Наталья Николаевна Шумеева
Презентация опыта работы по основам православной культуры «Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ДОУ
Н. Н. Шумеева
Педагог дополнительного образования
МАДОУ «Яйский детский сад «Кораблик»
Слайд 1 За последние годы развитие новых технологий привело к тому, что духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста отошло на второй план. Слайд 2 Поэтому, еще четыре года назад педагоги нашего детского сада посчитали необходимым обратиться к истокам русской народной культуры, так как она отражает жизнь русского народа, его опыт, духовный мир, его мысли и чувства.
Публикация «Презентация опыта работы по основам православной культуры „Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Православие. Основы православной культуры, праздники
- Темочки
Слайд 3 Для реализации духовно-нравственного воспитания детей в нашем ДОУ, в соответствии с ФГОС ДО мною был разработан учебно-методический комплекс по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. Который включает: рабочую программу, CDдиск к конспектам занятий и 36 конспектов занятий. Рабочая программа направлена на духовно-нравственное воспитание дошкольников, предназначена для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет). Срок реализации программы– 1 год.
Программа включает в себя логически обустроенные разделы, представленные в доступной для детей форме и объеме. Она призвана раскрыть внутренний мир детей и помочь им стать добрее, чище, счастливее. В занятиях сочетаются три тенденции – воспитательная, образовательная и развлекательная. Пользующаяся приоритетом воспитательная тенденция основана на том, чтобы дать детям представление о добре и зле.
Слайд 4 Данные занятия с детьми проводятся на объединении по основам православной культуры, во время экскурсий.
Слайд 5 Цель объединения вы видите на слайде
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, конструктивной, музыкальной, изобразительной, двигательной, восприятие художественной литературы фольклора.
Для достижения цели решаются следующие задачи:
Слайд 6
Особое внимание на объединении по основам православной культуры уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как:
• патриотизм;
• активная жизненная позиция;
• творческий подход в решении различных жизненных ситуаций;
• уважение к традиционным ценностям.
Слайд 7
Важнейшим условием реализации программы является создание развивающей и эмоционально комфортной для ребенка образовательной среды. В нашем дошкольном образовательном учреждении создан обуродована изба.
Слайд 8
В ней представлены предметы русского народа: люлька, ухваты, русские самовары и многое другое. В переднем углу – икона.
Слайд 9
Главным средством духовно-нравственного развития личности ребенка является введение его в православную культурную традицию, а также народную культуру через воспроизведение годового цикла праздников,
Слайд 10 труда, игр использование специально-отобранных народных сказок и малых фольклорных форм. Детям по-новому открывается жизнь людей и природы через знакомство с музыкальными произведениями, чтение поучительных рассказов на евангельские темы.
Слайд 11 Реальными, значимыми, содержательными, непридуманными событиями наполняется целый год, в котором самое видное место занимают праздники, радостный мир православия. В течение года дети знакомятся с детской библией, историей Ветхого и Нового Завета, русскими народными традициями, обычаями русского народа.
Слайд 12 На объединении воспитанники приобретают общечеловеческие ценности, идеи веры и добра, милосердия.
Занятия имеют системный, последовательный подход, через игры и упражнения, беседы и наблюдения, экскурсии и посещения детьми
Слайд 13 местного храма Святого Онуфрия в будние дни и праздничные происходит комплексное воздействие на познавательную деятельность детей. Дошкольники знакомятся с батюшкой, устройством храма. Батюшка проводит с детьми беседы на различные евангельские темы, такие как: «Воскресение Господа Иисуса Христа», «О святых иконах», «Кто изображается на иконах» и др.
Слайд 14 Детям понравилось посещение колокольни, где они звонили в колокола, как Звонари. Образовательная деятельность на объединении проводятся 10-12 минут. В это время излагаются одна-две главные мысли.
Слайд 15 Остальное время (10-15 мин) посвящается другим видам деятельности - раскрашиванию, рисованию, чтению поучительного рассказа. Используется наглядный материал, аудио и видеозаписи.
Слайд 16 Изучаемые детьми темы выступают как материал для достижения целей образовательной работы-развития способностей и инициативы ребенка, овладения доступными для дошкольного возраста культурными средствами (наглядными моделями и символами). Благодаря этому дополнительная программа становится залогом подготовки детей к жизни в современном обществе, требующем умения учиться всю жизнь и при этом разумно и творчески относиться к действительности.
Слайд 17 С родителями (законными представителями) обсуждаются целевые ориентиры, на достижение которых направлена деятельность педагогов ДОУ, члены семьи включаются в совместное взаимодействие по достижению этих целей. В организации объединения создаются условия для проявления таких качеств, как: инициативность, жизнерадостность, любопытство и стремление узнавать новое.
Слайд 19 Обеспечение эмоционального благополучия ребенка достигается за счет уважения к его индивидуальности, чуткости к его эмоциональному состоянию, поддержки его чувства собственного достоинства. На занятии создается атмосфера принятия, в которой каждый ребенок чувствует, что его ценят и принимают таким, какой он есть; могут выслушать его и понять. Для обеспечения эмоционального благополучия ребенка на занятии выстраивается доброжелательное общение, без обвинений и угроз; педагог внимательно выслушивает детей, показывает, что понимает их чувства, помогает делиться своими переживаниями и мыслями; создает ситуации, в которых дети при помощи разных культурных средств (игра, рисунок, движение и т. д.) могут выразить свое отношение к личностно-значимым для них событиям и явлениям.
Слайд 18 таким обр на объеденение по основам православной культуры используются разнообразные формы работы : чтение поучительных рассказов, библии, беседы; игры нравственно-патриотического содержания; праздники; экскурсии; концерты; выставки декоративно-прикладного искусства; просмотр видеоматериала; прослушивание аудиоматериала;сюжетно-ролевые игры; дидактические игры; рисование; творческая деятельность.
Приоритетная форма – это игровые ситуации, игры с правилами (дидактические, подвижные, народные, самодеятельные игры (сюжетные, сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные).
Пребывание ребенка на занятии по основам православной культуры доставляет ребенку радость.
Учебно методический комплекс по ОПК имеет рецензию «Мариинской Епархии Русской православной церкви.
Слайд 20 Показателем того, что работа по духовно-нравственному воспитанию оказывает на детей благодатное влияние, является интерес детей к православной культуре, который они выражают в разнообразной деятельности: познавательной, продуктивной и игровой.
Детство – каждодневное открытие мира
и поэтому надо сделать так,
чтобы оно стало, прежде всего,
познанием человека и Отечества,
их красоты и величия.
«Пусть ребенок чувствует красоту
и восторгается ею,
пусть в его сердце и в памяти
навсегда сохранятся образы,
в которых воплощается Родина».
В. А. Сухомлинский.