Ирина Минчукова
Проект «Эллада — далекая и близкая», посвященный году Греции в России
▼ Скачать + Заказать документы
СОАВТОРЫ:
Рыбакова Л. В. – музыкальный руководитель ГБОУ Шуваловская гимназия № 1448
дошкольное отделение
Сусличенко Н. Е. – учитель – логопед ГБОУ Шуваловская гимназия № 1448
дошкольное отделение
Чугреева М. В. – педагог дополнительного образования ИЗО ГБОУ Шуваловская гимназия № 1448
дошкольное отделение
«Все хорошее остается в памяти человечества.
А история и есть ваша память, и через
прошлое она освещает ваше настоящее и
будущее». Жак Ле Гофф.
Публикация «Проект „Эллада — далекая и близкая“, посвященный году Греции в России» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родина, Россия. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2016
Укрепляя мир, дружбу, сотрудничество, культурные связи между странами во всем мире, Россия традиционно проводит у себя «Год одной из стран», знакомя своих граждан с обычаем, традициями этой страны. Дает большие возможности данной стране представить в России свои культурные, производственные и многие другие достижения.
2016 год объявлен президентом В. В. Путиным перекрестным «Годом Греции в России и России в Греции».
Это привело нас к мысли рассказать детям о Греции, (зная, что многие из них уже побывали с родителями в этой стране). Обилие материала о стране, позволило нам заинтересовать детей Проектом «ЭЛЛАДА – ДАЛЁКАЯ И БЛИЗКАЯ».
Проект был рассчитан на весь учебный год в работе педагогов с детьми старшего дошкольного возраста и семьями наших воспитанников.
Древние греки, античные греки,
Многим прославились греки навеки.
Даже порой удивленье берет:
Ну до чего знаменитый народ!
Храбро с врагами они воевали,
Мудрые мифы они создавали,
С детства знакомы любому из нас
И Прометей, и Геракл, и Атлас.
Древние греки моря бороздили,
Время для спорта они находили.
И Олимпийские игры они
Тоже придумали в давние дни!
Строили греки театры и храмы,
Ставили греки комедии, драмы.
А посмотрите теперь, каково
Было скульптурное их мастерство!
Ну а всего поразительней, братцы,
То, что мы с ними могли б изъясняться!
«Физика», «космос», «медуза», «стратег» –
Понял бы мигом слова эти грек!
Скажешь: «асфальт», «стадион» и «динамо» –
Скажешь ты это по-гречески прямо!
«Библиотека», «театр», «берилл» –
Так, между прочим, и грек говорил!
Олег Тарутин «Древние греки».
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА :
* Расширить кругозор детей, формируя целостную картину мира. *Развивать детскую любознательность, активность, эмоциональную отзывчивость, формируя первичные представления об обществе, государстве, мире, природе.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА :
*Познакомить детей с греческой национальной историей и культурой.
*Систематизировать знания детей о Древней Элладе и современной Греции.
* Формировать умение логически мыслить, выделять главное, сравнивать и обобщать, делать выводы, высказывать и отстаивать свою точку зрения.
*На примере истории Древней Греции, ее культуры
продолжать воспитывать в детях чувство прекрасного, бережного отношения к предметам культуры.
*Самостоятельно творить, пробуя свои возможности в живописи, ваянии, пении, игре на музыкальных инструментах, танце, театральной деятельности.
*Воспитание чувства патриотизма, интернационализма.
*Воспитать чувство товарищества, долга, уважения к своим друзьям;
* Развивать навык самостоятельной и групповой работы;
* Умения применять полученные знания в повседневной жизни;
* Предоставить возможность детям получать информацию из разных источников (книги, музеи, экскурсии, лектории, театр, кино);
* Составлять связный рассказ, свободно пользоваться родным языком, стараться запомнить термины и мифологические имена, сюжеты мифов, легенд, «крылатые выражения».
Предварительная работа над проектом заключалась в следующем:
Беседуя с воспитателями, дети с удовольствием рассказывали о своих летних каникулах на море. Воспитатели проиллюстрировали рассказы детей фото альбомом Греции, после чего дети выразили желание узнать больше об этой стране. Так мы, поддержав инициативу наших воспитанников, приступили к ознакомлению детей с самой древней страной с очень интересной культурой. Мы, в первую очередь, старались сами для себя обобщить, систематизировать и, что особо важно, адаптировать весь накопленный нами материал для детей дошкольного возраста, сделать его интересным, понятным, запоминающимся.
Элладой, так называли и сейчас называют свою страну сами греки (себя они называют эллинами). Тысячи лет назад появилась Эллада и тысячи лет слагались мифы о ее богах и героях, которые умели все и всему научили людей. История Греческих островов, а их 1400 (из них 227 заселены) и их жителей, оставила свой след в истории всего человечества, но сохранила для нас еще много нового и интересного.
Начиная наше путешествие в прошлое, каждый из педагогов взял для себя тему «самообразования». («Нет ничего важного, как образование самого себя и своих ближних» Сократ). Материал, подобранный из разных источников (книг, проспектов, интернета, посещение музеев Третьяковской галереи, музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, органично вошел в содержание каждого Блока Проекта, что, безусловно, расширило уровень знаний самого педагога и помогло в работе с детьми.
Следующим этапом (педагогическая направленность материала, постановка целей, задач, определение мероприятий) было желание предложить этот материал в форме Проекта детям и родителям.
В Проекте 7 Блоков (Содержание каждого блока в Приложение 1, рассчитанных на весь учебный год в работе педагогов с детьми старшего дошкольного возраста и их семьей.
ПЕРВЫЙ БЛОК – «КОГДА И ГДЕ»
- ознакомительный, позволивший привлечь внимание детей к теме проекта («Познание начинается с удивления» Аристотель, заинтересовать ребенка, опираясь на незначительный его опыт: желание услышать что-то необычное, рассмотреть что-то яркое или вспомнить то, что с ним, может быть, было при путешествии в Грецию (теплое море, яркое солнце, рыбки, ракушки, корабли, пальмы). В этом блоке дети знакомятся с географией (само слово греческое – «земля – пишу», картой страны, ее флагом, гербом, столицей Афины, названной в честь мудрой богини Афины, особо почитаемой в Греции.
Мы заметили, что каждый шаг знакомства со страной, подкрепляется легендой или мифологической историей. (Миф - реальное историческое событие, рассказанное с художественной фантазией. Ученые исследуют легенды и мифы чтобы выявить те события, которые могли быть на самом деле).
«Волшебство и таинство» легенд и мифов Древней Греции позволяет сохранить интерес к предложенному материалу и лучшему его усвоению дошкольниками. Так, 9 полосок на государственном флаге страны символизируют 9 муз искусства и науки.
ВТОРОЙ БЛОК – «ЭЛЛАДА - СТРАНА БОГОВ»,
ТРЕТИЙ БЛОК - «МУЗЫ НАУКИ И ИСКУССТВА» и
ШЕСТОЙ БЛОК - «ЗНАКОМЫЕ ИМЕНА И ИСТОРИИ»
- наполнены содержанием переплетающихся легенд, где дети, познакомившись с материалом, могут сами делать логические выводы и умозаключения. Дети знакомятся с именами древних ученых, драматургов, мыслителей. А также узнают, как жили люди в древности (занятия, ремесло, обычаи, жилище, одежда, спорт и др.)
В самостоятельных работах в изо - студии дошкольники передают то, что узнали о ремеслах греков, главным из которых было гончарное, керамическое, - придумывают свои орнаменты, подражая геометрическим греческим узорам (меандр, работают с глиной и пластилином. Вернисаж картин древних растений, (выполненный с использованием разных изобразительных техник, помог детям увидеть красоту окружающего мира растений через призму древних легенд.
Особое место в воспитании человека отводили древние греки музыке. Обучение музыке, пению, игре на музыкальных инструментах, было так же необходимо, как и обучение наукам. Эмоционально воспринимая народную греческую музыку, дети так же знакомятся с классической музыкой композиторов Бетховена, Листа, Скрябина, произведения которых посвящены греческому титану Прометею. Танец «Сиртаки» вызвал у детей желание научиться танцевать «по - гречески», координировать свои движения, передавая меняющийся темпо – ритм исполнения, владеть своим телом.
В VI в до н. э. появился первый театр, который называли «школой для взрослых». Большой интерес вызвал у детей рассказ о первом в мире театре - древнем греческом театре, его устройстве, актерах, зрителях. Дети знакомятся с театром трагедий и комедий, театром масок. Дети сами рисовали маски к театральным сценкам, что способствовало развитию фантазии детей и побуждало их к театральной импровизации. Формируется умение словом выразить свое отношение к увиденному, услышанному, свободно владеть речью в монологе и диалоге. Развиваются чувства, эмоции, умение «перевоплощаться», что дает возможность ребенку почувствовать себя уверенным в самостоятельном творчестве.
ЧЕТВЕРТЫЙ БЛОК - «ЧУДЕСА СВЕТА»
- как и все блоки проекта, несет познавательную, интеллектуальную нагрузку. Педагог должен донести до ребенка понятие «Чудо Света», как Чудо, которое сотворил сам человек, своими руками и знаниями. В далекой древности, когда не было такой совершенной техники, как сегодня, люди сделали невозможное, оставив нам массу еще неразгаданных загадок. ( Даже сегодня ученые не могут многое объяснить: как удалось поднимать камни и колонны на высокие горы, и многое другое.)
Семьи наших воспитанников, под руководством педагогов, помогали разнообразить знакомство детей с произведениями античного искусства. Были предложены экскурсии родителям с детьми в Третьяковскую Галерею, в Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, пешие прогулки по Москве: площадь Европы, сквер Большого театра, Триумфальная Арка.
В детском саду были созданы: мини «Музей Древней Греции» и «Виртуальный Музей Древней Греции», Театр «Мультик», для показа мультфильмов данной тематики.
ПЯТЫЙ БЛОК – ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ
–наряду с историей возникновения игр, их символики и содержания, этот блок является наиболее «знакомым» детям, в виду прошедших в Сочи в 2014 году Зимних Олимпийских игр. Здесь появляется возможность «разговорить» ребенка, опираясь на его память о прошедшем событии в России, о зиме и зимних видах спорта, уточнить летние виды спорта. Выявить участие и любовь детей к спорту и спортивным занятиям. Прошедшая в детском саду «Первая Олимпиада Древней Греции» способствовала укреплению здоровья, формировала чувство ответственности за свою команду, желание и стремление к победе, умение честно побеждать и достойно проигрывать более сильному сопернику.
СЕДЬМОЙ БЛОК – ОТДЫХ В ГРЕЦИИ. ТУРИЗМ
-многие семьи вместе с детьми направляются летом и зимой на отдых в Грецию. Опираясь на воспоминания детей, обращаем внимание не только на красоту природы полуострова и островов. В этом блоке есть актуальная возможность подробно поговорить с детьми о всех формах и правилах поведения и безопасности, об охране собственной жизни и жизни других людей (на солнце, в море, на берегу, в гостинице и т. п). В форме игры, загадок, просмотра видео роликов закрепить у детей правила поведения в любых предложенных ситуациях.
ИТОГ ПРОЕКТА «ЭЛЛАДА ДАЛЕКАЯ И БЛИЗКАЯ»
-это два больших мероприятия:
1. Защита индивидуальных семейных проектов и макетов. Вместе с ребенком семья раскрывает свою тему, которую озвучивает ребенок в виде интересного небольшого рассказа и показа макета. Макет – это работа, исполненная в любой технике (объемная, рисунки, аппликации, альбомы, фото, компьютерная презентация и многое другое) с помощью родителей при посильном участии ребенка и всех членов семьи.
2. Праздник «Путешествие с «Арго» (музыкально- театральный спектакль) на основе «Мифов и легенд Древней Греции». Драматизация легенд, театральное и танцевальное творчество детей, педагогов и родителей.
Изготовление декораций, атрибутов, масок, костюмов.
Можно с уверенностью сказать, что благодаря Проекту «ЭЛЛАДА ДАЛЕКАЯ И БЛИЗКАЯ» педагоги дошкольного образовательного учреждения ГБОУ Шуваловская гимназия № 1448 пополнили знания детей об истории Греции, ее национальной культуре, привили уважение к культурным ценностям мирового значения. Сам проект был интересен, познавателен, содержателен, сплотил коллектив дошкольного образовательного учреждения, его воспитанников, их семьи.