анастасия осинцева
Формирование основ безопасного поведения в быту у детей 2–3 лет в процессе реализации проекта «Азбука безопасности» во
▼ Скачать + Заказать документы
Азбука безопасности
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Каменск-Уральский педагогический колледж»
Проект «Азбука безопасности» по формированию основ безопасного поведения в природе у детей 2-3 лет при взаимодействии с родителями
Воспитатель
Осинцева
Анастасия Валерьевна
Публикация «Формирование основ безопасного поведения в быту у детей 2–3 лет в процессе реализации проекта „Азбука безопасности“ во» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Безопасность, ОБЖ. Проекты
- Младшая группа
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2019
с. Каменноозерское, Богдановичский район
2019
Введение
Актуальность проекта. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего мира, поощряемая взрослыми, порой становится весьма небезопасной для него.
Работа по формированию безопасного поведения детей должна носить системный характер. Это непрерывный процесс, начинающийся с раннего возраста, продолжающийся в системе дошкольного и школьного образования. Актуальность проблемы связана еще и с тем, что у детей отсутствует свойственная взрослым защитная психологическая реакция на опасность.
Организацию деятельности по формированию навыков безопасного поведения у детей нужно начинать с выявления уровня их знаний и интересов, степени сформированности практических умений и навыков. Результаты обследования позволяют определить цели, задачи и пути работы по данному направлению.
Цель работы по формированию навыков безопасного поведения у детей 2–3 лет – дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них, сформировать у детей навыки осознанного безопасного поведения.
Принципы организации работы по формированию безопасного поведения – системность, интеграция, преемственность между дошкольной организацией и семьей, доступность содержания, возрастная адресованность.
В деле решения вопроса по формированию основ безопасного поведения не последнюю роль играют родители, которые должны быть примером и эталоном для малыша. Для того чтобы педагогу достичь положительных результатов в образовательном процессе с детьми в данном направлении необходимо привлечь внимание родителей к проблеме. Родители должны быть хорошо осведомлены о содержании работы с детьми в дошкольной образовательной организации. Выработанные в детском саду умения и сформированные понятия закрепляются в семье. Родители должны служить образцом для подражания, подавать личный пример безопасного поведения в различных ситуациях, бережного отношения к своему здоровью. Необходимо соблюдать принцип единства требований. И тут педагогу очень важно помнить, прежде чем начинать работу с детьми по обучению их безопасному поведению, необходимо определить готовность родителей к сотрудничеству, а также уровень осведомленности семьи в этом вопросе.
Для этого необходимо педагогу провести анкетирование и на основании полученных результатов строить работу с родителями. Важно добиться от родителей понимания того, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Их особая родительская ответственность заключается в том, чтобы дома было как можно меньше опасных ситуаций. Этот вопрос можно решить на родительском собрании, посвященном проблеме безопасности, совместными усилиями разработать план работы, затем стимулировать активное участие этих родителей в работе по профилактике безопасности через беседы, консультации, участие в досуговых мероприятиях по теме, участие в выставках рисунка, фотовыставках. Своевременно информировать родителей о тех или иных мероприятиях в группе, ДОО, сельских мероприятиях.
Можно предложить следующие формы работы с родителями воспитанников:
1. Анкетирование, тестирование, опрос.
2. Родительские собрания, беседы с решением проблемных обучающих ситуаций по правилам безопасного поведения детей, с приглашением работников полиции, медицинских работников, сотрудников МЧС.
3. Совместные праздники, развлечения, проекты.
4. Педагогический совет с участием родителей на тему «Безопасное поведение и здоровье наших детей».
5. «Родительский всеобуч» (просвещение родителей по вопросам безопасного поведения в быту, на улице, в природе и экстремальных ситуациях).
6. Практические семинары.
7. Консультации.
8. Выступление родителей на мероприятиях с целью обмена положительным опытом использования возможностей семьи для обучения ребёнка безопасному поведению.
9. Включение родителей в исследовательские и практико-ориентированные проекты.
Тема проекта «Азбука безопасности» по формированию основ безопасного поведения в быту у детей 2–3 лет при взаимодействии с родителями выбрана не случайно, так как проблема безопасности детей, повышение роли родителей в данном вопросе, была и остается на современном этапе актуальной.
Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к основам безопасного поведения как самих себя, так и своих детей.
Поэтому формирование осознанного выполнения правил безопасного поведения в быту приобретают особую значимость.
В основной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» содержание психолого-педагогической работы во второй младшей группе (от 2 до 3 лет) в процессе формирования основ безопасного поведения в быту заключается в следующем:
– знакомить с предметным миром и правилами безопасного обращения с предметами;
– знакомить с понятиями «можно - нельзя», «опасно» [3, с. 82].
Предметы домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей, делятся на три группы:
– предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые или электрические плиты, электрические розетки, включенные электроприборы и т. п.);
– предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей, нужно научить правильно, обращаться (иголка, ножницы, нож);
– предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, кислоты, режуще-колющие инструменты и пр.).
Ребенок должен усвоить, что предметами первой группы могут пользоваться только взрослые. Здесь, как нигде, уместны прямые запреты. Ребенок, ни при каких обстоятельствах не должен самостоятельно зажигать спички, включать плиту, прикасаться к включенным электрическим приборам.
Чтобы научить детей пользоваться предметами второй группы, необходимо организовать специальные обучающие занятия по выработке соответствующих навыков (в зависимости от возраста детей).
Проблемы безопасности детей в связи с предметами третьей группы и правила их хранения являются содержанием работы педагогов с родителями.
Цель: создание условий для интенсификации работы с семьей на основе двухстороннего взаимодействия, направленные на формирование основ безопасного поведения в быту у детей 2–3 лет при взаимодействии с родителями.
Задачи:
1. Формировать у детей первичные представления о безопасном поведении в быту (знакомить с предметным миром и правилами безопасного обращения с предметами).
2. Воспитывать у детей 2–3 лет осознанное отношение к выполнению правил безопасности в быту.
3. Повышать педагогическую компетентность родителей в воспитании здорового ребенка через вовлечение их в совместную деятельность.
Тип проекта : практико-ориентированный, краткосрочный, открытый, коллективный.
Сроки реализации проекта : 13.05.2019 – 17.05.2019 гг.
Участники и организаторы проекта : воспитатель – организатор, дети группы, родители – участники проекта.
Ожидаемые результаты реализации проекта :
Дети:
– дети знакомы с предметным миром и правилами безопасного обращения с предметами;
– дети знакомы с понятиями «можно – нельзя», «опасно».
– дети проявляют интерес к совместной деятельности с родителями.
Родители:
– родители готовы и способны активно взаимодействовать с педагогами ДОО по вопросам формирования основ безопасного поведения в быту детей 2–3 лет;
– принимают активное участие в жизни группы;
– проявляют личную заинтересованность в согласовании требований к воспитательному процессу; высказывают рекомендации, идеи по обеспечению эффективности воспитательного процесса в вопросах безопасного поведения детей в быту;
– проявляют живой интерес к результатам достижений ребенка в освоении основ безопасного поведения в быту;
– осознают особенности организации образовательного процесса и их влияние на развитие компетенций ребенка, его личностных качеств.
Планирование работы с родителями по реализации проекта
«Азбука безопасности»
13.05. - 17.05. 2019 г.
Сроки Содержание деятельности
13.05. – беседа с родителями «Метод проектов как средство развития детей дошкольного возраста»;
– знакомство с проектом;
– анкетирование родителей.
14.05. – раздача раскрасок «Моя безопасность в быту»;
– раздача памяток «Безопасность детей в быту».
15.05.
– консультация для родителей по подбору и просмотру мультфильмов детьми 2–3 лет;
– изготовление макета «Безопасность в быту»;
– консультация для родителей «Читаем вместе!»
16.05. – стендовая информация «Безопасность детей!»;
– сочинение сказок с детьми на тему «Безопасность в быту»;
– просмотр фильма «Культура безопасности».
17.05. – родительское собрание «Безопасность в вопросах и ответах»;
– беседа «Самооценка родителями своего вклада в проект».
Содержание деятельности по этапам реализации проекта
Этапы проекта
Задачи Содержание Планируемый результат
1. Ценностно-ориентированный этап - подобрать диагностический материал для выявления сформированности знаний o
безопасном поведении в быту у детей 2-3 лет;
- формировать у родителей познавательный интерес к совместной проектной деятельности;
- выявить у детей 2-3 лет представления об опасностях в быту;
- воспитывать у детей и родителей желание участвовать в совместной деятельности;
- ориентировать родителей на приобщение детей к безопасному поведению в быту;
- провести анкетирование родителей.
Работа с родителями:
- беседа с родителями «Метод проектов как средство развития детей дошкольного возраста»;
- знакомство с проектом «Азбука безопасности»;
- анкетирование родителей.
Работа с детьми:
- диагностика уровня сформированности навыков безопасного поведения в быту. - участники проекта проявляют желание осуществлять совместную проектную деятельность;
- воспитатель ориентировал родителей на приобщение детей к безопасному поведению в быту;
- у детей выявлен уровень сформированности навыков безопасного поведения в быту;
- проведено анкетирование родителей.
2. Конструктивный этап - постановка цели проекта, его мотивация, стимулирование поисковой деятельности детей;
- планирование объединения рабочих групп по реализации проекта «Азбука безопасности» по формированию основ безопасного поведения в природе и быту у детей 2-3 лет при взаимодействии с родителями;
- отобрать наглядные средства и методы их использования при формировании основ безопасного поведения в быту у детей 2-3 лет в разных видах деятельности;
-подобрать и адаптировать наиболее эффективные педагогические условия для формирования знаний о безопасном поведении в быту у детей 2-3 лет;
-создать условия для взаимодействия со всеми участниками проекта, реализации задач метода проекта;
- продолжать формировать у детей 2-3 лет основы безопасного поведения в быту;
- проинформировать родителей, а именно: раздать памятки «Безопасность детей в быту». Работа с родителями:
- раздача раскрасок «Моя безопасность в быту»;
- раздача памяток «Безопасность детей в быту»;
Работа с детьми:
- игра «Бытовые приборы».
- родители проявляют активность в обсуждении содержания проекта;
-дошкольники с интересом включаются в проектную деятельность;
-все участники проекта активно взаимодействуют в процессе реализации задач проекта;
-родители получили памятки с информацией «Безопасность детей в быту».
3. Практический этап - создать условия формирования навыков безопасного поведения в быту;
- знакомить с элементарными правилами безопасного поведения в быту;
- воспитывать интерес у детей к совместной деятельности с родителями;
- развивать устойчивый интерес к правилам безопасного поведения в быту;
- развивать у детей коммуникативные навыки в процессе обсуждения проблемных ситуаций и их решения;
- провести консультации для родителей по подбору и просмотру мультфильмов детьми 2-3 лет; «Читаем вместе!»;
- организовать для родителей просмотр фильма «Культура безопасности.
Работа с родителями:
- консультация для родителей по подбору и просмотру мультфильмов детьми 2-3 лет;
- консультация для родителей «Читаем вместе!»;
- просмотр фильма «Культура безопасности»;
- сочинение сказок с детьми на тему «Безопасность в быту»;
- изготовление макета «Безопасность в быту.
Работа с детьми:
- игра «Можно – нельзя»;
- НОД «Кошкин дом». - воспитатель создал условия для формирования навыков безопасного поведения в быту;
- дети знакомы с элементарными правилами безопасного поведения в быту;
- дети проявляют интерес к совместной деятельности с родителями;
- у детей развит устойчивый интерес к правилам безопасного поведения в быту;
- дети демонстрируют коммуникативные навыки в процессе обсуждения проблемных ситуаций и их решения в ходе игры;
- проведена консультации для родителей по подбору и просмотру мультфильмов детьми 2-3 лет; «Читаем вместе!»;
- родители просмотрели фильм «Культура безопасности»;
- родители совместно с детьми сочинили сказку по теме «Безопасность в быту»;
- изготовлен макет Безопасность в быту.
4. Заключительный этап - оформить стендовую информацию «Безопасность детей!»;
- в совместной деятельности с родителями организовать фотовыставку «Моя безопасность в быту». Работа с родителями:
- стендовая информация «Безопасность детей!»;
- организация выставки рисунков «Моя безопасность в быту». - оформлена стендовая информация «Безопасность детей!»;
- в совместной деятельности с родителями организована фотовыставка «Моя безопасность в быту».
5. Презентационный этап - провести родительское собрание «Безопасность в вопросах и ответах»;
- организовать для детей просмотр фотовыставки «Моя безопасность в быту»;
- провести презентацию проекта на педагогическом совете. Работа с родителями:
- родительское собрание «Безопасность в вопросах и ответах».
Работа с детьми:
- просмотр выставки рисунков «Моя безопасность в быту».
- проходит презентация проекта, защита его основных позиций;
- проведено родительское собрание «Безопасность в вопросах и ответах»;
- для детей организован просмотр выставки рисунков
«Моя безопасность в быту».
6. Оценочно-рефлексивный этап - формировать у родителей умение анализировать результат своей деятельности;
- проанализировать процесс и результат реализации проекта, особенностей взаимодействия с родителями, а также сравнение полученных результатов с поставленными целью и задачами на предмет их достижения;
- оформить итоговую отчетную документацию. Работа с родителями:
- Беседа «Самооценка родителями своего вклада в проект».
Работа с детьми:
- диагностика уровня сформированности навыков безопасного поведения в быту. - представление описания проекта и его результатов;
- итоговая отчетная документация оформлена.