Богданова Ирина
Экология. Проект «Дуб дождя и ветра вовсе не боится»
▼ Скачать + Заказать документы
Дуб дождя и ветра вовсе не боится
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №2 города Светогорска»
ПРОЕКТ
ТЕМА : Формирование у детей старшего дошкольного возраста познавательных интересов через экологическое воспитание
«Дуб дождя и ветра вовсе не боится.»
КПК: Современные технологии развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребёнка- дошкольника.
Выполнил: Богданова Ирина Васильевна
Девиз проекта.
Ярче, ярче солнышко с неба нам свети.
Публикация «Экология, Проект „Дуб дождя и ветра вовсе не боится“» размещена в разделах
- Ветер. Изучаем свойства ветра
- Дерево Дуб, желуди
- Деревья и кустарники
- Дождь, дождик, тучи
- Погода и природные явления
- Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Выше, выше деревце над землей расти.
Пусть услышат веточки детский голосок
Пусть с любовью вырастит деревца росток.
Паспорт проекта
Тема: «Дуб дождя и ветра вовсе не боится.»
Тип проекта : проектно - исследовательский.
Вид проекта : творческо - исследовательский.
Участники проекта : дети 6лет, воспитатель, родители.
По продолжительности: краткосрочный
Предмет исследования: деревья на нашем участке.
Актуальность:
Экологическое образование дошкольников – формирование у дошкольников экологического сознания, экологической культуры, способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу ребенка, способствует формированию положительных моральных качеств.
Проблема:
1. Деревьяокружают нас постоянно. Однако дети, как правило, почти не обращают на них внимания. Гораздо больший интерес они проявляют к животным и цветущим растениям. Кроме того, дети часто воспринимают растения, в том числе и деревья, как неживые объекты. Поскольку у них нет способов передвижения, аналогичным тем, которые есть у животных
2. Дерево- прекрасный объект для фенологических наблюдений. Так деревья имеют ярко выраженные сезонные изменения. На их примере могут быть рассмотрены взаимосвязи растений с окружающей средой и другими живыми организмами.
3. Деревьяиграют важную роль в нашей жизни. Состояние этих растений, их внешний облик отражают экологическую обстановку, в которой они обитают.
4. Деревья – это крупные объекты. С ними ребенку проще общаться «на равных», легче представить его другом.
Цель проекта :
- Исследовательская деятельность по изучению жизни дуба, деревьев во взаимосвязи с его экосистемой.
- Формировать у дошкольников представления о жизни дуба, деревьев, их взаимосвязях с окружающей средой, выявление пользы и вреда флоры и фауны экосистемы в ходе наблюдений и бесед.
Задачи:
Обучающие:
- формировать у детей представление о деревьях, дубе;
- формировать обобщенные способы умственной деятельности и средства построения собственной познавательной деятельности.
Развивающие:
- развивать умственные операции сравнения и обобщения;
- развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания из книг; любознательность, наблюдательность фантазию;
- приобретать детьми опыт исследовательской деятельности, формировать умения реализовывать интересы;
-развивать способность к прогнозированию будущих изменений;
-развивать мотивацию на здоровый образ жизни.
Воспитательные:
-воспитывать эмоциональное отношение к деревьям, общение с ними на равных;
-воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее, охранять.
Ожидаемые результаты:
-продолжается развитие личности неравнодушной, с эмоционально-ценностным эстетическим отношением к миру, в котором сочетаются качества нравственности, эстетического вкуса, коммуникативных навыков, эмпатии, образного мышления, творческих способностей.
-формируется осознанно - правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
-развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
- у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
-приходит понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно - эстетическом и практическом значении для человека.
Основные формы реализации проекта :
Визуальные наблюдения, опыты, эксперименты, индивидуальная исследовательская деятельность. Цикл бесед, цикл целевых прогулок, природоохранные акции, создание видеорепортажей и фотоальбомов, сочинение рассказов и сказок, продуктивная деятельность, развлечения.
План действий:
1. Постановка цели;
2. Поиск формы реализации проекта;
3. Разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;
4. Организация развивающей, познавательной, предметной среды;
5. Определение направлений поисковой практической деятельности;
6. Организация совместной творческой поисковой практической деятельности с родителями и детьми;
7 .Коллективная реализация проекта, его демонстрация.
Этапы проекта :
1. Подготовительный:
Цель: формирование экологической грамотности ребенка.
Задачи:
1) Развитие ребенка как личности (мышление, эмоциональные, эстетическое, сенсорное развитие).
2) Охрана и укрепление здоровья детей.
3) Воспитание любви к природе родного края.
Методы исследования: наблюдения во время экскурсий, исследования на прогулках, рисование, аппликация, ручной труд, игра, беседа, сочинение рассказов и сказок, знакомство с литературными произведениями и произведениями живописи.
2. Исследовательский:
Поиск ответов на поставленные вопросы. Работа с детьми: беседа о деревьях.
Цель: заинтересовать проблемой, выяснить представления детей о дубе, их отношение к нему.
Вопросы:
1. Чем дерево дуба отличается от других деревьев?
2. Какие деревья вы знаете?
3. Деревья - живые или нет? Почему вы так считаете?
4. Много ли деревьев растет около нашего детского сада? Как они называются?
5. Как вы думаете, кто сажает деревья? Для чего?
6. Кто из вас видел деревья в лесу? А кто их там сажает?
7. Как вы думаете, где деревьям лучше живется - в лесу или в городе? Почему?
8. Достаточно ли внимания люди уделяют деревьям? А вы лично? Помогали ли вам когда-нибудь деревья? А вы им? Приведите примеры.
9. Почему считают, что дуб самый могучий и сильный?
10. Давайте представим, что деревья вдруг исчезли. Что произойдет на всей Земле? В нашем городе? Возле детского сада? У вашего дома? Изменится ли что-нибудь в нашей жизни? А почему деревья могут исчезнуть?
3. Заключительный:
Обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов.
интеграция образовательных областей
Коммуникация
- Беседы
- Свободное общение
Познание
- Рассказ воспитателя
- Рассматривание: фото, репродукций, иллюстраций
Исследовательская деятельность:
-обследование и рассматривание листьев; коры, ствол, кроны
-определять форму: круглые, овальные, резные;
-окраску: оттенки зелёного, жёлтого и красного цвета, неоднородность цвета (пятнистость, полосатость) ;
-величину – использовать в определении более точные градации: мелкие, крупные, средние листья;
-поверхность листа: гладкий, ворсистый, блестящий – не блестящий; плотность и толщину листьев;
- дидактические игры
Чтение художественной литературы
- Чтение стихотворений, рассказов и сказок по данной теме
- загадывание загадок
- рассматривание картин, открыток, иллюстраций
Социально-личностное развитие
- Социализация
- Экскурсии: по участку детского сада и в парк
- Наблюдения
- Труд
- Безопасность
Художественно-эстетическое развитие
- продуктивная деятельность
- подборка материалов для изготовления гербария, конструирования
Музыка
-подборка классической и народной музыки, хороводные танцы
Физическое развитие
- подвижные игры, физкультминутки
Здоровье
-свободное общение «Могут ли деревья лечить?», «О пользе деревьев и кустарников»
-создание условий для самостоятельной деятельности детей
Наблюдения за деревьями, их обследование
Беседа: «Деревья нашего двора»;
Аппликация способом отрыва: «Деревья»;
Психогимнастика: «Дуб»;
Рассматривание иллюстраций с изображением деревьев, кустарников;
Дидактические игры: «Назови дерево», «Парные картинки», «Какого дерева не стало»;
Рисование: «У Лукоморья дуб зелёный»;
Подвижные игры: «Беги к тому дереву, которое назову»;
Гербарий: «Деревья на территории детского сада»; Коллекция семян и плодов;
Коллажи «Строение дуба», «Как дуб связан с животными», «Кто дружит с дубом»;
Рассказы «Моё любимое дерево»;
Алгоритм посадки жёлудей и лист наблюдений за ростом дубочков;
Видеоматериал «От жёлудя до дуба»;
Росток дубочка, помещённый в сосуд для наблюдения за ростом корневой системы;
Выращенные дубки для посадки весной на территории детского сада;
Макет дерева дуба;
Экологические знаки «Нельзя ломать ветки деревьев», «Осторожно! Молодые саженцы!»
Знакомство с литературными произведениями: В. Зотов из книги «Лесная мозаика» : «Берёза», «Дуб»; «Деревья - украшение нашей планеты».
Работа с родителями:
Консультации: «Прогулки в природу», «Зеленый мир за окном»
Участие в совместном экологическом празднике;
Изготовление книжки – малышки: «Экологические сказки»
Изготовление макета дерева дуба
Оформление фотовыставки «Зеленый дуб»
Заключительный этап:
Изготовление альбома «Береги лес».
Физкультурно-экологический праздник.
Развлечение «У Лукоморья»
Фотовыставка «Лесная сказка»