Людмила Матюшенко
Проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе православной культуры»
▼ Скачать + Заказать документы
«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы,
что вошло в его разум и сердце из окружающего мира –
от этого в решающей степени зависит,
каким человеком станет сегодняшний малыш».
В. А. Сухомлинский
Гипотеза
Если постепенно знакомить детей дошкольного возраста с основами православной культуры, то в будущем это способствует становлению духовно – нравственной позиции личности, основанной на таких качествах, как милосердие, доброта, ответственность, порядочность, чувство долга, личное достоинство, справедливость.
Публикация «Проект „Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе православной культуры“» размещена в разделах
- Православие. Основы православной культуры, праздники
- Проекты
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
Паспорт проекта
Тип проекта : развивающий, обучающий
Характер контактов: открытый, групповой
По форме реализации: долгосрочный
Участники проекта :
Дошкольники 6-7 лет (подготовительная группа)
Воспитатели
Учитель-логопед
Родители (законные представители)
Социум (Библиотека, станичный музей, Храм Святой Троицы)
Актуальность
Духовно-нравственное воспитание одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.
В настоящее время материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребёнка. Именно в этот период ребёнок приобщается к миру общественных ценностей. Именно в этом возрасте ребёнок входит в этот огромный, удивительный и прекрасный мир. Только в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно - нравственных ценностей, которая будет определять отношение взрослого человека к миру и его проявлениям во всем его многообразии. У дошкольника формируются основы отношения к себе, к близкому окружению и к обществу в целом. В процессе духовно - нравственного воспитания углубляются и расширяются понятия о родных людях в семье, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками, даются представления о непосредственном (дом, двор, улица, город) и далеком окружении (край, страна). Нравственное воспитание дошкольника - это целенаправленное педагогическое воздействие по ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности. Если ребенок в детстве испытал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, уважение к трудящемуся человеку, восхищение подвигом, подъем от соприкосновения с прекрасным, он тем самым приобрел «эмоциональный опыт», который будет иметь большое значение для его дальнейшего развития.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».
Одним из жанров, влияющим на духовно-нравственное развитие детей, являются пословицы и поговорки. Яркость, емкость, эмоциональность образа – всё это воздействует на нравственно-эмоциональную сферу дошкольников. Противоречие, глубоко заложенное в смысл пословиц и поговорок, много вариативность возможного толкования помогают воспитателю создать проблемную ситуацию, решение которой требует от ребёнка нравственного выбора, и, конечно же, побуждают ребенка найти выход из данной ситуации. В пословицах и поговорках в краткой форме и очень метко оцениваются различные жизненные моменты, восхваляются положительные качества, высмеиваются человеческие недостатки. Они содержат целый комплекс рекомендаций, которые выражают народное представление о человеке, о процессе формирования личности, о духовно-нравственном воспитании в целом. Всё это способствует духовно-нравственному развитию дошкольников.
В духовно-нравственном воспитании большая роль принадлежит не только дошкольному учреждению, которое посещает ребёнок, но и семье. Вся воспитательная работа должна строиться на основе единства знаний, убеждений и действия воспитателя и родителей. Огромное значение имеет пример взрослых: воспитателя, родителей и других близких людей из окружения ребёнка. Именно на положительных эпизодах из жизни старших членов семьи у дошкольников формируются понятие «что такое хорошо, а что такое плохо». Воспитателю необходимо помочь родителям осознать, что именно в семье, должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные нашими дедами и прадедами, и что в первую очередь родители главные ответственные за воспитание своих детей.
Проект – прекрасная возможность поразмышлять о роли семьи в жизни маленького человека, о традициях семей, их развитии и изменении в современных условиях. Основная цель заключается в том, чтобы на основе сотрудничества семьи и ДОУ воспитать личность, стремящуюся к духовному росту, доброте, способную противостоять злу.
Цель проекта
Воспитание духовно-нравственной личности ребенка, через приобщение дошкольников к основам православной культуры.
Воспитание у дошкольников высоких духовно-нравственных качеств, любви к Родине и семье – уважительного отношения к труду, культурному наследию, освоению духовно-нравственных традиций народа (норм поведения, навыков общения и взаимной помощи).
Задачи проекта
• Приобщение детей к традиционным для православной России духовно-нравственным ценностям;
• Интегрирование содержания духовно-нравственного воспитания в игровую и творческую деятельность детей;
• Обогащение словарного запаса детей в процессе духовно-нравственного воспитания и развитие диалогического общения;
• Воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми;
• Воспитание интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю,
• Способствовать повышению значения семейных ценностей
• Создание условий для реализации основных направлений ФГОС дошкольного образования, достижения целевых ориентиров дошкольного образования.
Ожидаемые результаты реализации проекта
Дошкольники
• обеспечение эмоционального благополучия ребёнка и создания внутренних предпосылок для дальнейшего личностного развития;
• имеют представления о семейных традициях, об особенностях семейных отношений;
• развитие социальных компетенций ребёнка в коллективе и в общении друг с другом;
• усвоение ребенком вечных человеческих ценностей - духовных и нравственных : милосердия, сострадания, правдолюбия; в стремлении его к добру и неприятии зла.
• знакомы с основными православными праздниками
Педагоги
• углубление и совершенствование компетентности педагогических кадров образовательного учреждения в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников;
• разработка комплексно-тематического планирования воспитательно-образовательного процесса по духовно-нравственному воспитанию.
Для родителей
• реализация преимущественного права родителей в развитии и воспитании своих детей;
• создание системы социального партнёрства МДОУ и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей;
Методы реализации проекта
Для реализации проекта мы используем следующие методы: наглядно-действенный, словесно-образный, практический.
Наглядно-действенный метод используется вовремя:
• показа сказок (педагогами, детьми);
• рассматривания книжных иллюстраций, репродукций;
• проведения дидактических и музыкально-дидактических игр;
• наблюдений;
• экскурсий;
• воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях
Словесно-образный метод представляется наиболее эффективным в процессе:
• чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем;
• чтение сказок и стихотворений детьми, воспитателем с последующей драматизацией:
• бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
• ответов на вопросы педагога, детей;
• проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации, игры с музыкальным сопровождением и др.);
• загадывания и отгадывания загадок;
• рассматривания наглядного материала;
• рассказов детей о своих впечатлениях;
• разбора житейских ситуаций;
Практический метод используется, когда необходимо:
• организация продуктивной деятельности: ИЗО
(впечатления после занятия-утренника, ручной труд, роспись пасхальных яиц и т. д.)
• проведение игр:
со строительным материалом, дидактические («Хорошие и плохие поступки», подвижные («Два острова», малоподвижные («Глухой телефон», и др.)
Ресурсы, необходимые для запуска проекта
• Обеспечение материально-технических условий (оформление группы, музыкального зала);
• Подбор литературы по теме; произведений русского народного творчества; наглядного материала (иллюстрации, фотографии, репродукции);
• Подготовка материала для продуктивной деятельности;
• Подборка подвижных, дидактических игр,
• Использование мультимедийного комплекса и презентаций к занятиям.
Реализация проекта
Организационный этап
Предварительная работа с семьями воспитанников :
• согласия родителей (участие детей и семей в данном проекте, экскурсии в храм, мероприятия согласно календарному планированию);
• анкетирование;
• беседы, консультации;
• нормативно-правовое обеспечение организации проекта;
• первоначальное введение детей в основы Православия.
Основной этап
• Разработка и практическая реализация данного проекта (тематическое планирование работы с детьми и родителями).
• Формирование системы сотрудничества с родителями по вопросам духовно- нравственного воспитания; информационно-просветительская и культурно- просветительская деятельность.
• Активное взаимодействие с родителями и педагогами ДОО.
• Пополнение православной художественной литературы для чтения детям, обновление информации в родительских уголках. т. д.). Работа с родителями проходит в форме анкетирования, родительских собраний, бесед, оформление папок – передвижек («Роль религиозных праздников в семье», «Праздник Пасхи», «Что такое таинство крещения, и зачем мы крестим наших детей», «Праздник Рождества Христова», «Православное воспитание детей» и т. п.)
Итоговый этап
• Анализ и подведение итогов проекта
• Обработка данных, соотнесение результатов с поставленными целями.
• Подготовка методических рекомендаций и пособий. Результативность и эффективность проекта можно выявить путем диагностического исследования. Обследование дошкольников проводится два раза в год: до начала введения данного проекта и после – итоговая диагностика, по результатам которой на основе сравнительного анализа можно будет сделать вывод об эффективности произошедших изменений у детей.
Формы работы с родителями
Анкетирование
«За круглым столом»
Информационно – методического характера
Информационные стенды
Тематические родительские собрания
Индивидуальные консультации и беседы
Открытые показы (праздники с привлечением родителей)
Изготовление папок – передвижек
Культурно – массового характера
Праздники и развлечения
С педагогами и сотрудниками ДОУ:
1. консультации;
2. педсоветы, семинары-практикумы;
3. экскурсии в Храм Святой Троицы;
4. беседы, беседы-диспуты;
5. подбор художественных произведений духовно-нравственной направленности для работы с детьми;
6. анкетирование и тестирование;
7. подготовка и проведение занятий-утренников.
На утренниках угощение традиционным праздничным блюдом: на Пасху – куличом, на Рождество – конфетами, на Масленицу – блинами и т. д.