Татьяна Арыкова
Патриотическое воспитание детей среднего дошкольного возраста в театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Патриотическое воспитание детей среднего дошкольного возраста через театрализованную деятельность.
Воспитатель СП ДО детского сада «Улыбка» ГБОУ СОШ с. Елховка: Арыкова Т. Н.
Публикация «Патриотическое воспитание детей среднего дошкольного возраста в театрализованной деятельности» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Iслайд/ Базовые национальные ценности и основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания в контексте Концепции раскрывают содержание Национального воспитательного идеала и выступают в качестве ориентиров воспитательной работы. Все это прописано в …
В Федеральном законе «Об образовании в РФ» от 29.12.12 года № 273 (статья 87) 1. В целях формирования и развития личности в соответствии с семейными и общественными духовно-нравственными и социокультурными ценностями в основные образовательные программы могут быть включены, в том числе на основании требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов, учебные предметы, курсы, дисциплины (модули, направленные на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий, или альтернативные им учебные предметы, курсы, дисциплины (модули).
В Указе Президента РФ от 1.062012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы"3. Меры, направленные на обеспечение доступности и качества образования
• Создание условий для развития различных региональных вариантов поликультурной модели дошкольного и общего образования, обеспечивающей формирование российской гражданской идентичности.
5. Меры, направленные на развитие воспитания и социализацию детей
• Внедрение современных программ гражданско-патриотического воспитания, направленных на формирование российской гражданской идентичности, культуры толерантности, социальной компетентности в сфере этнического и межконфессионального взаимодействия.
8. Ожидаемые результаты
• Стимулирование интереса детей к историческому и культурному наследию России, многообразию культур различных народностей и этносов, религий.
В Постановлении Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795 “О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы”Основной целью Программы является дальнейшее развитие и совершенствование системы патриотического воспитания граждан
Для достижения этой цели необходимо решать следующие задачи:
• повышение роли государственных и общественных структур в формировании у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания;
Конечным результатом реализации Программы предполагается положительная динамика роста патриотизма в стране… возрождение духовности, социально-экономическая и политическая стабильность и укрепление национальной безопасности.
IIслайд В настоящее время в период нестабильности в обществе, возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. В связи с этим начиная с дошкольного возраста необходимо формировать у детей высокие нравственные и моральные качества, среди которых важное, значение имеет патриотизм. Патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие “Родина” включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта. Патриотизм, как и любое другое чувство, напрямую связано с духовностью человека, её глубиной.
Воспитание гражданина и патриота знающего и любящего свою Родину не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Достижение общей цели – формирования основ гражданственности у детей дошкольного возраста – предполагает последовательное решение ряда задач:
– воспитания у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
– развития интереса к русским традициям и промыслам;
– знакомства с государственной символикой России;
– расширения представлений о городах и регионах России;
– формирования чувства ответственности и гордости за достижения нашей страны;
– формирования уважения к другим народам и их культуре.
III слайд Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Выполнение программы по патриотическому воспитанию требует реализации путем нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего образовательного процесса.
Театр - это средство эмоционально - эстетического воспитания детей в детском саду. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения. Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу.
Духовно-нравственное воспитание детей средствами искусства театра способствует ознакомлению с его выразительным языком, формированием навыков взаимного общения, коллективной работы. Театрализованная деятельность – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. Использование театрализованного творчества позволяет воспитывать у дошкольников отрицательное отношение к жестокости, хитрости, трусости, заставляет его сопереживать персонажам, видеть красоту, сочувствовать.
Повышают качество усвоения материала и способствуют закреплению чувств игровые приемы:
• воображаемая ситуация;
• придумывание сказок;
• игра-драматизация;
IVслайд /Необходимо ясное понимание того, как мы хотим воспитывать патриотизм у дошкольников : чувство любви к Родине, малой родине, своим родным, уважение к взрослым.
Целью моей работы является совершенствование нравственного воспитания, развитие личностной культуры ребенка, как основы его любви к Родине.
В средней группе продолжаем воспитывать чувство дружбы и взаимовыручки. В процессе разыгрывания сказок происходит воспитание интереса к русским народным сказкам, развивается культура общения.
В своей работе убеждаю детей, что любовь к Родине начинается с малого – с любви к матери, с уважения к людям, окружающих тебя, с родного дома, улицы, с умения находить вокруг себя то, что достойно восхищения.
Мама – самый дорогой и близкий человек. Огромную работу проводим с детьми к Международному Дню 8 марта. Вместе с детьми готовим инсценировки песен, конкурсы с участием мам и бабушек.
Приобщение к народным праздникам и традициям – важная особенность патриотического воспитания детей. Планирую организовать с детьми народные праздники: «Колядки», «Масленица», «Пасха». В процессе работы над праздником, дети много узнают о русских обычаях, традициях.
V слайд/ В своей работе по воспитанию патриотизма у детей использую произведения устного народного творчества. В пословицах, поговорках, сказках, былинах метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей.
VIслайд / Большое место в организации работы по этой теме, принадлежит - игре. Дети обыгрывают бытовые, трудовые, общественные сюжеты. Игры – драматизации по любым сказкам, использование различных видов театров : кукольный, настольный, плоскостной. Через все игры красной чертой проходит нравственное, эстетическое воспитание детей. Дети средней группы всегда демонстрируют свои “артистические” способности малышам. Все получают удовольствие, радость от общения. Театр – синтез всех видов искусств, и активное его использование помогает ребенку ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое отношение к тому уголку Родины, в котором он живет. Участвуя в театрализованных постановках, дети очень ярко и эмоционально выражают свое доброжелательное отношение к миру природы, окружающему миру.
VIIслайд /Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота, готовым встать на защиту Родины. VIIIВ группе создан уголок “Моя Родина”, где представлены фото - альбомы различной тематики, игры экологической направленности, есть глобус, портрет президента.
VIIIслайд / Работа по формированию чувства любви к родному краю, стране более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Родители не только большие и активные помощники детского сада, но и равноправные участники формирования личности ребенка. Родители вместе с детьми участвуют при проведении развлечений, в досугах и праздниках: “День защитника Отечества”, “День защиты детей” и другие. Всё это создает определенный настрой, зарождая в душе ребенка патриотические чувства.
Для родителей подготовила и провела консультации на темы: “Роль семейных традиций и обычаев в воспитании подрастающего поколения”, “Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников”, “Формирование гражданско - патриотической позиции детей дошкольного возраста”. Вдохновляю родителей к активному участию в сборе краеведческого и познавательного материала для пополнения экспозиции уголка в группе.
IX слайд /Создавая фольклорную среду как фактор национального воспитания, формирования в растущем человеке гражданской позиции, я буду учитывать следующее:
• внутреннее убранство группы, должно включать элементы народной культуры (изделия из лозы, дерева и глины; вышитые скатерти, полотенца; детские кроватки, люльки с комплектом постельного белья и лоскутным одеялом; деревянные столы, лавки и т. д.);
• соответствие возрастным психофизиологическим особенностям детей : наличие традиционных игрушек (куклы в традиционных костюмах, соломенная, глиняная игрушка в ассортименте; несколько видов народного театра : пальчиковый, вертепный, театр Петрушки, атрибуты к разыгрыванию народной драмы и т. д.);
• наличие произведений народного искусства.
X слайд В детском саду открыт музей “Русская изба”, где собраны предметы быта, произведения народного искусства. Куда с детьми мы ходим на экскурсии.
. Вывод: Таким образом, можно говорить о том, что использование театрализованного подхода в воспитательно-образовательном процессе по воспитанию патриотизма у детей среднего дошкольного возраста успешно помогает становлению у них таких его проявлений, как уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей, воспитанию чувства гордости за талант своего народа, уважения к другим народам, чувства сопричастности к культурному наследию.
Педагогическая теория и практика убедительно показывают, что формирование такого социально значимого качества личности как патриотизм, не просто возможно, но и необходимо начинать с самых ранних лет жизни.
XI слайд Спасибо за внимание