Светлана Полякова
Формирование духовно-нравственных ценностей детей дошкольного возраста на основе православной культуры
▼ Скачать + Заказать документы
Настоящее и будущее российского общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного наследия, исторических и культурных традиций, норм общественной жизни, сохранение национального достояния всех народов России. Детей необходимо приобщать к семейным традициям и обычаям, повышать интерес к ценностям семьи, но содержание работы в детском саду не обеспечивает решения поставленной задачи в полной мере. В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны.
Публикация «Формирование духовно-нравственных ценностей детей дошкольного возраста на основе православной культуры» размещена в разделах
В светском понимании духовное развитие предполагает развитие души через удовлетворение духовных потребностей. Поэтому, именно так мы говорим о духовном человеке : с увлечением занимается любым делом, наукой, искусством, любит музыку, литературу, живопись, театр, интересуется отечественной историей, он ответственен, великодушен, добр по отношению к людям.
Особо значимым является период дошкольного детства, период первоначального вхождения ребенка в этот огромный, удивительный и прекрасный мир. Именно в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно - нравственных ценностей, определяющая отношение человека к миру во всем многообразии его проявлений. У ребенка формируются основы отношения к себе и к окружающим, обществу в целом. В процессе духовно - нравственного воспитания расширяются и углубляются понятия о родных людях в семье, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками, даются представления о непосредственном и далеком окружении (дом, двор, улица, город, страна).
Целью нашей работы является сохранение духовно-нравственного здоровья детей, приобщение их к духовным и нравственным ценностям, возрождение лучших отечественных традиций семейного воспитания.
С педагогами были проведены беседы с отцом Дмитрием, отцом Михаилом о вере, о житие святых, православных праздниках, консультации на темы «Библия для самых маленьких», «Особенности организации образовательного процесса по приобщению детей к национальной культуре»; семинары-практикумы, тренинги на темы «Противоречия духовного и атеистического мировоззрения», «Игры в нравственном воспитании детей», «Совершенствование личности воспитателя»; педсоветы на темы «Формирование духовно-нравственных ценностей детей дошкольного возраста», «Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста», «Приобщение детей дошкольного возраста к национальной культуре народов Поволжья». Воспитатели оформили в группах уголки по православному воспитанию, где представлены иконы, книги, православные календари и многое другое, создана и обогащается фонотека, библиотека по данному вопросу.
Чтобы плодотворно и полноценно решать задачи духовно-нравственного воспитания, мало измениться самому педагогу, но необходимо наладить и контакт с родителями. С ними мы провели анкетирование, родительские собрания на темы «Нравственные отношения в семье и в детском саду», «Через красивое – к человечному…», «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста»; консультации на темы «Нравственное воспитание детей», «Библия для самых маленьких», «Особенности организации образовательного процесса по приобщению детей к национальной культуре». Для родителей готовятся информационные листы, где они знакомятся с народными песнями, играми, загадками, пословицами. Совместно с детьми и родителями провели такие праздники, как «Пасха», «Чувашия – край родной», «Рождественские посиделки», «Никола зимний», «Масленица». Родители помогали в оформлении альбомов «Православные праздники», «Колокола», «Пословицы и поговорки», «Я и моя семья», в изготовлении атрибутов к инсценировкам сказок, в шитье русских народных костюмов.
В детском саду ведется работа с детьми по знакомству с кругом православных праздников, укладом жизни русского народа, проводим такие игры, как «Угадай на ощупь», «Где звенит колокольчик», «Чего не бывает?» и т. п. В свободное время читаем с детьми рассказы, русские народные сказки, где дети узнают о добре и зле, о милосердии, внимательному отношению к близким. В ходе бесед ребенок узнает новые слова (гостеприимство, сочельник, трапеза, прялица и т. п., потешки, поговорки о доброте, загадки о зиме, весне, животных, птицах, что обогащает жизненный опыт детей. Детям нравятся такие конкурсы, как «Пасхальное яичко», «Чудеса из теста». На музыкальных занятиях дети знакомятся с особенностями православной музыки – звоном колоколов, звучанием хора (слушание песнопений Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и праздничных пасхальных звонов). Разучивают народные песни, игры, хороводы, пословицы и поговорки.
Создание единой системы духовно-нравственного воспитания в дошкольном учреждении на основе взаимодействия всех участников образовательного процесса постепенно приносит положительные результаты.
В детском саду создаются необходимые условия для осуществления работы в данном направлении, повышается духовно-нравственный потенциал педагогов и профессиональная компетентность в вопросах православного воспитания дошкольников, растет интерес родителей к духовной жизни ребенка, растет число семей, посещающих церковь, родители включаются в деятельность детского сада, направленную на духовно-нравственное развитие детей.