Светлана Юрьевна Шумаева
Духовно-нравственное воспитание дошкольников (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Современный мир со всеми его трудностями и оживленным темпом жизни, которые зачастую отводят человека от нравственности и не дают времени осознать это, требует от сферы образования расстановки определенных акцентов. В этом отношении педагогу следует уделять особое внимание духовно-нравственному воспитанию. Особенно это касается педагогов дошкольного образования, поскольку они работают с детьми в момент закладки в них особенностей характера, которые в итоге приведут к становлению личности.
Публикация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников (из опыта работы)» размещена в разделах
Как воспитать высоконравственного человека в условиях, когда повсеместно материальные ценности оказываются выше духовных? Воспитателю дошкольного образовательного учреждения важно двигаться одновременно во многих направлениях, среди которых:
- тесная работа с родителями воспитанников;
- работа с текстами литературных произведений;
- обращение к историческому прошлому и культуре нашей страны и народов, ее населяющих;
- игровая деятельность;
-близость к природе;
- работа с наглядным материалом (серии картинок с раскрытием определенной ситуации).
Сотрудничество воспитателей дошкольных образовательных учреждений и родителей важно и обязательно и может включать в себя следующее:
1. Родительские собрания (очень полезно посвящать родительские собрания разговору о педагогах-классиках, их идеях, их представлениях о воспитании. Кроме того, интересны родительские собрания, на которых родители делятся своим опытом в воспитании детей друг с другом).
2. Родительские собрания в нетрадиционной форме (собрания родителей вместе с детьми, моделирование ситуаций - например, путем сценок – где нужно действовать нравственно, с чуткостью и доверием по отношению к окружающим).
3. Индивидуальные беседы с родителями.
4. Изготовление совместно с родителями и детьми мини-выставок, иллюстрационного материала, отражающих проблемы нравственности.
5. Рекомендации родителям в подборе литературы для семейного чтения, консультирование о возможных беседах и размышлениях с детьми после ее прочтения.
Вообще, говоря о литературе, нельзя не отметить факт ее колоссального воздействия на развитие ребенка уже в дошкольном возрасте. Ведь от того, полюбит ли ребенок книги, зависит очень многое. В книгах скрыт огромный потенциал
Поэтому так важно заниматься с детьми в детском саду, организуя коллективное чтение, обсуждение, решение проблемных вопросов. В качестве примера, приведем широко известный рассказ Льва Толстого «Косточка». Рассказ моделирует ситуацию, которая может оказаться вполне знакомой для детей (а может быть, и очень знакомой, в связи с чем беседа по нему будет иметь большое воспитательное значение.
- почему Ваня съел сливы?
- должен ли был мальчик поступать таким образом?
- о чем он должен был подумать?
- почему Ваня сразу не признался в том, что это он съел сливы?
- почему Ваня заплакал?
Другое не менее важное направление в деятельности педагога в воспитании духовно-нравственного человека – это обращение к историческому прошлому нашей страны. С дошкольниками можно рассматривать такие события как крещение Руси (акцентируя внимание на том взлете культуры и образования, который имел место быть сразу же после этого исторического события, Куликовская битва (в т. ч. благословение Сергия Радонежского перед битвой) и т. д. Здесь же следует рассказывать детям о культуре, обычаях народов, которые исстари населяли территорию нашей страны.
Историческая преемственность поколений дает возможность человеку учиться у своих предков, брать с них пример или, напротив, предостерегать себя от совершенных ими ошибок. Если такая преемственность не соблюдается в процессе воспитания, то человек теряет слишком многое, остается наедине с вызовами современного мира и зачастую прогибается под ними.
Воспитателю также важно перенимать идеи ведущих педагогов в истории – педагогов-классиков. Принципы воспитания, выработанные ими, остаются актуальными и необходимыми для растущего человека (гуманистического подхода, природосообразности, культуросообразости и т. д.).
Приведем некоторые цитаты педагогов-классиков, касающиеся затрагиваемого нами вопроса:
- К. Д. Ушинский: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познанием»;
- В. А. Сухомлинский: «Сопереживанию надо учить – так же вдумчиво, заботливо, осторожно, как учат детей делать первые самостоятельные шаги. Сопереживание – это одна из самых тонких сфер познания, познания мыслями и сердцем».
- Н. И. Пирогов писал: «Учение Спасителя, разрушив хаос нравственного произвола, указало человечеству прямой путь, определило и цель, и средоточие житейских стремлений».
В настоящее время нередким в условиях дошкольного образовательного учреждения является празднование церковных праздников – Рождества, Пасхи. В связи с этим уместно проводить с детьми беседы, раскрывающие смысл этих праздников, их причины. Например, при подготовке к Пасхе в течение пасхальной недели можно провести занятие (праздник) в нестандартной форме. Это комплексное мероприятие, которое включает в себя познавательную часть (воспитатель рассказывает детям о празднике светлой Пасхи, знакомит их с традициями этого религиозного праздника, игровую часть (стихи, игры, творческую часть (изготовление пасхального яйца – аппликация). Виды деятельности должны чередоваться, и за познавательным компонентом следовать игры и эстафеты, а затем уже дети выполняют творческую работу. Целью такого мероприятия является формирование у детей представления о христианском празднике Пасха, приобщение их к православной культуре.
Огромное внимание следует уделять идеям близости человека к природе, гармонии с ней. Воспитывая чувство красоты, мы воспитываем нравственного человека. Воспитывая бережливое отношение к природе, мы воспитываем нравственного человека. Человек, который пожалеет голодного воробышка – это уже нравственный человек, который вряд ли совершит злой поступок в отношении людей. Человек, который не сорвет красивый цветок, а оставит его для созерцания другим людям – нравственный человек, который вряд ли сумеет украсть у своего ближнего. Вспоминаются принципы воспитания Сухомлинского, который учил детей, готовящихся к школе, именно красоте, восприятию природы, ее красок и звуков («Красота воспитывает нравственную чистоту»)
Воспитание – длительный процесс, не прерывающийся ни на минуту. Как поделить одну игрушку, которая в данный момент оказалась привлекательной для двух и более детей? Что сказать ребенку, который поднял руку на товарища, хуже того, устроил драку? Что сказать родителям, когда их ребенок диктует в раздевалке свои правила? Что сказать этому ребенку?
Есть ли у воспитателя время обдумывать каждую ситуацию? Самоанализ – важный этап работы дошкольного педагога. Именно он позволяет в последующем гораздо быстрее реагировать на каждую спорную ситуацию и находить нужные слова в нужное время.
Нельзя не учитывать те процессы, которые касаются семьи в современном обществе. Статистика бракоразводных процессов показывает, что разводы в современной России являются чуть ли не повседневным обыденным мероприятием, которым нельзя никого удивить. Особенно страшно в этой ситуации является то, что страдают дети, которые могли бы расти в «домашней Церкви», то есть в семье, где семейная жизнь строится на основе любви, уважения, согласия. В связи с этим воспитание духовно-нравственного человека невозможно путем разовых мер, отдельных мероприятий. Это должно быть комплексное становление личности, и задачей воспитателя ДОУ является всячески содействовать этому своими силами и силами каждой отдельной семьи в тесном сотрудничестве.