Лаврушина Олеся
Формирование основ безопасного поведения у детей младшего дошкольного возраста с ВОЗ через организацию сюжетно-ролевой игры
▼ Скачать + Заказать документы
Косогорова Е. Н., Лаврушина О. В.
Одним из направлений содержания социально-коммуникативного развития дошкольников, определенного ФГОС дошкольного образования, является формирование у детей основ безопасного поведения в природе. Безопасность жизни ребёнка и охрана его здоровья – одна из актуальнейших задач дошкольного образования.
Публикация «Формирование основ безопасного поведения у детей младшего дошкольного возраста с ВОЗ через организацию сюжетно-ролевой игры» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
В работах Л. Григорович, С. Мартынова, К. Белой, В. Зимониной и др. процесс формирования безопасного поведения в природе у детей до-школьного возраста занимает важное место, подчеркивается его особое значение в процессе экологического воспитания.
При этом важно не просто оберегать ребёнка от опасностей, по мнению Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной, а готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представления о наиболее опасных ситуациях. Безопасность - это не просто сумма усвоен-ных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.
Формирования у детей основ безопасного поведения в природе требует от педагогов поиска эффективных форм и методов работы. К такой форме можно отнести сюжетно-ролевую игру. Она дает возможность детям в воображаемой ситуации осуществлять любые привлекательные для них действия, ролевые функции, включаться в разнообразные события.
Нашу группу посещают дети с ВОЗ, среди них гиперактивные дети, с выраженными эмоциональными и речевыми нарушениями. Они нуждаются в более низком темпе преподнесения новых знаний; использование наиболее эффективных методов обучения (в том числе усиление наглядности в разных ее формах, включение практической деятельности); организация занятий таким образом, чтобы избегать утомления детей. Работая с детьми с ОВЗ, особое внимание также следует обращать на передачу социального опыта.
Кроме того, выбор темы и содержания образовательного проекта обусловлен результатами опроса родителей воспитанников, которые показали затруднения родителей в формировании безопасного поведения детей в природе. Родители отметили, что в основном эпизодически, путем наставлений дают оценку уже сложившейся опасной ситуации, при этом возникают трудности в ведении диалога с ребенком, позволяющие ему понять причины и последствия поступка. Многие родители отметили, что затрудняются в определении того, что должен знать и уметь ребенок в младшем дошкольном возрасте в вопросе безопасного поведения в приро-де, как правильно и грамотно преподнести эти знания.
Все это послужило основанием разработки проекта «Формирование основ безопасного поведения в природе у детей младшего дошкольного возраста через организацию сюжетно-ролевой игры», практическая значимость которого состоит в том, что был создан комплекс бесед, дидактических игр «Безопасность в природе», разработан макет парка с атрибутами, включающий различные зоны отдыха, где развивающая предметно-игровая среда, соответствует возрастным особенностям детей, отвечает требованиям ФГОС (насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность, безопасность). Кроме того подобран комплекс консультаций для родителей по формированию основ безопасного поведения в природе, разработано родительское собрание в нетрадиционной форме КВН.
Цель нашего проекта состоит в создании педагогических условий для формирования основ безопасного поведения детей младшего до-школьного возраста с учетом особенностей детей ВОЗ. Ее достижение осуществляется через решение ряда задач. Это: составление комплекса бесед и дидактических игр с детьми по формированию основ безопасного поведения в природе детей младшего дошкольного возраста; оформление макета парка с атрибутами для совместной и самостоятельной деятельности детей младшего дошкольного возраста, с периодической сменяемостью игрового материала, появление новых предметов; повышение компетенции родителей по изучению и закреплению знаний в области безопасности детей в природе.
В работе с детьми с ВОЗ мы ориентированы на следующую схему работы: поэтапное объяснение материала; дозированное выполнение заданий; повторение инструкции к выполнению задания; обеспечение аудио-, визуальными средствами воспитания.
Первый этап работы с детьми связан с формированием представлений о безопасном поведении в природе через различные виды деятельнсти: игровую, познавательно-речевую, продуктивную. Дошкольникам предлагались дидактические игры (дидактические игры «Буду осторожен в природе», «Основы безопасности на прогулке» и др., познавательные беседы («Как вести себя в жару на прогулке?», «Осторожно: грибы и растения в парке», «Насекомые - польза и вред» и др., чтение художествен-ной литературы, рассматривание иллюстраций, лепка и рисование на тему «Прогулка в парке».
Следующий этап работы с детьми по реализации образовательного проекта - организация сюжетно-ролевой игры «Прогулка в парк», где используется макет парка, разделенный на 4 зоны отдыха: отдых на поляне, отдых у водоема, детские аттракционы, детское кафе.
Сюжетно-ролевая игра имеет важное значение для становления произвольности детей с ОВЗ. Выполнение роли, будучи эмоционально привлекательной для ребенка, оказывает стимулирующее влияние на выполнение действий, ребенок следит за своим поведением, контролирует через взятую на себя роль.
Каждый участок макета оснащен атрибутами, позволяющими раз-вернуть сюжет игры, обогатить и разнообразить игровые действия. В процессе игры диалог между игроками, их действия, направляются взрослым. Взрослый выступает в качестве мерила, что хорошо и что плохо, как правильно и не правильно поступать. При этом он берет на себя главную роль. По мере освоения игры ребенок может занять ведущую роль. Вначале осваивается отдельно каждая зона отдыха, далее путь прогулки по пар-ку может варьироваться и выбираться детьми в зависимости от их пожеланий и интересов.
Педагогическая работа осуществляется параллельно по двум направлениям:
1. обучение игре, т. е. включение в игровую ситуацию, освоение роли и игровых действий, формирование ролевого поведения и взаимодействия, овладение ролевым диалогом. Для формирования игровых умений до-школьников использовались методы и приемы: показ игровых действий с игрушками, разыгрывание игрового эпизода, показ развертывания ролево-го взаимодействия.
2. формирование умений, позволяющих в моделируемых ситуациях, пока-зать детям, как вести себя в опасных ситуациях. Для этого мы продумали игровые ситуации и игровые действия, которые возможны в каждой зоне отдыха. Например, игра «Отдых на поляне», где предлагались игровые ситуации: соблюдение правил поведения в зеленой «зоне», встреча с лесными зверями и птицами, насекомыми, сбор ягод и грибов, солнечный удар, ожог, питьевой режим в жаркое время года, подвижные игры на поляне, разведение костра. Это позволило закрепить представления детей о без-опасном поведении в природе, также обогатить содержание игры, разнообразить ее, усложнить игровые действия детей. Данное направление педагогической работы нами представлено в перспективном плане формирования основ безопасного поведения у детей младшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру «Прогулка в парк».
Кроме педагогической работы с детьми, мы осуществляли взаимодействие с родителями с целью повышения их компетенции в вопросах безопасности детей, где использовали такие формы работы, как родительское собрание, консультации, буклеты.
В перспективе видим необходимость в разработке мероприятия выходного дня, где совместно родители, дети и воспитатели посетят парк Гагарина, пройдут намеченный маршрут, на практике родители в моделируемых воспитателем ситуациях смогут продемонстрировать реакцию на опасное или безопасное поведение детей.