Нина Савельева
Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Савельева Н. А. Воспитатель
Город Челябинск
МБДОУ ЦРР Д/С №366
Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.
Развитие речи у детей дошкольного возраста изучаются психологами, педагогами, невропатологами, лингвистами и другими учеными. При этом каждый рассматривает их под определенным углом зрения в соответствии с целями, задачами и средствами своей науки.
Публикация «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Речь рассматривается как сложившаяся исторически в процессе материально преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком [8, стр. 283]. Речь выполняет коммуникативную функцию (средство общения, интеллектуальную функцию (средство обобщения, индикативную (средство указания на предмет).
Основное назначение речи – служить средством общения между людьми. Наличие у ребенка выраженных нарушений речи обычно сказывается на всем его психическом развитии. Наличие тяжелых речевых расстройств и тем более полное отсутствие речи оказывают отрицательное влияние на формирование характера ребенка, приводят к отклонениям в его поведении [9, стр. 11,12].
Психологическая природа речи раскрыта в исследованиях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, И. А. Зимней, А. А. Леонтьева, Н. И. Жинкина и в трудах других ученых.
Дошкольное детство является периодом чрезвычайно интенсивного развития коммуникативных форм и функций языковой деятельности, практических речевых навыков, осознания речевой действительности. Это связано с усложнением деятельности ребенка и изменением его отношений с окружающими. Речь дошкольника приобретает функции установления социальных контактов и планирования, реализация которых обеспечивается монологической контекстной речью и формой внутренней речи. Важным направлением развития речи дошкольников является превращение ее в орудие мышления. Возросшая самостоятельность ребенка открывает возможности для возникновения различных творческих видов деятельности (изобразительной, конструктивной, начальных форм учебной и трудовой деятельности). У ребенка возникает потребность в формулировании замысла деятельности, в констатации затруднений, в рассуждениях по поводу способов выполнения деятельности.
К концу дошкольного периода дети должны владеть развернутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной.
Сегодня многие педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми. Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность.
С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра. Огромную, ни с чем несравнимую радость доставляет детям театр. Дошкольники очень впечатлительны, они особенно поддаются эмоциональному воздействию. В силу образно-конкретного мышления детей театрализация художественных произведений помогает им ярче и правильнее воспринимать содержание литературных произведений. Однако им интересен не только просмотр спектакля в настоящем театре, но и деятельное участие в своих собственных представлениях: подготовка декораций, кукол, создание и обсуждение сценариев.
Детство каждого из нас проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Игры для детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки, в которых кукла или сам ребенок имеет свои вещи, игрушки, мебель, одежду и так далее.
Ребенку предоставляется возможность побывать в роли актера, режиссера, декоратора, бутафора, музыканта. Каждый ребенок играет по-своему, но все они копируют в своих играх деятельность взрослых. По играм и как в них играют дети можно представить наше будущее общество.
Огромно и воспитательное значение в развитии речи дошкольников имеет театрализованная деятельность. У детей формируется уважительное отношение друг к другу, они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей в театрализованной деятельности, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, неавторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» - все это удивляет и привлекает.
Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение. Поэтому особое значение в детских образовательных учреждениях можно и нужно уделять театрализованной деятельности, которые помогут сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить общую культуру ребенка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями.
Любовь к театру становится не только ярким воспоминанием детства, но и ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и педагогами в необычном волшебном мире.
Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном.
Кроме того, коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; на самостоятельное творчество; развитие всех ведущих психических процессов; способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы; создает условия для социализации ребенка, усиливая при этом его адаптационные способности, развивая речь; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов.
При проведении непосредственно образовательной деятельности с использованием театрализованной деятельности необходимо использование различных методик педагогов новаторов, таких как Артемова Л. В. театрализованные игры дошкольников (методическое пособие, Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. театрализованные игры в детском саду (методическое пособие, технология проблемно – развивающего обучения, Боровик Т. А., Жилина В. А., Тютюнниковой Т. Э. Это дает возможность экспериментировать, нетрадиционно организовывать взаимодействие с ребенком, создавая условия для развития их творческих способностей.
Развитие речи у будущих школьников, их подготовка к обучению в рамках ФГОС общего образования является одной из задач образовательного учреждения. Основным направлением становления и развития речи детей является театрализованная деятельность в детском саду.
В настоящее время реализация содержания образовательных областей «Коммуникация» и «Социализация» является важнейшим звеном в процессе творческого и познавательно-речевого развития ребенка-дошкольника. Организуя театрализованную деятельность детей, находится решение многих проблем современной педагогики и психологии, связанных с художественным образованием и воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, обучением вербальным и невербальным видам общения.
Работа по театрализованной деятельности ведется в тесном контакте с педагогическим коллективом: музыкальным руководителем, учителем-логопедом, педагогом-психологом и инструктором по физическому воспитанию. А для более успешной работы создается предметно-пространственная среда.
Сотрудничество с родителями включило в себя такие формы работы, как выступление на родительских собраниях; индивидуальное консультирование; помощь в изготовлении атрибутов, театральных костюмов и декораций; участие в написании сценариев и так далее.
Таким образом, неотъемлемым элементом и важнейшим средством коррекционно-воспитательной работы является театрализованная деятельность. Это обусловлено тем, что обладая большим развивающим потенциалом, театрализованная деятельность оказывает огромное влияние на психофизическое развитие дошкольника, а так же она оказывает большое влияние на развитие высших психических функций, в особенности на развитие речи детей дошкольного возраста.
Список литературы:
1. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание. – 2005. – №4. – 24 с.
2. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. – М., 1991.
3. Баряева Л. Б. Театрализованные игры – занятия/ Баряева Л. Б. - Санкт-Петербург, - Издательство «СОЮЗ» 2001. – 310 с.
4. Выготский Л. И. Из записок конспекта к лекциям по психологии детей дошкольного возраста // Д. Б. Эльконин. Психология игры. – М. : Просвещение, 2004. - 398 с.
5. Доронова Т. Н. Играем в театр / Доронова Т. Н. - М. : Просвещение, 2004, - 300 с.
6. Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду // Дошкольное воспитание №4. – 2005
7. Неменова Т. Развитие творческих проявлений детей в процессе театрализованных игр // Дошкольное воспитание. – №1. – 1989
8. Понятийно–терминологический словарь логопеда \ под ред. В. И. Селиверстова. М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. – 400 с.
9. Развитие речи детей дошкольного возраста. Пособие для воспитателей дет. сада. Под. ред. Ф. А. Сохина. М., «Просвещение», 1976 г.