Галина Шинаева
Проект «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста в театрально-игровой деятельности». Пояснительная записка
▼ Скачать + Заказать документы
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Речевое развитие происходит в процессе предметной, познавательной, коммуникативной деятельности, игры. Театрализованная деятельность является разновидностью ведущей (игровой) деятельности, а значит, оказывает влияние на развитие детей дошкольного возраста, а также в силу своей специфики обладает определенным потенциалом в формировании речевых навыков ребенка.
Темочки:
- Проекты, проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли.
В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).
Тип проекта :
Практико-ориентированный, долгосрочный.
Возраст :
Дети 4-5-го года жизни (средняя группа детского сада).
Срок реализации: в течение учебного года (2013-2014гг).
Актуальность: Театрализованная деятельность является разновидностью ведущей (игровой) деятельности, а значит, оказывает влияние на развитие детей дошкольного возраста, а также в силу своей специфики обладает определенным потенциалом в формировании речевых навыков ребенка.
Цель: Развитие речи детей дошкольного возраста через театрально-игровую деятельность.
Задачи:
Развивать связную речь детей.
углублять и формировать базовые навыки устной речи, как ведущего средства общения и познания;
Подводить к умению:
выразительно интонировать голоса героев сказки;
использовать образные выражения при пересказе сказки;
выразительно передавать в мимике и движениях эмоциональное состояние героев сказок.
Совершенствовать:
лексико-грамматические средства языка;
звуковую сторону речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.
Ожидаемые результаты:
повышение темпа развития речи в целом, за счет включения детей дошкольного возраста в творческую деятельность.
позитивное взаимодействие детей в коллективе;
раскрытие творческого потенциала, воспитание творческой направленности личности;
целостное воздействие на речевую систему;
речевое раскрепощение ребенка, не смотря на имеющиеся у него речевые возможности
В работе для повышения уровня речи детей, мы решили использовать театрализованную деятельность.
Наметили примерный план занятия: (в занятия включены)
дыхательная и речевая гимнастика;
литературно-художественная практика (связная речь);
игры: пальчиковые, дидактические, подвижные, физкуьтминутки.
театрализованная деятельность
Важнейшая задача в работе с детьми среднего дошкольного возраста—воспитание правильного звукопроизношения, поэтому в игровые задания включаются динамические артикуляционные упражнения. Выполняя их, ребенок вырабатывает точность и скоординированность движений губ и языка, переключаемость с одного артикуляционного уклада на другой. Этой же цели служит психогимнастика и разнообразные мимические упражнения.
Дыхательная и речевая гимнастика помогает детям при помощи игр и упражнений сформировать правильное четкое произношение (дыхание, артикуляция).
В литературно-художественной практике дети учатся передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение и т. д., а также развивать воображение, умение представлять то, о чем идет речь, расширять словарный запас, сделать речь ярче, образнее.
Дидактические игры способствуют развитию у детей таких психических процессов, как внимание, память и мышление.
Пальчиковая гимнастика.
-Выполнение упражнений индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и стимулирует развитие речи.
-Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат понимать смысл речи. Повышают речевую активность ребёнка.
-Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой.
-Ребёнок учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
-Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
-В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Подвижные игры совершенствуют общую и мелкую моторику дошкольников.
Следует отметить, что все задания и игры, включенные в занятие, непосредственно связаны с сюжетом пересказанной детьми сказки.
В театрализованную деятельность входит драматизация, сюжетные этюды по сказкам, рассказам, стихам.
Итак. Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи.