Елена Владимировна Федосеева
Проект «Формирование у детей дошкольного возраста навыков поведения посредством ознакомления с правилами дорожного движения»
▼ Скачать + Заказать документы
Управление по делам образования
Троицкого муниципального района
Челябинской области
Муниципальное казенное дошкольное образовательное
Учреждение «Яснополянский детский сад»
Педагогический проект на тему :
«Формирование у детей дошкольного возраста навыков поведения через ознакомление с правилами дорожного движения»
Выполнила: Федосеева Е. В.
2014-2015 гг.
Содержание проекта :
1. Анализ ситуации.
2. Проблема.
Публикация «Проект „Формирование у детей дошкольного возраста навыков поведения посредством ознакомления с правилами дорожного движения“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- ПДД. Проекты
- Проекты
- Темочки
3. Планируемые результаты.
4. Этапы реализации проекта
5. Диагностический инструментарий.
6. Условия,обеспечивающие достижения новых образовательных результатов.
7. Список используемых источников.
1. Анализ ситуации.
В содержании образовательной области «Безопасность» направлена на достижение цели формирования у детей основ безопасного поведения через решение следующих задач:
-передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
-формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека ситуациям.
Актуальность и практическая значимость профилактики детского дорожно-транспортного травматизма обусловлено высокими статистическими показателями дорожно-транспортных происшествий (ДТП) с участием детей и подростков.
Причин ДТП много, но как бы они не были разнообразны,85-99% из них происходит по вине человека-пешехода или водителя. Знание Правил дорожного движения, по мнению специалистов, обеспечивают человеку лишь около 10 % необходимой безопасности. Остальное достигается при помощи умения прогнозировать, т. е. предвидеть опасность на дороге и действовать по обстановке. К большому сожалению, очень часто пешеходы,
особенно дети, не осознают связи между своим поведением, своими поступками на дороге и аварийными ситуациями, приводящими к ДТП. Между тем, связь самая прямая. Причины ДТП становится именно недопустимое поведение : беспечность, недисциплинированность, нежелание соблюдать правила безопасности и пренебрежительное к ним отношение, подражание.
Психологи уже давно установили, что дети, в силу своих возрастных психологических особенностей, не всегда могут правильно оценить мгновенно меняющуюся обстановку на дороге, часто завышают свои возможности. Иногда просто повторяют то, что делают в таких случаях взрослые. Да, взрослые пытаются перебежать улицу. И перебегают (правда не всегда успешно, в чем помогает им умение «прикинуть» расстояние до машины и оценить ситуацию на дороге. Но это взрослые, а дети?
Улицы и транспорт-это элементы окружающей среды, и освоение их детьми имеет свои особенности. Для детей важен личный опыт. Вспомните первое знакомство с огнем, иглой и т. д. Но ситуацию с дорогой и транспортом ребенок не может «оценить» лично, а последствия ДТП и легкий порез или ожог -не одно и то же. ДТП – это трагедия, и в этом случае «личный» опыт ребенка недопустим и должен быть заменен на опыт, накопленный обществом. Специальными исследованиями установлено, что дети иначе, чем взрослые, переходят через дорогу. Взрослые,подходя к проезжей части, уже из далека наблюдают и оценивают создавшуюся ситуацию. Дети же начинают наблюдение, только подойдя к краю дороги или уже находясь на ней. В результате- мозг ребенка не успевает «переварить» информацию и дать правильную команду к действию. Часто дети переоценивают безопасность собственного поведения. Причем готовность к риску мальчикам свойственно в большей степени, чем девочкам.
Известно, что ребенок ориентируется преимущественно на общую обстановку и в меньшей мере руководствуется правилами. Детям, впрочем как и взрослым, свойственна коллективная ориентация, доказано, что частота нарушений правил пешеходами (например, переход на красный сигнал светофора) в значительной мере зависит от провоцируемого попечения одного из пешеходов. Срабатывает так называемое стадное чувство: вести себя так же как и другие. Кроме того, на детей большое внимание оказывают эмоции: радость, удивление, интерес к чему либо, которые заставляют напрочь забыть об опасности, которой они могут быть подвергнуты.
Часто дети, с большим трудом, могут дать правильную оценку увиденной дорожно –транспортной ситуации и не способны быстро принимать решение, соразмерять скорость движения автомобиля с тем расстоянием, на котором этот автомобиль находится от него. Они еще не способны предугадать все возможные варианты поведения водителя. Более того, в экстремальной ситуации и вообще в случаях, когда ребенок поставлен перед срочным выбором: как поступить, он легко впадает в состояние безысходной опасности, незащищенности, он просто теряется.
Чем труднее ситуация для ребенка и чем большую надо ему проявить сообразительность и скорость в принятии решения, тем сильнее развивается торможения центральной нервной системы. И, таким образом, развивается замкнутый круг: чем опаснее ситуация, тем ребенок медленнее и неправильнее принимает решение. Многие из этих затруднений испытывают не только дети дошкольного возраста, но и школьники.
Анализ статистических данных показал, что 95 % наездов на детей происходит в 30-ти одних и тех же, повторяющихся типичных ситуациях. Всего лишь 30 ситуаций- «ловушек», которые до сих пор не умеют распознавать и прогнозировать ни дети, ни родители, ни водители!
Достаточно сказать, что только за последние 5 лет на дорогах Челябинской области погибли 139 детей и 1954 ранены. Можно ли спокойно относиться к этим цифрам?
Дети, не усвоившие понятия о скрытых опасностях на дорогах практически ежедневно «ставят эксперимент на себе». Многие склонны рассматривать ДТП как некую случайность, несчастный случай: «если бы пешеход был чуточку быстрее, а автомобиль ехал бы чуточку и медленнее, то….» и т. д., попадание в ДТП следует рассматривать, как следствие совершения конкретных ошибок, отсутствие предвидение, опыта, неумение принимать правильные решения, опасной самонадеянности. В конечном счете, причина ДТП- незнание ПДД и отсутствие необходимых навыков поведения на дороге.
Основными документами, регламентирующими деятельность педагога по ознакомлению детей с ПДД являются : закон РФ от 10.12 2007 г. «О безопасности дорожного движения», ПДД РФ, утвержденные правительством РФ, методические рекомендации. Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах для педагогов ДОУ в рамках Федеральной целевой программы «повышение безопасности дорожного движения 2006-2012гг.».
2. Проблемма
Проект посвящен актуальной проблеме- обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками ДТП являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Приводят к этому элементарное незнание основ правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. У детей отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Они еще не умеют в должной степени управлять своим поведением. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями в быстро меняющейся дорожной обстановке. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дороге, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения.
Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, педагогическим коллективом особое внимание уделяется обучению детей правилам дорожного движения. Целью моей работы является формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде. Этот учебно-воспитательный процесс достаточно сложный и длительный, требующий специальных упражнений и применения ряда дидактических методов и приемов.
В рамках реализации работы в этом направлении я создала долгосрочный проект по теме «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения».
Гипотеза: Если дети с ранних лет поймут и усвоят ПДД, они смогут избежать опасных ситуаций и сохранить свою жизнь.
Цель:
Формирование у детей младшего дошкольного возраста навыки безопасного поведения через ознакомления с правилами дорожного движения.
Задачи:
- познакомить детей младшего дошкольного возраста с правилами безопасности на дорогах;
- воспитывать умения применять знания, полученные в совместной со взрослыми деятельности, в повседневной жизни;
- активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди детей, родителей;
- разработать эффективную систему работы по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с правилами дорожного движения;
- оптимизировать работу с родителями детей младшего дошкольного возраста для полноценного развития личности ребенка и закрепления знаний о правилах дорожного движения.
Участники: воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, медсестра, дети, и родители средней группы.
Каждому участнику проекта важно помнить о том, что реализация проекта, способствует не только формированию основ безопасного поведения на улице, но и развитию ребенка как личности.
3. Плнируемые результаты.
К окончанию проекта :
- у детей сформированы доступные знания о правилах дорожного движения;
- воспитанники переносят знания, полученные в совместной со взрослыми деятельности, в самостоятельную деятельность;
- созданы условия для активизации работы по пропаганде правил дорожного движения среди детей и родителей;
- апробирована система работы по ознакомлению детей среднего дошкольного возраста с правилами дорожного движения;
- эффективна налажена работа с родителями для полноценного развития личности детей и закрепления знаний о правилах дорожного движения.
4. Система работы.
Вид проекта : практико-ориентировочный, долгосрочный открытый, коллективный, с участием родителей.
Этапы реализации проекта :
1. организационный
2. основной
3. заключительный
1 этап- Организационный: