Ольга Мельник
Проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект духовно - нравственного воспитания дошкольников
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в кризисе экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Продолжается разрушение института семьи: через т. н. «половое просвещение» у детей формируются несупружеские, антиродительские и антисемейные установки.
Публикация «Проект „Духовно-нравственное воспитание дошкольников“» размещена в разделах
Смещение акцентов в развитии маленьких детей в сторону ранней интеллектуализации, не способствуют духовному развитию, в погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие маленького человека, без которых все накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Этот проект даёт возможность решать проблемы духовно-нравственного воспитания, стоящие перед нашим обществом. В настоящее время семейное воспитание находится в стадии кризиса. Причинами кризиса современной семьи и семейного воспитания является рекламирование СМИ образцов низкопробной культуры, разгул бескультурья, распущенности, эгоизма и насилия; материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о милосердии, великодушии, доброте, справедливости, патриотизме, гражданственности.
Гипотеза. Если планировать воспитательный процесс в соответствии с проектом данной программы, обращаясь к духовно-нравственным традициям отечественного образования и воспитания, то это значительно повысит эффективность воспитательной работы по духовно-нравственному развитию обучающихся, повысит компетентность педагогов, обучающихся, родителей, расширит воспитательное пространство и обеспечит активный выход на социум.
Актуальность программы определяется потребностью общества в духовно – нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума.
В старшем дошкольном возрасте происходит начало осознанного восприятия мира. Поэтому этот возраст является одним из благоприятных периодов воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни. «Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребёнке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твёрдой и свободной воли»,- писал Н. И. Пирогов.
Основная цель заключается в том, чтобы на основе сотрудничества семьи и ДОУ воспитать личность, стремящуюся к духовному росту, доброте, способную противостоять злу.
Наш проект- это поиск новых подходов, нового содержания, новых форм и новых решений в воспитании у детей духовности и нравственности.
Система духовно – нравственного воспитания включает следующие направления:
формирование потребности в здоровом образе жизни;
формирование духовности дошкольников через отношение к литературе, средствам массовой информации;
эстетическое развитие детей;
сотрудничество семьи и ДОУ
обращение к духовно – нравственным традициям и ценностям своего народа.
Программа духовно- нравственного воспитания дошкольников является целенаправленным воспитательным процессом и предполагает определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических действий. Особое место отводится семье, как первому наставнику ребёнка, а также коллективно – творческой деятельности, которая способствует перенаправлению энергии дошкольника из деструктивного направления в конструктивное.
Цели.
Сохранение духовно-нравственного здоровья детей, приобщение их к духовным и нравственным ценностям.
Возрождение лучших отечественных традиций семейного воспитания.
Задачи.
Становление духовно-нравственных ценностей у воспитанников. Воспитание чувства благоговения к святыням, почтения и любви к родителям и окружающим, бережного отношения к окружающему миру через компетентностный подход в образовании.
Повышение общественной роли семьи как первого наставника ребёнка в духовно-нравственном воспитании.
Способствовать повышению значения семейных ценностей.
Основные принципы проекта.
Принцип интеграции: сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание.
Педоцентрический: отбор наиболее актуальных для детей данного возраста знаний, необходимых для индивидуального психического и личностного развития каждого обучающегося, предоставление каждому ученику возможности удовлетворить свои познавательные интересы.
Культурологический: воспитание строится в соответствии с ценностями, нормами и особенностями национальной культуры, с учётом традиций своего края и возможностями восприятия дошкольника.
Краеведческий: используя местное окружение, проводятся экскурсии на природу, на производство, в музеи, храмы для накопления чувственного опыта.
Принцип непрерывности и преемственности воспитания в семье и школе на основе сотрудничества (чтобы не заменяли, а дополняли).
Основное содержание проекта.
Программа включает в себя 6 блоков на основе сотрудничества, сотворчества, совместного поиска ДОУ, семьи, детских образовательных учреждений, музея, библиотеки,, учреждений здравоохранения, редакции ТРК «Луч», общественных организаций.
1.
Давайте познакомимся
диагностика воспитателей, воспитанников, их родителей о духовно-нравственных ценностях;
изучение семей, семейных традиций, взаимоотношений в семье
тестирование, анкетирование, опрос, творческие работы, воспитательские наблюдения, беседы
2.
Как прекрасен этот мир. раскрытие нравственной стороны познания окружающего мира, его богатства, красоты и разнообразия;
воспитание чувства ответственности по отношению к природе, понимание взаимосвязи живой и неживой природы;
формирование средствами предметов художественно-эстетического цикла духовно-нравственную личность, способную отличать внешнюю красоту от внутренней, стремящуюся к гармонии
чтение художественной литературы по духовно-нравственной теме,
этические беседы, совместные экскурсии, часы общения,, выставки, семейные чтения, семейные посиделки
3.
Берегите людей формирование ценностного отношения к семье, её традициям;
воспитание почтения и любви к родителям и окружающим;
расширение представлений о близких людях, о предках, их вкладе в прошлое и настоящее своего края, Отечества;
повышение компетентности родителей в духовно-нравственном воспитании обучающихся к духовному росту, к высшим духовным ценностям;
организация сотрудничества по вопросам формирования духовно-нравственных качеств и культуры поведения обучающихся;
беседы,, семейные праздники, посиделки, дни именин и дни рождения, экскурсии, походы, совместные выставки, творческие встречи, конференции, индивидуальные консультации, дни открытых дверей, лекторий и практикум для родителей и др.
4.
Здоровый образ жизни. формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни и привитие навыков ответственного отношения к нему;
профилактика вредных привычек;
на примерах семьи, средствами художественно-эстетического цикла воспитывать нравственную личность, стремящуюся к правде, добру, красоте внутренней и внешней.
совместные прогулки, кроссы, спортивные соревнования, праздники, беседы-практикумы, походы, эстафеты, турниры, акции, встречи и пр.
5.
Учёба и труд рядом идут. формирование ценности знания, ориентированного на идею педагогики сотрудничества;
воспитание положительного отношения к труду как важной ценности, развитие потребности в творческом труде;
формирование единства знания и духовности направленного на благо человека, Отечества.
беседы, экскурсии, праздники, ролевые и деловые игры,, встречи с интересными людьми, выставки, конкурсы и т. д.
6.
Я - россиянин. воспитание любви к родному краю, чувства благоговения к святыням, уважения к защитникам Отечества;
знакомство с изменениями в общественно-политической жизни страны, развитие чувства патриотизма;
развитие личности гражданина, защитника Отечества, ответственного отношения к семье, к людям
поддержка стремления семьи к духовному росту, к высшим духовным ценностям, реализующимся в служении ближним, обществу, Отечеству.
экскурсии в храм,, музеи, посещение праздничных служб, знакомство с подвигами святых и героев своей Земли, этические беседы, встречи с семьями,, просмотр и обсуждение фильмов, и т. д.
Литература.
1. Азбука нравственного воспитания : Пособие для учителя. / Под ред. И. А. Каирова, О. С. Богдановой. - М. : Просвещение, 1997;
2. Богданова О. С., Петрова В. И. Методика воспитательной работы в начальных классах/ - М. : Просвещение, 1980;
3. Воспитание личности школьника в нравственной деятельности: Метод. рекомендации/ Ом. гос. пед. ин-т им. Горького. - Омск: ОГПИ, 1991;
4. Даведьянова Н. С. О понимании духовности в современном обществе. / Православная педагогика: Традиции и современность. – Сборник лекций и докладов ВГПУ, 2000;
5. Давыдова Н. В. Мастера: Книга для чтения по истории православной культуры. - М. : Издательский дом «Покров», 2004;
6. Измайлова А. Б. Православная педагогическая мысль о почитании родителей (русские народные традиции воспитания)/ Православная педагогика: Традиции и современность. – Сборник лекций и докладов ВГПУ, 2000;
7. Игумен Иоасаф (Полуянов) – Задачи воскресной школы и семейного воспитания. https://www.wco.ru/biblio/books/pedagog2/;
8. Карпов И. А. Азбука нравственного воспитания/ М. : Просвещение,1979;
9. Макаренко А. С. Книга для родителей. / - М. : «Педагогика», 1988;
10. Орехов Д. Святые места России. -С-Пб. : Издательский дом «Новый проспект», 1999;
11. Православная культура в школе: Учебно–методическое пособие для учителей общеобразовательных школ/ январь-декабрь / М. : Издательский дом «Покров», 2004;
12. Саляхова Л. И. Настольная книга классного руководителя: личностное развитие, учебная деятельность, духовное и физическое здоровье школьника. 1-4 классы. -М. : Глобус, 2007;
13. Сурова Л. В. - Православная педагогика как общественное и духовное явление. https://pedagog.eparhia.ru/for_pedagog/;
14. Священник Алексий Уминский – Размышления о школе и детях. https://www.wco.ru/biblio/books/pedagog1/;
15. Успенский кафедральный собор. Омская святыня. Омск. : Издательство «Русь», 2007;
16. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения/ М. : «Педагогика», 1988;
17. Энциклопедия семейного воспитания и обучения - протоиерей А. И. Маляревский. https://pedagog.eparhia.ru/
Цели проекта :
• Становление духовно-нравственных ценностей у обучающихся.
• Отношение к святыням, почтения и любви к родителям, товарищам и окружающим, к окружающему миру, к своему здоровью.
• Повышение интеллектуально-творческого потенциала и деятельной мотивации обучающихся.
•. Снижение уровня агрессивности, заболеваемости
• Повышение значения семейных ценностей.
• Знание семейных традиций, истории и культуры своего края, Отечества.
Участники реализации проекта
• Дети.
• Педагоги.
• Родители.
• Социум.
Планируемые результаты
• Обучающиеся имеют представления:
• о семейных традициях, об особенностях семейных отношений;
• о духовных и нравственных ценностях;
• о ценностном отношении к здоровому образу жизни, к окружающему их миру;
• знакомы с историей и культурой своей страны;
• умеют беречь и поддерживать красоту;
• проявляют сострадание, сочувствие, сопереживание, сорадость;
• верят в свои силы, имеют желание самоотверженного служения на благо Родины;
• стремятся к добру и неприятию зла.
Родители:
сотрудничают в тесном контакте сДОУ и другими учреждениями по формированию духовно-нравственных ценностей у обучающихся, воспитанию чувства благоговения к святыням;
воспитывают любовь и почтение к дому, семье, близким, и окружающим, бережное отношение к окружающему миру;
являются примером в стремлении к духовному росту, к высшим духовным ценностям, реализующимся в служении ближним, обществу, Отечеству;
понимают, что только семья, как первый наставник ребёнка, может воспитать в детях духовные и нравственные ценности.