Наша ГРЭС"
План работы с детьми по проекту, с учетом возраста
Возрастные группы
средняя старшая подготовительная
Беседы:
- Правила безопасности
-Где живет электричество
- Электроприборы
Опыты:
- с шариками
- с расческами
Игры:
- "Можно - нельзя"
- "Да - нет"
-"Что с начало, что потом"
-"Наши помощники"
С/рол. игра:
- "Наша ГРЭС"
Знакомство с художесвенной лит-рой:
-Загадывание загадок
- чтение стихов
Рассматривание иллюстраций по проекту
Беседы:
- "Наша ГРЭС"
- «Где живет электричество?»
- «Как электричество попадает к нам в дом»
Опыты:
- На подставке оргстекло, под которым лежат шарики из пенопласта.
- полиэтиленовый пакет, рис воздушный/крупа/, лист бумаги
Игры:
- «Четвёртый лишний"
-"Как предметы помогают людям"
- "Что есть сейчас и что было потом"
Знакомство с художественной лит-рой:
- Загадывание загадок
- чтение стихов
Рассматривание иллюстраций по проекту
С/рол. игра:
- «Постройка электростанции»
Продуктивная деятельность с детьми: аппликация «Наша ГРЭС» Беседы:
- «История возникновения электричества»
- «Откуда к нам пришла электрическая лампочка»
- «Электричество в природе»
Опыты:
- воздушный шарик, чайная ложка соли, бумажное полотенце, шерстяной шарф
- фонарик, батарейка
Игры:
- "Четвёртый лишний"
-"Скажи дальше"
- "Ток бежит по проводам"
-"Для чего это нужно"
С/рол. игры:
-"Мы электрики"
-"Наша ГРЭС"
Знакомство с худ. лит-рой:
- загадывание загадок
- чтение стихов
Рассматривание иллюстраций по проекту
Продуктивная деятельность с детьми: рисование «Ставропольская ГРЭС»
Просмотр фильма - презентации «Наша ГРЭС»
Работа с родителями по проекту
Сотрудничество с родителями организуется на основе следующих положений:
1. Единство требований к детям со стороны детского сада и семьи. Достигается в том случае, когда цели и задачи обучения, воспитании и развития детей, содержание, методы и приемы работы в дошкольном учреждении соотносятся с особенностями семейного воспитания.
2. Взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями, понимание нужд и интересов ребенка, семьи; укрепление авторитета родителей в детском саду и педагога в семье.
3. Использование разнообразных форм сотрудничества детского сада и семьи.
4. Системность в организации взаимодействия.
Мероприятия для родителей
- Консультации: «Безопасность в доме. Электрические приборы», " «Как помочь ребёнку пострадавшему от удара электрическим током», «Безопасность дошкольника», «Безопасность ребёнка дома»
- Памятка для родителей и детей
- папка ширма «День энергетика»
III этап - заключительный
* Данный проект запланирован с целью продолжения целенаправленной работы по сохранению здоровья детей.
*Закрепить и обобщить знания полученные детьми в ходе реализации проекта.
*Создание фильма – презентации для работников Ставропольской ГРЭС "С днем энергетиков"
* Создание фильма – презентации для детей "Наша ГРЭС"