Лаврушина Олеся
Формирование основ безопасного поведения у детей младшего дошкольного возраста через организацию сюжетно-ролевой игры
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование основ безопасного поведения у детей младшего дошкольного возраста через организацию сюжетно-ролевой игры
Анисимова В. Ю., Елдашова А. В., Косогорова Е. Н., Лаврушина О. В.
Актуальность
Проект «Формирование основ безопасного поведения в природе у детей младшего дошкольного возраста через организацию сюжетно-ролевой игры» направлен формирование безопасного поведения в природе, развитие игровой деятельности, социально – личностных способностей (приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральными) через сюжетно-ролевую игру).
Публикация «Формирование основ безопасного поведения у детей младшего дошкольного возраста через организацию сюжетно-ролевой игры» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2019
Одним из направлений содержания социально-коммуникативного развития дошкольников, определенного ФГОС дошкольного образования, является формирование у детей основ безопасного поведения в природе. Безопасность жизни ребёнка и охрана его здоровья – одна из актуальнейших задач дошкольного образования.
В работах Л. Григорович, С. Мартынова, К. Белой, В. Зимониной и др. процесс формирования безопасного поведения в природе у детей дошкольного возраста занимает важное место, подчеркивается его особое значение в процессе экологического воспитания.
При этом важно не просто оберегать ребёнка от опасностей, по мнению Н. Н.
Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной, а готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представления о наиболее опасных ситуациях. Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.
При этом важно не просто оберегать ребёнка от опасностей, а готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представления о наиболее опасных ситуациях. Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.
Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя», то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой. Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это дает обратный результат. Мы, взрослые, должны не просто оградить ребенка от опасностей, которые встречаются, а подготовить к возможной встрече с ними, привить им навыки безопасного поведения. Создавая условия для воспитания основ безопасного поведения у дошкольников, необходимо содействовать овладению каждым ребенком навыками безопасного поведения на прогулках в процессе бытовой, игровой, двигательной, коммуникативной и других видов деятельности.
Формирование у детей основ безопасного поведения требует от педагогов поиска эффективных форм и методов работы. К такой форме можно отнести сюжетно-ролевую игру с использованием метода моделирования игровых ситуаций.
Она дает возможность детям в воображаемой ситуации осуществлять любые привлекательные для них действия, ролевые функции, включаться в разнообразные события.
Овладение игрой на уровне самодеятельности открывает воспитанникам младшего дошкольного возраста возможность играть как рядом, не мешая друг другу, так и вместе под руководством взрослого.
В игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по-своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения. Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт, осваивает понятия того, что можно и нельзя, что опасно и безопасно.
Одновременно с этим использование метода моделирования игровых ситуаций в процессе организации и проведения сюжетно-ролевой игры позволяет связать содержание знаний о правилах безопасности и организацией деятельности по их применению. Результативность применения данного метода определяется радом условий:
• использование макета обстановки или специально сконструированной развивающей предметно-пространственной среды в групповой комнате;
• предварительное разыгрывание ситуаций воспитателем (показ кукольных представлений) с постепенным вовлечением детей;
• введение значимой для дошкольников мотивации деятельности;
• «появление» препятствий или особых условий в процессе осуществления игровой деятельности;
• поддержание адекватного эмоционального фона.
Научившись поступать в имитированных игровых ситуациях, близко воспроизводящих реальную обстановку, дошкольники будут чувствовать себя намного увереннее в реальных условиях. Суть игровой ситуации состоит в том, что дети ставятся в условия, приближенные к реальности. Моделирование и проигрывание ситуаций делают понятным смысл запретов и способов действий безопасного поведения.
В младшем дошкольном возрасте дети сопоставляют готовые модели с самой моделируемой действительностью - игрой. Готовые модели предлагаются детям для развертывания сюжета. Дети используют модели в качестве подсказки.
Выбор темы и содержания проекта обусловлен результатами опроса родителей воспитанников, которые показали затруднения родителей в формировании безопасного поведения детей. Родители отметили, что в основном эпизодически, путем наставлений дают оценку уже сложившейся опасной ситуации, при этом возникают трудности в ведении диалога с ребенком, позволяющие ему понять причины и последствия поступка. Многие родители отметили, что затрудняются в определении того, что должен знать и уметь ребенок в младшем дошкольном возрасте в вопросе безопасного поведения в природе, как правильно и грамотно преподнести эти знания.
Все это послужило основанием разработки проекта «Формирование основ безопасного поведения у детей младшего дошкольного возраста через организацию сюжетно-ролевой игры», практическая значимость которого состоит в том, что создан макет парка с атрибутами, включающий различные разделы по безопасному поведению детей, разработан перспективный план проведения сюжетно-ролевой игры с использованием метода моделирования. Кроме того продумана работа с родителями по формированию основ безопасного поведения детей с использованием нетрадиционной формы взаимодействия с родителями: деловая игра, КВН, также методы использования флаера, граффити, использование виртуальной выставки для родителей.
Цель проекта:
Создание педагогических условий для формирования основ безопасного поведения детей младшего дошкольного возраста.
Задачи проекта:
1. Разработать перспективный план формирования безопасного поведения у детей младшего дошкольного возраста с использованием метода моделирования в сюжетно-ролевой игре «Прогулка в парк», используя макет парка с атрибутами.
2. Организовать совместную деятельность с родителями посредством разработки нетрадиционных форм работы с родителями в области формирования безопасного поведения у детей.
Ожидаемые результаты:
1. Формирование представлений о правилах безопасного поведения у детей младшего дошкольного возраста.
2. Развитие умения детей обращаться за помощью ко взрослым в опасных ситуациях.
3. Формирование умения взаимодействовать в игровой ситуации, соблюдая правила безопасного поведения.
4. Амплификация компетенции родителей по изучению и закреплению знаний и умений в области безопасности детей, их заинтересованность по данной проблеме.
Вид, тип проекта: долгосрочный, практический.
Сроки реализации: 1год с 01.09.2016 по 31.05.2017 г.
Участники проекта: дети младшего дошкольного возраста, родители, воспитатели.
Возраст детей : с 3лет до 4 лет
Этапы реализации проекта
I этап: подготовительный: поиск, изучение и обработка информации
Цель: планирование работы по подготовке необходимого материала для реализации проекта.
1. Определение направлений и содержания работы по безопасному поведению детей младшего дошкольного возраста через организацию сюжетно-ролевой игры «Прогулка в парк» :
- безопасный отдых на природе (правила поведения на природе, опасные насекомые, ядовитые грибы, правила поведения при общении с животными, правила личной безопасности в жаркую погоду (солнечный удар, ожог, соблюдение питьевого режима);
- безопасность у дороги (правила безопасного поведения у дороги, правила перехода дороги, правила поведения в транспорте, правила катания на детском аттракционе - паровоз);
- безопасность на детской площадке (правила катания с горки, на велосипеде, карусели, отслеживание собственного состояния во время подвижных игр на площадке, сообщение о проблемах взрослому).
2. Создание макета для организации и проведения сюжетно-ролевой игры «Прогулка в парк», состоящего из нескольких взаимосвязанных блоков, позволяющих моделировать и проигрывать опасные ситуации по выделенным направлениям работы с детьми. Все предметы и атрибуты, используемые для макета, взаимозаменяемые и дополняемые, их содержание и количество определяются задачами, поставленными в сюжетно-ролевой игре.
Данный макет позволяет создать образ наиболее существенных компонентов безопасного поведения детей, сбалансировать содержание правил поведения, адекватных возрасту, ориентированных на развитие когнитивной, эмоционально-чувственной и поведенческой сферы личности дошкольников.
В приложении представлены варианты макета для организации сюжетно-ролевой игры «Прогулка в парк».
3. Разработка игровых ситуаций для моделирования поведения детей в опасных ситуациях в процессе организации сюжетно-ролевой игры «Прогулка в парк». Они создаются в ходе специально организованного взаимодействия взрослого и детей, где взрослый направляет на решение возникшей проблемы в транспорте, у дороги, детской площадке, на природе, тем самым помогает приобрести опыт, поддержать положительный эмоциональный настрой.
4. Составление комплекса мероприятий с родителями по формированию основ безопасного поведения детей, включающий нетрадиционные формы и методы взаимодействия с родителями с целью привлечения их внимания и погружения в проблему.
II этап: основной : Перспективный план формирования основ безопасного поведения у детей младшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру «Прогулка в парк»
Цель: формирование безопасного поведения у детей младшего дошкольного возраста через организацию сюжетно-ролевой игры, также повышение компетенции родителей по изучению и закреплению знаний и умений в области безопасности детей.
Компонент
безопасного поведения Сюжетная линия Игровая ситуация для моделирования Игровые действия
Безопасность у дороги «Ожидание автобуса на остановке»
«Поездка на автобусе» ожидание автобуса на остановке активные игры на остановке, выбегать на дорогу
спокойно сидеть на скамейке, беседа с мамой и др.
Посадка и высадка из автобуса на остановке выпрыгивание из автобуса на ходу
ожидание полной остановки автобуса и вход или выход из автобуса за руку с мамой
покупка билета оплачивание проезда
уклонение от оплаты за проезд
правила поведения в автобусе громко кричать, смеяться в автобусе
тихонько разговаривать с мамой
держаться за поручень во время движения автобуса
бегать по автобусу во время его движения
незнакомец в автобусе или на остановке предлагает конфету отказаться и отойти от незнакомца
взять конфету, начать разговор с незнакомцем
переход дороги взяв руку мамы, спокойным шагом
перебежать дорогу, без взрослого
Безопасность в природе «Отдых на поляне»
«Птицы на воде»
выбрасывание мусора в урну
разбрасывание мусора в окружающую среду
наблюдение за повадками птиц, насекомых, животных спокойное рассматривание живых объектов природы, беседы со взрослым,
покормить белку, птиц
распугивать криками, активными действиями животных и птиц
соблюдение правил поведения в зеленой «зоне» ходить по дорожками, разговаривать спокойно, убирать мусор после себя, оберегать место обитания животных, птиц, насекомых, любоваться цветами, не трогать грибы, не трогать ягоды
бегать по газону, разбрасывать мусор, разрушать муравейники, гнезда птиц, рвать цветы, топтать грибы, срывать и есть неизвестные ягоды
соблюдение правил личной безопасности в жаркую погоду
нахождение на улице в панамке, соблюдение питьевого режима, регулирование двигательной активности
нахождение на поляне без панамки и воды, непрерывное бегание на солнце
правила поведения обращения с лошадью
покормить животное
катание на лошади
узнать правила ухода за лошадью
дразнить животное, кричать, махать руками, бросать тяжелые предметы, подойти к лошади сзади
Безопасность на детской площадке «Детские аттракционы»
«Прогулка на лошади» катание с горки соблюдение очередности, кататься по одному, подниматься по ступенькам, после скатывания быстро уходить с горки
не соблюдение очередности, кататься по несколько человек, подниматься по горке, после скатывания медленно уходить с горки
правила поведения на качелях
во время качания крепко держаться за качели
пробегание вблизи качающейся качели
катание на паровозе кататься с мамой, выходить и входить после остановки
с чужими людьми, выпрыгивать из паровоза на ходу
катание на велосипеде кататься по дорожке, недалеко от родителей
в месте, где нет дорожки для велосипедистов, далеко от родителей
правила поведения у фонтана наблюдение за фонтаном
купание в фонтане, питье воды из фонтана
С помощью предметов и атрибутов моделируются игровые ситуации, которые позволяют разъяснить правила поведения, обеспечивающие безопасность детей. Взрослый действует с помощью фигурки человека, совершает различные действия от ее имени на макете, комментируя происходящее, тем самым давая готовую модель поведения в различных ситуациях.
По мере усвоения знаний правил безопасного поведения, взрослый вводит «препятствие», где ребенку нужно в игровой ситуации продемонстрировать правильное поведение, дать верную реакцию. На протяжении игры взрослый поддерживает эмоциональный подъем, дает оценку поступкам, поддерживает верные решения ребенка.
Продвижение по макету в ходе игры может меняться, что зависит от сюжета, игровых действий и интереса детей.
Уникальность игры на макете с моделированием различных игровых ситуаций состоит в том, что можно возвращаться к одной и той же ситуации неоднократно, давая различные решения, расширяя игровой опыт и знания и умения в области безопасного поведения.
Каждый компонент безопасного поведения изучается на протяжении 8 недель, возращение к одной и той же теме связано с усложнением моделирования игровых ситуаций и игровых действий.
Параллельно работе с детьми осуществлялась работа с родителями.
Работа с родителями
Цель: Повышение компетенции родителей по изучению и закреплению знаний и умений в области безопасности детей через использование нетрадиционных активных форм взаимодействия.
Цель Формы работы
Ознакомление родителей с работой ДОУ, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей в области безопасного поведения.
Информационные проспекты для родителей «Осторожно! Качели»
Папки-передвижки «Безопасность на детской площадке»
«Безопасность вашего ребенка у проезжей части»
Памятка по организации безопасного поведения детей при организации игр с песком, с мячом, при использовании качелей разных видов, при катании с горки, при организации одевания на прогулку.
Педагогическое просвещение в вопросе безопасного поведения детей.
Семинар-практикум «Меры предосторожности на игровой площадке» Заочный родительский университет «Личная безопасность ребенка в играх с песком», «Травматизм детей на качелях»
Уточнить правила поведения на тротуаре и безопасного поведения в общественном транспорте. Совместное мероприятие родителей и детей «Доброе дело» с использованием метода граффити мелками на асфальте. Дети совместно с родителями мелками изображают свое видение безопасности у дороги. Каждому участнику будет подарен светоотражающий значок. Практический семинар в форме деловой игры «Ребенок и дорога».
Дать знания о правилах поведения при встрече с различными насекомыми и растениями, формировать представления о разнообразных насекомых. Закрепить у детей представление о предметах, которые могут угрожать жизни и здоровью.
Мастер – класс для родителей и детей «Правила безопасности на природе» по изготовлению красочных флаеров для детей с изображением правил в виде картинок.
III этап: заключительный
Цель: подведение итогов и выводы по реализации проекта.
1. Проведение итогового совместного мероприятия с родителями и детьми «Виртуальная экскурсия по парку», где воспитатель организует показ виртуального парка отдыха (его макет, сопровождая объяснением, следуя определенному плану с образовательной целью. В данном мероприятии продуман маршрут, места остановки, где смоделированы игровые ситуации для родителей и детей, связанные с вопросом безопасного поведения.
У детей и родителей на данном мероприятии появится возможность продемонстрировать знания о правилах поведения у дороги, на природе, на детской площадке; показать способы реакции и поведения на поступки друг друга, соотнести их с нормой, дать им оценку (для родителей).
2. Презентация и защита проекта на педагогическом совете.
Список использованной литературы
1. Баталова С. А. Социализация личности ребенка в процессе развития сюжетно-ролевой игры / С. А. Баталова. - Педагог, 2010 г. - № 11. –с. 36-38.
2. Воробьев Ю. Детская энциклопедия: помоги себе и другим, или безопасность в чрезвычайных ситуациях / Ю. Воробьев. – г. Москва. – 72 с.
3. Доронова Т. Н., Кабанова О. А., Соловьева Е. В. Игра в дошкольном детстве / Т. Н. Доронова, О. А. Кабанова, Е. В. Соловьева : Пособие для воспитателей детских садов. – М. : Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2002 г. - 128 с.
4. Калиниченко А. В., Миклаева Ю. В. Развитие игровой деятельности дошкольника / А. В. Калиниченко, Ю. В. Миклаева. - М: Айрс-Пресс, 2004 г. – 236 с.
5. Мешалкина Л. Ю. Значение сюжетно-ролевых игр в воспитании и развитии личности дошкольника / Л. Ю. Мешалкина. - Педагог, 2011г. - № 2. – с. 9-10.
6. Мешалкина Л. Ю. Сюжетно-ролевые игры для детского сада / Л. Ю. Мешалкина. - Педагог, 2011 г. - № 3. – с. 23.
7. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Как играть с ребенком / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. - М. : Академический проект, 2001 г. - 78 с.
8. Официальный сайт Министерства образования и науки: https://mon.gov.ru/.
9. Сюжетно – ролевые игры для детей дошкольного враста / Н. В. Краснокуекова. - Изд. 5-е. - Ростов на Дону: Феникс, 2010. – 201 с.