Наталия Киселёва
Творческий отчёт «Формирование основ безопасного поведения детей в природе»
▼ Скачать + Заказать документы
Творческий отчёт
Тема: «Формирование основ безопасного поведения детей в природе и воспитание природоохранного отношения к ней»
Подготовила:
воспитатель ДОУ
Н. А. Киселёва
Я углубленно работаю над темой формирование основ безопасного поведения детей в природе и воспитание природоохранного отношения к ней. Считаю, что данная проблема наиболее актуальна на сегодня, т. к ухудшение среды жизни человека является общей проблемой населения Земли. К плохой среде обитания (загрязнённая вода, воздух, продукты питания) наиболее чувствительны дети. Современная экологическая ситуация в мире требует изменения поведения человека, смены ценностных ориентиров. Человек должен изменить своё потребительское отношение к природе. В течение многих лет люди стремились получить от природы как можно больше богатств, а человек считал себя покорителем природы. У подрастающего поколения следует сформировать новое экологическое сознание. Тогда это поколение сможет построить свои отношения с природой с позиции : человек – особая, разумная, но всё же часть природы. Кем бы ни стал ребёнок в будущем, он должен хорошо понимать свою роль в окружающем мире, сознавать последствия своих действий, иметь представления о законах природы.
Публикация «Творческий отчёт „Формирование основ безопасного поведения детей в природе“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Безопасность на природе, в лесу
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Наш город Липецк находится в очень сложной экологической обстановке. Он входит в десятку самых экологически неблагополучных городов России. Поэтому мы взрослые сумеем научить детей с самого раннего детства знать и любить природу. То в недалёком будущем наши воспитанники не позволят наплевательски относиться к экологическому состоянию окружающей среды и смогут улучшить её. А здоровая экология – это наше здоровье.
Обретение экологической культуры, экологического сознания и мышления – единственный для человечества выход из сложившейся ситуации. Формируя гуманное отношение к природе, необходимо добиться того, чтобы ребё нок понял: человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе – есть забота о человеке, о его будущем. То, что наносит вред природе, наносит вред и самому человеку.
Я считаю, что мы должны не только давать детям знания о природе, воспитывать бережное отношение к ней, но и учить ориентироваться в окружающей при родной среде и обеспечивать своё безопасное проживание с разными соседями – животными и растениями.
Моя главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей – дать каждому ребёнку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность – это не просто совокупность усвоенных знаний. А умение правильно вести себя в различных ситуациях. Формирование предпосылок экологического сознания реализую через решение следующих задач:
-формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
-приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
-формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
В своей работе использую компьютерные технологии (компьютерные игровые программы, презентации, видео и мультфильмы, направленные на формирование основ безопасного поведения. По сравнению с традиционными средствами обучения дошкольников мультимедийный способ подачи информации обладает рядом преимуществ:
-предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей интерес к деятельности с ним;
-компьютер несёт в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, которые пока не умеют читать и писать (движения, звук, мультипликация) надолго привлекает внимание ребёнка;
-компьютер позволяет моделировать такие жижненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни;
Это отличное средство поддержания задач обучения и развития. Проблемные задачи, поощрение ребёнка при правильном решении самим компьютером или сказочными героями является стимулом познавательной активности детей. Таким образом преимущество компьютерных технологий помогает преодолеть интеллектуальную пассивность ребёнка, что в свою очередь может благоприятно отразиться на формировании у детей основ безопасного поведения.
Природа оставляет большой след в душе ребёнка, потому что она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на все его чувства. Это удивительный мир: мир красок, превращений и неожиданностей. Ребёнку интересно абсолютно всё : ему хочется попробовать, потрогать, почувствовать, увидеть, услышать. Как различить опасное и безопасное, полезное и нужное, лечебное и простое? Естественная любознательность ребёнка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него, ребёнок, не зная основ безопасного поведения может навредить не только окружающей природе, но и самому себе (например, ради интереса взять в руки змею, попробовать незнакомые ягоды, кинуть горящую спичку в лесу). Детям необходимо объяснить последствия такого небезопасного поведения.
Работу по формированию основ безопасного поведения я начала с изучения и анализа следующей литературы и методических источников:
- Аксёновой З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников;
- В союзе с природой. Учебно- методическое пособие для педагогов дошкольного образования;
- Молодовой Л. П. Нравственно- экологическое воспитание дошкольников;
-Николаевой С. Н. Юный эколог;
- Ивановой А. И. Живая экология. Программа экологического образования;
-Порхуновой В. В. Планирование эколого-образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях.
-Коломиной Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Разработала перспективное планирование по данной теме, а также начала работу с создания в группе предметно- развивающей среды. Мною был оформлен уголок «Лесная полянка», где собрала муляжи съедобных и ядовитых грибов, гербарий с различными растениями. Разработала схемы «Что можно и что нельзя делать в природе». Приобрела красочные плакаты с цветными иллюстрациями по правилам поведения в природе. Изготовила сюжетно- ролевые игры на современную тематику «Мы туристы», «Экологическая полиция» и дидактические игры «Правильно- неправильно поступают люди», «Живая природа», «В гости к лесу», «С кем дружит ель», «Кто живёт в лесу», «Правила поведения в лесу», «Верно-неверно». Была мною приобретена книга «Самые новые правила безопасного поведения в природе». Изготовила альбомы: «Жалобная книга природы», «Правила поведения в природе», «Природа родного края».
Основную роль в формировании знаний о правилах безопасного поведения детей в природе отводила занятиям. Главная цель данных занятий- не только передача знаний детям, но и приобщение к систематической, творческой, практической деятельности.
Практические занятия способствовали накоплению практических умений в изучении мира «опасностей», дети овладели основополагающими творческими знаниями о взаимодействии человека с природой, распределяли и оценивали опасные источники в природе, определяли способы защиты от них, учились реагировать на угрожающую ситуацию. Проводя интегрированное занятие на тему: «Мухомор красен, да для жизни опасен»,использовала фольклор, пословицы, загадки напоминала детям об опасных моментах, которые подстерегают людей в лесу, знакомила со способами выхода из опасных ситуаций, заучили правила сбора грибов и ягод. На занятии «Как зайка тушил пожар», детей познакомила с правилами поведения в лесу, и что делать если случилась беда.
Во время бесед с детьми о безопасности в природе, подводила их к пониманию того, что беспечных и беззаботных природа наказывает и поэтому нужно обязательно знать правила безопасного поведения в природе. Беседовала с детьми на такие темы:
-«Мы- юные друзья природы»;
-«Лес-богатство нашей родины»;
-«Зачем знать правила поведения в природе»;
-«Зачем люди ходят в лес?» и т. д.
Детям прочитала следующие произведения: «На земле исчезают цветы» Е. Карасёв, «Если вы в лес пришли гулять» Н. Рыжова, «В лесу» И. Белоусов, «Гость в лесу» Н. Красильникова, «Лес не только для нашей забавы», «Однажды в лес…» Г. Ладонников.
Работу по формированию основ безопасности у детей провожу, охватывая все виды деятельности, чтобы полученные знания ребёнок пропускал через продуктивную деятельность, реализовал в играх, закреплял знания и умения на прогулке, ведь всё, чему я научила ребёнка, он должен уметь применить в реальной повседневной жизни.
Наряду с традиционными я выбрала и инновационные методы работы. Это метод проектной деятельности. Разработала такие проекты как «Красная книга- сигнал опасности»; «Покормите птиц зимой»; «Дети и природа».
Работаю в тесном контакте со всеми участниками педагогического процесса- инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем, педагогом- психологом и делюсь опытом работы с воспитателями.
Для благополучия ребёнка очень важно выбрать чёткую линию сотрудничества с родителями. Ведь круг проблем, связанных с безопасностью ребёнка, невозможно решить только в рамках детского сада. Моей целью работы с родителями было объяснить актуальность, важность проблемы безопасного поведения детей в природе и воспитание природоохранного отношения к ней. Родители принимали активное участие в создании и обогащении развивающей среды. Совместно с инструктором физ. культуры провели развлечение «День туриста», в котором активное участие принимали и дети,и родители.
Провела консультацию для родителей «Если ребёнок потерялся в лесу», изготовила памятки для них «Как вести себя в природе», оформила выставку семейного рисунка «Дети и природа».
По результатам моей работы можно сделать вывод, у детей сформировались основы безопасного поведения в природе. Это способствовало воспитанию любви детей к природе, сопереживание к её бедам, желанию бороться за её сохранение.
Вывод
Я считаю, что в результате такой деятельности добилась реализации поставленной цели. У детей возник познавательный интерес к объектам природы. В результате полученных знаний об объектах живой и неживой природы у детей сформировались трудовые навыки. Дети усвоили основы бережного и заботливого отношения к живой природе. Освоили нормы поведения в природном окружении. Научились давать оценку действиям других людей по отношению к природе.